Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

Много вопросов вызвал законопроект «Об особенностях установления тарифов на тепловую энергию, теплоноситель, водоснабжение, водоотведение на территории города Северобайкальска, Северо-Байкальского, Муйского и Закаменского районов», который предусматривает установление льготных тарифов для жителей этих районов из-за высокого износа инженерных сетей. 

Главный финансовый документ

На девятой сессии депутаты Народного Хурала внесли изменения в бюджет 2019 года. После предварительных обсуждений на заседаниях комитетов и в рабочих группах основные параметры бюджета выглядят так: общий объем доходов утвержден в сумме 71,2 млрд рублей, в том числе безвозмездных поступлений в сумме 43,59 млрд рублей; общий объем расходов – 72,841 млрд рублей; дефицит республиканского бюджета – 1,6 млрд рублей.

Главным вопросом декабрьской сессии стало второе чтение проекта закона Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов». Напомним, что главный финансовый документ был принят в первом чтении ровно месяц назад, после чего дорабатывался в республиканском парламенте. После внесения поправок характеристики бюджета существенно изменились. Львиная доля изменений связана с федеральными трансфертами, которые стали известны после принятия Госдумой бюджета страны на 2020 год. После значительных корректировок, которые тщательно прорабатывались в Народном Хурале на специально созданных рабочих группах, трехлетний бюджет выглядит следующим образом: в 2020 году общий объем доходов – 73,4 млрд рублей, в том числе безвозмездных поступлений –   45,3 млрд рублей; расходов –   76,1 млрд рублей, дефицит республиканского бюджета составит 2,7 млрд рублей. На 2021 общий объем доходов пока составляет 64 млрд рублей, в том числе безвозмездных поступлений – 33,7 млрд рублей; объем расходов – 64 млрд рублей, в том числе условно утвержденные расходы – 1,1 млрд рублей. В 2022 году бюджет выглядит так: общий объем доходов –  63,2 млрд рублей, в том числе безвозмездных поступлений – 32 млрд рублей; расходы – 63,2 млрд рублей.

Как отметил спикер республиканского парламента Владимир Павлов, главный финансовый документ широко обсуждался как во время публичных слушаний, так и на комитетах и рабочих группах: «Правительство защищало свои цифры, в том числе глава внес три поправки. В целом у нас 24 программы, и не по всем была ясность, так как цифры менялись».

При этом бюджет по-прежнему сохраняет свою социальную направленность – 69% заложенных средств будет направлено на развитие здравоохранения, образование, спорт и культуру. В целом на социальную политику выделено 10,4 млрд рублей – субсидии и поддержку граждан Бурятии в том числе. Расходы на образование выросли на  3,9 млрд рублей, здоровье –  на 857 млн рублей. По словам председателя комитета по бюджету Зоригто Цыбикмитова, между первым и вторым чтениями было внесено более 40 поправок на общую сумму 8,7 млрд рублей, в том числе, например, заложено 56 млн рублей на помощь гражданам в случае чрезвычайной ситуации, программа по возмещению стоимости ГСМ для предприятий АПК «подросла» на 11, 5 млн рублей.

По словам председателя Народного Хурала Владимира Павлова, удалось сохранить так называемый «депутатский фонд» – средства из которого поступают в районы на развитие общественной инфраструктуры и направляются на самые необходимые моменты, например, на устранение замечаний санэпиднадзора в детском саду и так далее. Во втором чтении эта цифра утверждена на уровне прошлого года – в объеме 400 млн рублей. 

– Муниципальные образования и главы всегда просят, чтобы эта цифра утверждалась ежегодно, поскольку в местных бюджетах не хватает средств. Два года назад было принято решение, что эти средства могут направляться не только на ремонт в школах и решение первоочередных задач, но и на ПСД по ряду объектов, – отметил спикер. – За счет этих средств мы, например, смогли построить в большинстве сельских школ теплые туалеты, что весьма немаловажно в наших условиях.

Кроме того, районам также будут выделены на дотации районам на выравнивание бюджетной обеспеченности – на следующий год, как и в предыдущие три года, утверждена сумма в размере 300 млн рублей.

Также увеличился объём Дорожного фонда, составив сумму в 4,2 млрд рублей. Это также очень важно, поскольку идет интенсивный ремонт дорог в республике по региональным и муниципальным дорогам. Будет построено в Бурятии значительное количество ФАПов, школ и детских садов, и Бурятия сможет выполнить указ Владимира Путина о ликвидации третьей смены.

– После этого перейдем к школам, признанным аварийными и ветхими, где принято решение о строительстве вместо них новых школ, – сказал спикер НХ РБ. – Эта работа   идет, есть уже реестр, по которому будут выстраиваться приоритеты   в ближайшие годы, – отметил Павлов.

Увеличилась сумма на организацию школьного питания, сегодня она составляет 220,6 млн рублей, сумма увеличилась на 87,3 млн рублей. Как отметил председатель комитета по социальному развитию Игорь Марковец, «нам удалось увеличить сумму почти в три раза: если раньше она составляла 80 млн рублей, то теперь сами видите». Он особо подчеркнул, что с мая следующего года бесплатным школьным питанием должны быть обеспечены все учащиеся 1 – 4 классов. В связи с чем сейчас возрастает нагрузка на администрации школ, которые должны будут организовать процесс.

Изменилась в сторону увеличения и сумма на поддержку АПК. Как сообщил председатель комитета по аграрному рынку Петр Носков, с 789 млн рублей ее увеличили до 1,3 млрд рублей. Так, например, выросла сумма на поддержку начинающих фермеров – если в этом году субсидии смогли получить лишь 26 фермеров-стартаперов, то на будущий год заложена сумма для 100 претендентов.

– В этом году у нас было 97 заявок на получение субсидий, но из-за того, что было заложено мало средств, пришлось дать лишь 26, – отметил Носков. – В целом мы почти вернулись к параметрам 2017 года, когда на развитие АПК было заложено 1,4 млрд рублей. Будем и в дальнейшем увеличивать средства.

На развитие экономики, по словам Владимира Павлова, заложено 2,3 млрд рублей, в том числе на поддержку предприятий среднего и малого бизнеса – 500 млн рублей.

Льготы для северян

Докладчиком по вопросу об особенностях установления тарифов на тепловую энергию, теплоноситель, водоснабжение, водоотведение на территории города Северобайкальска, Северо-Байкальского, Муйского и Закаменского районов Республики Бурятия на сессии выступил министр строительства РБ Николай Рузавин. Он отметил, что цель законопроекта – обеспечить доступность тарифов для населения и работоспособность компаний коммунальной сферы.

По словам Рузавина, сегодня в сфере жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия существует ряд проблемных вопросов, которые требуют безотлагательного решения. Состояние основных фондов жилищно-коммунального хозяйства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях характеризуется уровнем износа до 95 %, потерями энергоносителей до 30 – 50%. Существующие котельные и теплосети возводились в период строительства Байкало-Амурской магистрали и имеют избыточные мощности, что в комплексе приводит к убыткам в связи со сверхнормативными расходами ресурсоснабжающих организаций на топливо и электроэнергию.

В то же время рост тарифов для населения ограничен индексом вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, ежегодно утверждаемым правительством РФ. Поэтапный учет снижения полезного отпуска в тарифах, как это предусмотрено законодательством, приводит к возникновению недополученных доходов у организаций, что ежегодно приводит к банкротству ресурсоснабжающих компаний. Как отмечают разработчики документа, выходом из ситуации высокого уровня износа сетей могут стать инвестиционные программы, направленные на модернизацию и (или) реконструкцию систем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, однако в этом случае рост тарифов для населения также органичен. Таким образом, отметил Рузавин, решить проблему можно через установление льготных тарифов. По закону  Бурятия может сделать это в рамках своих полномочий. В 2020 году реализация программы потребует выделения 198 млн рублей.

На сессии вопрос вызвал бурное обсуждение, не все парламентарии согласились с формулировками, предложенными в документе. По их мнению, в представленном варианте содержатся юридические разногласия, которые позволят оспорить закон в случае его принятия.   

На сессии взял слово глава республики Алексей Цыденов, он отметил, что в северных районах давно уже копятся и требуют срочного решения вопросы, связанные с оплатой услуг по тепло- и электроснабжению. Так, идет расселение аварийного жилья, и, например, в многоквартирном доме могут быть заселены не все квартиры, но отапливать приходится дом целиком. Или может быть лишь несколько жилых домов в квартале, а для их отопления приходится отапливать квартал целиком. В Муйском районе в прошлом году решили полностью переселить жителей двух кварталов, и это было дешевле, чем продолжать поставлять тепло в эти дома.

– Сегодня нет возможности переложить на плечи жителей все затраты по теплоснабжению. Там ни один житель сегодня не потянет полную стоимость услуг по теплоснабжению, и поэтому мы разработали закон, который может компенсировать населению разницу между суммой, которую они могут платить и реальными расходами компаний, – отметил Цыденов. – У нас ежегодно банкротятся предприятия, копятся долги по электроэнергии, что может привести к потере скидки для электроэнергии для всей республики. В случае принятия закона у компаний появится источник доходов для модернизации сетей, чтобы снизить там потери.

По словам Анатолия Кушнарева, принятие закона приведет к постепенной экономии бюджетных средств, так, за период 2020 – 2023 годов экономия расходов республиканского бюджета составит 201,3 млн рублей. После окончания реализации инвестиционных программ, начиная с 2024-го, экономия расходов будет составлять около 160 млн рублей ежегодно.