ГОСАРХИВ: 47 жертв забайкальского полковника

8 августа 1994 года на полосу военного аэропорта Джида сел тяжелый транспортник Ил-76, прилетевший из Читинской области. Вопреки обычной обстановке, у полосы столпилось множество народу. А самолет зарулил на стоянку, и из него бойцы-срочники стали выгружать гробы. Один, второй… Десятый… Двадцатый. Всего 47 закрытых гробов было выставлено в ряд на кромке летного поля. Зазвучал траурный марш. В толпе раздались плач и крики
Происшествия |
Фото ГОСАРХИВ: 47 жертв забайкальского полковника

Так прощались с жертвами одной из самых страшных авиакатастроф за всю историю Забайкалья. Это было четверть века назад, в августе 1994 года. И, как говорится, хоть, возможно, и не к месту, трагедии можно было избежать.

Приказ на посадку

Военно-транспортный самолет Ан-12 в 6.15 утра вылетел из Читы с аэродрома «Черемушки» и через полтора часа прибыл на военный аэродром Джида в Бурятии. Там он дозаправился и принял на борт 41 человека. Основная часть – офицеры, но были среди них и гражданские лица – родственники военнослужащих, в том числе и несколько детей. Конечным пунктом маршрута был военный аэродром Домна под Читой.

Однако уже перед самым вылетом планы поменялись. Поступил приказ сделать посадку на аэродроме в поселке Бада Хилокского района. Приказ поступил от руководителя полетами, а, как рассказывали очевидцы, тому отдал распоряжение командующий 23-й воздушной армией генерал-лейтенант Анатолий Васильев.

Зачем понадобилась эта срочная подсадка? Нет, не для того, чтобы взять на борт тяжелобольного, срочный военный груз или роженицу. Просто командир авиаполка в Баде полковник Александр Жарков должен был прибыть в этот день на военный совет в штаб армии. И опять же не для решения важных оперативных задач. На этом совещании должен был получить необходимые подписи для рекомендации на поступление в Академию Генштаба. Трястись на полковом «УАЗе» 380 километров господин полковник не желал. Потому упросил командование армии приказать экипажу совершить посадку.

Условия задачи

В тот день над Хилокским районом стояла низкая облачность. Нижняя граница находилась всего в 400 метрах от поверхности земли. А очевидцы тех событий утверждали, что видимость была нулевой – взлетно-посадочную полосу не было видно даже с вышки руководителя полетами.

Вылетев в 9 часов утра из Джиды, Ан-12 долетел до Бады через полчаса. В такой метеообстановке командир корабля принял решение сделать контрольный заход для установления условий посадки. Руководитель полетов дал добро на этот манер. Было решено совершить заход в районе дальнего привода – так называют радиостанцию, которая заводит самолеты на посадку путем подачи специальных сигналов. И вот тут началась та самая цепь трагических ошибок. Выполнив заход на посадочный курс, самолет отклонился от направления на полосу примерно на полкилометра. Руководитель полетов стал корректировать движение. Но из-за рельефа местности первая команда на изменение курса не была услышана. А вторая прозвучала уже поздно. В это время самолет летел на высоте всего 250 метров над поверхностью земли – только так можно было визуально ориентироваться на местности. Выше уже шли сплошные облака. При такой высоте отметка самолета пропала с экрана локатора на аэродроме. В это время угол снижения резко вырос с шести до 15 градусов. К тому же машина опять отклонилась от посадочной глиссады (линии захода на посадку) на 400 метров. Скорость снижения составила примерно четыре метра в секунду. До начала посадочной полосы осталось 5200 метров, когда тяжелая машина зацепила крылом вершину сопки. После этого самолет потерял управление, рухнул на сопку и взорвался. В его баках было слишком много горючего – ведь беспосадочный рейс был определен до Домны. Бушующее керосиновое пламя не пощадило никого – погибли все 47 человек.

«Голову мы искали часа два»

На вышке руководителя полетов началась паника. Самолет не отвечал на вызовы диспетчеров. А потом из-за сопок показался огромный гриб черного дыма. Паника продолжалась еще какое-то время, пока к месту не был выслан вертолет с командой спасателей. Но спасать было уже некого.

Вспоминает один из участников событий:  «Я тогда служил командиром взвода охраны. Нас отрядили собирать тела погибших. И это было страшно. Большинство тел превратились в обугленные запекшиеся куски. Те, кого выбросило мощным взрывом, тоже были обезображены. Я помню тело капитан-лейтенанта Военно-морского флота без головы. При нем была папка с документами «Секретно» — он и мертвый не выпустил ее из рук. Голову мы искали долго, часа два, по всем кустам, пока нашли. Нам потом командование части выдало пару ящиков водки для снятия стресса. Даже срочникам разрешили напиться. Но не помогло.

Поиски тел продолжались двое суток. В это время в Баду уже прилетела группа специалистов для идентификации останков.   Большинство были опознаны лишь по именным армейским жетонам. Одно тело так и осталось неопознанными. Впоследствии оказалось, что это был некий коммерсант из Нахичевани.

Следствие ведут…

В это же время начала работу комиссия по расследованию причин катастрофы. И вот тут у нее сразу возникли вопросы. Главный из них — почему руководитель полетов не отдал команду экипажу немедленно уходить на второй круг, когда самолет пропал с экранов радара? Кстати, руководил в тот день полетами сам комполка Жарков, по просьбе которого и была дана команда на внеплановую посадку.

Выяснилось еще одно страшное, просто преступное обстоятельство. Правда, в официальных документах оно не получило отражения. Но комиссии стало известно о том, что в момент захода Ан-12 на посадку было отключено электроснабжение части. Якобы подача электроэнергии была прекращена за долги. Учитывая беспредел, творившийся в те времена, это вовсе не кажется неправдоподобным. Вот только почему при отключении системы обеспечения безопасностью полетов не перешли на аварийную автономную схему? Или ее уже тогда там не было?

Спасибо деду за Победу…

Официальные выводы комиссии объявили виновных. Ими стали как руководство полетами, так и экипаж. Причиной происшествия названо снижение экипажем ниже высоты установленного для него метеорологического минимума без визуального контакта с землей и грубые ошибки в выдерживании режима полета на посадочном курсе. Также было установлено руководство полетами неполным составом  и управление в зоне посадке лицом, не имеющим допуска. Выявили эксперты и неудовлетворительное метеообеспечение, а также непрофессиональные действия сокращенного расчета группы руководством полетами при управлении экипажем при заходе на посадку.

Судьба руководителя полетами в лице комполка Жаркова была решена. Он был разжалован и предан трибуналу. Но, выслушав приговор, семь лет лишения свободы, он спокойно вышел из зала суда. В то время была объявлена амнистия в связи с 50-летием Победы. Так избежал тюрьмы полковник, по прихоти которого ушли из жизни 47 семь человек.

 

«Черный август»

Катастрофа Ан-12  1994 года стала самой крупной в Забайкалье среди военных судов, и второй по масштабам в общем списке  после взрыва Ту-104 в мае 1973 года. Но любая авария несет с собой человеческие жертвы, и неважно, сколько их было. За 10 лет до трагедии в Баде, в Читинской области, разбился такой же транспортник Ан-12. Он упал на поле недалеко от села Новотроицк. Погибли шесть человек экипажа. Больше на борту никого не было.

Военный борт вылетел 27 августа 1984 года с аэродрома Укурей в Чернышевском районе (ныне заброшен), где базировался 192-й военно-транспортный авиационный полк. Полет был учебным. Во время выполнения разворота с набором высоты внезапно отказали три двигателя из четырех. Самолет стал терять высоту. Командир суда решил тянуть до аэродрома в Чите, но понял, что мощности одного мотора не хватит. Тогда было принято решение садиться без выпуска шасси на поле. Однако в баках осталось много невыработанного топлива. Совершив жесткую посадку, Ан-12 взорвался. Причиной оказалось некачественное топливо. А проще говоря, авиационный керосин был разбавлен водой.

https://www.komenti.ru

Кол-во просмотров: 2457

Поделиться новостью:


Поделиться: