Новый арт-объект на железнодорожном вокзале Улан-Удэ

Туристов в Улан-Удэ будут встречать картины, созданные в сложнейшей технике флорентийской мозаики, заслуженного художника России Юрия Мандаганова
Общество |
Фото Новый арт-объект на железнодорожном вокзале Улан-Удэ

Туристов в Улан-Удэ будут встречать картины, созданные в сложнейшей технике флорентийской мозаики, заслуженного художника России Юрия Мандаганова. Четыре панно украсили вестибюль железнодорожного вокзала. Отметим, реконструкция железнодорожного вокзала – это масштабный и непростой проект. Работать мастеру со своей командой пришлось в сжатые сроки – с ноября прошлого года.

По словам художника монументалиста, мастера флорентийской мозаики Юрия Мандаганова, необходимо было создать панно, которое гармонично вписывалось бы в общую концепцию архитектуры.

– Архитектура специфичная, здание построено в 30-50-ые годы. Нужно было деликатно внедриться, не нарушая больших объемов. Соблюсти масштабы и размеры. Данный проект выполнен институтом «Иркутскжелдорпроект». С ним мы прорабатывали детали. Вариантов было много. Вокзал – это ворота республики. Мы должны, приезжающим и отъезжающим пассажирам, рассказать об истории Бурятии. Наш Великий чайный путь исчез с появлением железной дороги. На одном из панно мы видим мужчину за чаепитием. Кошечки тоже создают домашний уют. На второй картине "Торг" главным героем является продавец с весами. Его окружают купцы разных национальностей. Мне хотелось передать дух того времени, – отметил мастер.

Перед командой стояла непростая задача. Ведь флорентийская мозаика – это вид монументальной живописи, где все должно быть лаконично.

– Это ни повесть, ни рассказ, чтобы все описывать. Зритель должен принять соучастие в рассмотрении данных работ. Часто они обращаясь ко мне говорят: "Юрий, чем дольше мы смотрим на картину. Тем больше мы видим". Камень – это живой материал. Люди все по-разному воспринимают красоту, – отметил Юрий Мандаганов. – Каждый находит для себя интересные моменты. Допустим, камень серпентинит. Он очень красивый по фактуре и по строению. Разглядывая этот камешек, мы видим космическую глубину. Это навевает на какие-то мысли.

Панно художника монументалиста Юрия Мандаганова станут центральными произведениями искусства, которые привлекут внимание и представят красоту самоцветов Байкальского региона.

– Бурятия – это богатейший край по своим природным богатствам. У нас столько самоцветов. Вот мы идем и даже не замечаем, что споткнулись о гранит, мрамор, яшму. Может быть все что угодно. Эти мозаики, наряду с тематической загруженностью, несут и познавательную функцию. Камни это наш регион. Они заряжены позитивно, – сообщил мастер. – В работе использовали серпентинит, офикальцит (Окинский район), черный галенит (Селенгинский район), мрамор (Слюдянка) и т. д. Есть изюминки. Где-то кусочки лазурита, чароита.

На противоположной стена расположились два панно "Мифы и легенды Байкала". Каждое панно весом около 350 кг. держится на анкерных болтах. Прием испытанный и отработанный командой мастера.

– Главная героиня – это дочь Байкала. Это утро, может вечер. Видны мифические животные. В даль уплывают какие-то рыбаки. Кто-то провожает, кто-то встречает. Игра пятен, цвета и ритма. Нужно было малыми средствами передать загадочность, интерес, сказочность нашего великого озера, – рассказал Юрий Мандаганов. – На правой стороне –обобщенная Бурятия. Основной упор я сделал на духовность. Там буддийские дацаны, православные храмы. Где-то театр оперы и балета проглядывает. На общем фоне девушка, играющая прекрасную мелодию.

Юрий Мандаганов – это один из немногих мастеров в Сибири, который активно работает в технике флорентийской мозаики. Техника считается самой трудоемкой, требующей личных вложений, множество усилий, знаний и практики. До сих пор в этом направлении трудится не так много мастеров. Художник мечтает о создании в Бурятии школы флорентийской мозаики.

– Это трудоемкий процесс, который имеет много циклов. Мало найти и привезти камни. Нужно его распилить, чтобы увидеть внутреннее состояние сырья. Только когда распилишь глыбу, смочишь его, то увидишь с чем предстоит работать. Или балласт, или же чудесная красивая структура, – отметил он. – Камни имеют свою характеристику. Одни мягкие, другие хрупкие, бывают вязкие, иногда рассыпаются в руках. И все это должно соединится в одну целую картину. Флорентийская мозаика тщательная и скрупулёзная, швы практически не должны быть видны. Важна тщательность. И времени уходит много.

В сжатых сроках команда работала почти круглосуточно. Все были одержимы идеей сделать, установить и показать картины. У каждого панно будет подсветка. Ведь произведения искусства должны быть достойно поданы.

Юрий Мандаганов является членом Союза художников России, удостоен звания «Народный художник Бурятии», «Заслуженный художник России», имеет благодарность Российской академии художеств, Лауреат Государственной премии Бурятии, в 2012 и 2016 годах награжден Золотой медалью союза художников России, медалью «И.И. Шувалова» «Российской академии художеств». Работы автора находятся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи, Государственном музее Востока, музее Н.Фешина (США), в коллекции Владимира Путина, Сергея Миронова, Германа Грефа, Алексея Кудрина, главы российского императорского дома Марии Романовой, Роберта Турмана, экс-главы Монголии Элбэгдоржа и многих других.

На счету мастера более 30 персональных выставок, которые проходили во многих музеях Москвы, а также Томска, Новосибирска, Иркутска, Читы, Омска, Улан-Батора, США и др. Юрий Мандаганов успешно работает не только в технике флорентийская мозаика, но и в области графики, скульптуры и инсталляции.

Кол-во просмотров: 610

Поделиться новостью:


Поделиться: