Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

В Улан-Удэ обозначили реальные размеры увеличения тарифов на проезд в общественном транспорте, в ответ депутаты выразили перевозчикам свои претензии.

О том, что цены на проезд в маршрутках города поднимутся, заговорили еще задолго до того момента, как на прошлой неделе перевозчики подали в комитет экономического развития и туризма администрации Улан-Удэ необходимую документацию. Тогда же стало известно, что «потолок» цены перевозчики обозначили в 41 рубль. Такой тариф горожан, понятно, не обрадовал.

Пора сесть за круглый стол

29 ноября Общественный совет г. Улан-Удэ провёл расширенное заседание, где обсудили ситуацию в сфере перевозок пассажиров на городских автобусных маршрутах и способы решения проблем. В работе заседания приняли участие уполномоченный по правам предпринимателей РБ, депутаты горсовета, представители перевозчиков и общественности города.

Председатель Общественного совета Владимир Сажин, открывая заседание, обозначил основные, давно назревшие проблемы в сфере пассажирских перевозок. По его словам, в Общественный совет города систематически поступает много звонков о проблемах работы общественного транспорта.

– В частности, горожане жалуются на нарушение графика в работе многих маршрутов, после 20 часов ситуация еще хуже. В часы пик автобусы переполнены. Кроме того, немало нареканий на культуру обслуживания водителей и санитарно-техническое состояние автотранспорта, – рассказал Сажин.

С другой стороны, у перевозчиков свои аргументы: растёт цена на запчасти, падает их качество, заметно выросли цены на бензин, дизтопливо. Сегодня, согласно требованиям, практически все автобусы должны быть оснащены информаторами, тахографами, системой ГЛОНАСС – всё это требует значительных вложений. При этом, напомнил выступающий, стоимость проезда в последний раз повышалась в 2016 году, практически четыре года назад, и всего на три рубля.

Красноречивой иллюстрацией истинного положения вещей в этой сфере на данный момент служат цифры по оттоку транспорта – за последнее время из перевозок ушло практически более 700 тыс. единиц автотранспорта.

Устали работать на грани выживания

Председатель профсоюзов работников автомобильного транспорта Бурятии Игорь Сластин подтвердил информацию и высказал серьёзные опасения, что скоро у нас не останется профессиональных перевозчиков, а с наступлением настоящих морозов это может обернуться настоящим коллапсом. По его словам, лучшие профессионалы вынуждены уезжать из региона – их приглашают или они сами ищут работу вахтовым методом.

– Надо смотреть на вещи реально, это не прихоти и не жалобы – просто такова сейчас ситуация. Я не предлагаю сравниваться с Москвой, у нас нет пассажиропотока даже как в Иркутске. В Чите вот меньше, чем у нас, так и цены у них теперь 29 рублей. Нам всем, и водителям, и пассажирам, необходимо думать о надёжности и качестве в этой сфере – ведь это, прежде всего, наша с вами безопасность, наших близких. Поэтому считаю  тариф в 28 рублей днём и 30 в вечернее время вполне способен остановить отток автомобилей и водителей-профессионалов, – объяснил свою позицию представитель перевозчиков.

При этом он уточнил, что ранее озвученная сумма в 41 рубль – это реальная себестоимость одного пассажира, это широкое понятие, но не тариф. Также он предложил пересматривать стоимость проезда в начале каждого нового года  в соответствии с официальным уровнем годовой инфляции, как это делается в других сферах и отраслях производства.

Специалисты также отметили ещё одну причину ухода людей с маршрутов – это все возрастающая транспортная нагрузка в городе и бич всех горожан – постоянные пробки. Если буквально несколько лет назад водитель делал за смену в среднем три круга, то сегодня за то же время – два. Из-за чего автоматически падает окупаемость рейса.

По данным комитета по транспорту администрации г. Улан-Удэ, за три – четыре последних года количество автомобилей только в черте города выросло с 97 тысяч до 147 тысяч. По последним расчётам, например, по маршруту №2, если он раньше проходил круг за 50 минут, то сейчас это время увеличилось до полутора часов.

Поможет ли оптимизация?

Перераспределить растущий поток автомобилей в городе сегодня практически не представляется возможным. Даже строительство вожделенного третьего моста разгрузит движение предположительно на 30%.

– Важно понимать, что сегодня мы должны не только обсуждать стоимость проезда.  Есть реальная необходимость пересмотреть маршрутную сеть, внедрять новые подходы, в том числе электронные платежи  как единый проездной билет. Пришло время проработать перехватывающие маршруты, определить выделенные полосы, другие возможности приоритета общественного транспорта. Мы сейчас прорабатываем технологию анализа пассажиропотока, эффективности работы городского общественного транспорта. Я это к тому, что нужно подходить к решению проблемы системно, дальновидно, – заявил депутат Сергей Бурдиков.   

Представители перевозчиков признают, что в городе много дублирующих друг друга маршрутов, в связи с чем водители вынуждены «носиться наперегонки», что тоже не добавляет никому безопасности и комфорта.

– Например, если «слить» №57 и №63, то можно повысить частоту машин и заодно удлинить маршрут, что будет оптимально как для водителей, так и для пассажиров, – высказался один из них. – Что касается выделенной полосы, конечно, это было бы замечательно, позволило бы даже снизить тариф, но улицы наши не везде даже в две полосы. Развязка и третий мост нужны как воздух. А на данный момент оптимальный вариант – удлинить маршруты и сократить их количество.

Были высказаны дельные предложения от общественников города: с ними выступали представители ТОСов города и даже школьник. Среди предложений – ввести электронные платежи, специальные пластиковые проездные, систему штрафов за безбилетный проезд и пр. 

Все предложения были внесены в проект решения заседания. Сам вопрос повышения тарифа ещё не решён. Он должен пройти обсуждение в горсовете, после чего утверждение тарифов произойдёт на сессии депутатов.

Марина Иванова