Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

Осенью 1924 года, после покоса и всех приготовлений к зимовке, в селе Мурочи Кяхтинского района у молодой семьи Юмтаровых, Доржи и Дулмы, родился первый сын – Самбу. Позднее родились сыновья Цыден-Еши, Базар, Март, Андрей и Цэвэл. Детям дали воспитание по всем традиционным бурятским канонам. Шестеро слаженных ребят, шумных и дружных, веселых и неугомонных, спешили ворваться во взрослую жизнь. Как и многие односельчане, Самбу Доржиевич учился в Царамской школе крестьянской молодежи, окончив которую с отличием, в 1939 году поступает учиться в Кяхтинское педагогическое училище.

По достижении 18 лет  после окончания училища, в сентябре 1942 года, молодой специалист  Самбу Доржиевич Юмтаров был призван на военную службу. Начальную военную подготовку прошел в 138-м артиллерийском полку Забайкальского фронта на территории Монголии. В эти непростые военные годы завоеванию господства в воздухе отводилась решающая роль в победе.  Был установлен особый принцип набора курсантов в воздушно-десантные школы   путем отбора кандидатов по физическим, медицинским, психологическим показателям и профессиональным навыкам. Самбу Доржиевич успешно прошел все испытания и в январе 1943 был направлен в Черниговское военно-инженерное училище, эвакуированное в г. Иркутск. После, в июле 1943 года, зачислен в 11-ю гвардейскую воздушно-десантную бригаду Московского военного округа.

Среди служащих воздушно-десантных войск царили высокая организация и морально-боевой дух, на них возлагалась крайне ответственная задача – уничтожение стратегических объектов и прикрытие с воздуха сухопутных войск. Боевой клич «Назло врагу и шведу» станет любимым выражением Самбу Доржиевича и в мирное время  – как призыв к устранению любых сложностей в жизни.  

Самбу Доржиевич прошел путь от простого рядового до командира отделения 2-й гвардейской воздушной армии 4-го Украинского фронта, в апреле 1945 года был ранен при взятии г. Будапешт, награжден медалью «За взятие Будапешта» (1945 год).

Фронтовая жизнь воспитала в Самбу Доржиевиче высокую организованность, ответственность и целеустремленность. Впечатленный первыми патефонами, австрийским фаянсом, разнообразием музыкальных инструментов, увиденными в Восточной Европе, он стремился применить все лучшее и в своем родном крае.   

Его супруга –  Цырма Гуруевна Юмтарова – вспоминала, как после войны молодой Самбу покорил ее задорными русскими народными танцами, игрой на мандолине и гармони, которым он научился у сослуживцев.   

Но реальность послевоенной жизни не была безоблачной. Вскоре чету Юмтаровых, молодых педагогов, направили работать в начальную школу села Бурдуны, затем в Субуктуй Кяхтинского района. Это были первые испытания на прочность – как из маленьких деревянных помещений организовать уютные школы.  

В небольших селах образовательный процесс был запущен, а вопросы с печным отоплением, освещением, питанием, снабжением методическими материалами решались в авральном режиме такими работниками, как Самбу Доржиевич.   

Спустя десятилетие после окончания войны мирная жизнь постепенно возвращается в свое русло, и в 1960 году он оканчивает филологический факультет Бурятского государственного педагогического института им. Д. Банзарова.  

Зарекомендовав себя в качестве эффективного руководителя, в 1964 году он назначен директором 8-летней школы в селе Большой Луг. По иронии судьбы, школа в Большом Лугу состояла из трех помещений, перевезенных из местности Царамы, где сам Самбу Доржиевич обучался еще до войны, приезжая из с. Мурочи.   

Безусловно, это был период, где Самбу Доржиевич всецело проявил свои лидерские качества, он рассматривал свою роль директора как представителя государства в школе и одновременно представителя интересов школы перед государством и обществом. За 23 года работы в этой должности проведет множество реформ в Большелугской школе, издаст сотни приказов (не для всех приятных), пройдет массу административных проверок, но всегда будет чувствовать поддержку коллег-соратников, которые доверились ему, встали рядом и всегда оказывали помощь. Среди них однокурсники Дугар Гомбожапович и Дулма Дондоповна Цыбиковы, заместитель директора школы Нина Будаевна Нуртдинова и Долгор Дашиевна Дансарунова. Семья Жигжитовых – Мария Самбуевна стала профессиональным тылом, а с Александром Намсараевичем их связывала страсть к рыбалке и охоте. Без преувеличения можно сказать, что школа была его жизнью, болью, радостью, вдохновением о сознании величия своего дела. Самбу Доржиевича всегда окружало множество прекрасных людей, о которых он и его семья вспоминали и вспоминают с большой теплотой и признательностью.

Обладая стратегическим мышлением, умением прогнозировать грядущие перспективы, Самбу Доржиевич сразу определил свою главную цель – преобразовать 8-летнюю школу в полную среднюю школу и построить для нее новое современное здание.  

Воспоминает М.С. Жигжитова: «Самбу Доржиевич был требовательным к себе и своим подчиненным. Он отдавал все свое время созданию материально-технической базы для школы, комплектованию коллектива квалифицированными педагогическими кадрами, работал над усовершенствованием учебно-воспитательного процесса и повышением качества обучения.  Преобразование 8-летней школы в полную среднюю дало бы возможность получить образование учащимся, не уезжая из дома. К сожалению, не все это понимали, были даже противники такого нововведения. Несмотря на все сложности, в 1964 – 1965 учебном году нам удалось запустить обучение 9 – 10 классов».  

Создание средней школы на базе 8-летней Большелугской подразумевало интеграцию еще двух начальных школ в селах Усть-Харьяст и Новодесятниково. Следовательно, потребовалось обеспечить проживание детей, приезжающих на обучение из ближних сел.  Самбу Доржиевич доказывает во всех административных инстанциях необходимость постройки отдельного интерната для проживания детей. В период острого дефицита по всей стране, а также жесткой бюрократии добиться финансирования и поддержки в строительстве интерната было практически невозможно. Но разве могли эти сложности остановить человека, перешедшего Дунай в Будапеште?  

Потребовались годы, но «назло врагу и шведу», вопреки всем преградам, Самбу Доржиевич заканчивает строительство двухэтажного кирпичного интерната для круглосуточного проживания на 100 человек. Но в семидесятые годы, даже для того, чтобы привезти прикроватные тумбы, от Самбу Доржиевича, требовались настойчивость, переговорные навыки и зачастую нередко функции грузчика.  Так, благодаря упорству директора школы, слаженной работе его команды  в сентябре 1973 года интернат открыл двери первым обучающимся. Впоследствии он стал вторым домом для сотен детей и первым домом для вновь прибывших молодых учителей.    

Будучи директором, большое внимание Самбу Доржиевич уделял работе с коллективом, где были также в какой-то мере использованы военные принципы: честность, вежливость, субординация. Многие ветераны, сотрудники школы отмечают сплоченность команды, способной решать любые вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения.   

В 1970 – 1980 гг. рождаемость в стране неуклонно росла, ежегодно увеличивалось число детей школьного возраста, Большелугский интернат был полностью заселен, а школа работала в две смены. Необходимость возведения полноценного здания школы назревала день ото дня. Зимой 1984 года часть ветхого здания школы охватил пожар, оставшуюся часть удалось спасти. Таким образом, проблема нехватки помещений для обучения встала особенно остро.    

И вновь марш-бросок! Многочисленные инспекции, хождения по ведомствам. Важно отметить, что наряду с инициативой Самбу Доржиевича по строительству новой школы  текущие вопросы по управлению большим коллективом и педагогическая нагрузка не отходили на второй план.  Благодаря тесной коллаборации всех руководящих звеньев, в 1987 году было построено и введено в эксплуатацию новое трехэтажное здание школы.   

Это был прорыв, реализация мечты, о которой грезили десятилетиями! Наконец-то каждый учитель-предметник получил отдельный оборудованный кабинет, дети могли учиться в одну смену, а вторую половину дня посвящать факультативному дополнительному образованию. Просторный актовый зал с музыкальными инструментами, оснащенный спортивный зал и спортивные поля позволяли получить статус спортивной школы. Итак, наступило последнее: приемка школы и фанфары. Мечта исполнилась  в сентябре 1987 года!  В октябре же 1987 года он сдал директорские дела, и в доме стало тихо…

 Стоит в центре Большого Луга красавица-школа с большими окнами, светлыми кабинетами. Находится она на улице, названной в честь первого профессионального доктора, нашего земляка    С.Б. Цыбыктарова.  «Здесь корни страны, села, здесь истоки народа... И сельская школа – надежда России! Пока живет школа, живет село!» – С. Михалков «Школа».  

Из воспоминаний   М.М. Дашиновой: «В Кяхтинском районе, конечно, было много других дел, и «достучаться до небес», обосновать приоритетность постройки школы в с. Большой Луг стоило Самбу Доржиевичу многих сил. Сколько энергии было у этого человека! Конечно, это был некий внутренний потенциал, но огромную роль в его жизни сыграла супруга  Цырма Гуруевна, заслуженный учитель Бурятии, талантливый педагог, обучившая грамоте несколько поколений, заботливая мама, надежный тыл на работе и дома».

В семье Юмтаровых дом был всегда полон детей, гостей, племянников. С годами отношения с учениками из наставничества перерастали в дружбу. Это ли не оценка! 

Вспоминает  Г.Г.:  Цыренжапова: «В моей памяти  СД. И Ц.Г.  Юмтаровы остаются дорогими и близкими людьми, эталоном профессионализма, учительского подвижничества. О них я всегда вспоминаю с уважением и теплотой. Очень уж нам повезло, деревенским мальчишкам и девчонкам послевоенного времени, учиться в начале жизни у таких прекрасных людей. Директором начальной школы был Самбу Доржиевич, первой нашей учительницей – Цырма Гуруевна.  Вспоминаю свою учительницу, марширующую с нами на уроке физкультуры или складывающую с учениками дрова для отопления   школы. Помню уроки пения: Самбу Доржиевич играл на мандолине, а мы все дружно пели, Цырма Гуруевна чудесно пела, разучивая с нами песни, на уроке музыки часто играл патефон».  

Из стен Большелугской средней школы за эти годы вышло много выпускников, реализовавших себя в различных видах деятельности. В самых разных уголках нашей Родины живут и работают выпускники нашей школы.  В школе создан музей, организованный под руководством  бывшего директора школы С.М. Аюшеева, где сохраняются вечные ценности: преемственность поколений, любовь и уважение к истории родной школы, стремление приумножать ее славу.   

Ветераны педагогического коллектива гордятся тем, что, получив образование, выпускники возвращаются в ее стены в качестве учителей, являясь хранителями и продолжателями лучших традиций. На сегодняшний день в коллективе Большелугской средней школы подросла достойная смена под руководством директора    Л.С. Манидаровой.

В век урбанизации отпала необходимость в Большелугском интернате. Однако благодаря усилиям местной администрации у интерната новая социальная роль – его переоборудовали в фельдшерский пункт для жителей села. Это яркий пример того, что смелые поступки и желание перемен много лет назад не канули в Лету, а получили второе дыхание и по-прежнему приносят пользу людям.  

В 2020-й, юбилейный год, когда весь мир празднует 75-летие Победы в Великой Отечественной войне, хочется напомнить дорогим читателям, как много смелых фронтовиков, вернувшись домой, заново строили и поднимали родные края, не ожидая ни почестей, ни наград: «Как бы сложно ни было, назло врагу и шведу мы преодолеем все невзгоды!». Склоняем голову перед подвигом наших отцов и дедов. Вечная память тем, кто не вернулся с фронтов, слава и земной поклон всем ветеранам войны!  

На сегодня у Самбу Доржиевича и Цырмы Гуруевны две внучки: Зинаида Александровна Юмтарова, кандидат медицинских наук, главный врач МЦ «Сонар», работает и живет с семьей в г. Улан-Удэ; Наталья Александровна Юмтарова, кандидат экономических наук, работает и живет с семьей в г. Москве; четыре правнука: две правнучки уже студентки и два правнука.

 Выражается глубокая благодарность  за предоставленные материалы-воспоминания М.С.  Жигжитовой и   Г.Р. Цыренжаповой, а также всем тем, кто с теплотой хранит воспоминания о прекрасных школьных годах.  

Похожие новости:

Общество и культура
92
Общество и культура
215
История
280
Общество и культура
657
Общество и культура
219
Общество и культура
276