Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

В конце сентября Бурятский государственный университет провел стратегическую сессию. Цель – повышение конкурентоспособности университета  в условиях цифровой трансформации современного образования, корректировка существующей стратегии и разработка новых векторов развития.

Всего на выездную стратсессию отправилось порядка 70  человек, участниками стратегической сессии являлись деканы, начальники структурных подразделений и сотрудники университета, которые, по мнению коллектива, являются авторами, инициаторами или активистами в различных проектах   университета.

Для организации работы участников была приглашена команда профессиональных модераторов из города Иркутска под руководством кандидата физико-математических наук Михаила Просекина, федерального эксперта НТИ, первого научного руководителя проекта «Кванториум» и технологического предпринимателя.

 Все участники были разделены на пять тематических рабочих групп:

  1. «Работа с абитуриентами»;
  2. «Международное сотрудничество»;
  3. «Цифровые продукты»;
  4. «Сетевое взаимодействие»;
  5. «Межфакультетское и междисциплинарное взаимодействие».

– Я вошла в группу «Межфакультетское и междисциплинарное взаимодействие». И во время сессии у нас появилось несколько проектов, которые в ближайшее время будем защищать перед экспертной комиссией, –  говорит директор педагогического института БГУ, доктор педагогических наук, профессор Нина Дагбаева. – Что бы хотелось отметить, такого рода сессии важны и нужны. Возможно, по разным площадкам в разном составе они раньше были, но чтобы весь университет вышел, такое в первый раз.  Я сразу и сказала, что подобные сессии нам надо было инициировать четыре года назад, когда новое руководство пришло, чтобы для себя, так сказать, получить ориентиры. Второе – мы увидели нашу смену, порадовались, что есть амбициозные молодые люди, готовые что-то менять, что-то делать. Третье – очень важный результат, который в граммах не взвесишь , а именно  создание общего духа сотрудничества, единой команды. И очень важно, что мы смогли обсудить различные проблемы университета. Конечно, начался определённый пинг-понг – кто хорош, кто плох. Но это важно было проговорить, платформу для сотрудничества можно найти только тогда, когда все выскажут какие-то взаимные претензии.  Как говорится , на войну можно пойти в одиночку, а строить мир можно только вместе, поэтому все «повоевали», но потом решили, что лучше вместе идти дальше.  И это, я думаю, еще одна важная вещь от такого собрания. 

Вместе вузу предстоит двигаться в самом главном направлении – развитии учебного заведения как конкурентоспособного на российском и международном рынке образовательных услуг  как организации, умеющей и понимающей, как заработать деньги. Реальность такова, что высшее образование в России все меньше зависит от только бюджетных вливаний – такую задачу перед руководителями вузов ставит федеральное Министерство науки и высшего образования.

–  Задача была вместе, всем коллективом сгенерировать какие-то новые идеи, предложения, в каком направлении стоит двигаться, отличном от текущего, привычного формата, –  отметил директор молодежного бизнес-инкубатора БГУ Андрей Кутумов.  – Нам было очень важно с коллегами проговорить и донести информацию, что мы не должны уповать только на бюджетную поддержку, потому что это становится небезопасно для вуза. Мы должны быть устойчивы в своем развитии.

В преддверии стратсессии, в июле 2019 года, большая команда Бурятского государственного университета участвовала в научно-образовательном форуме-интенсиве «Остров 10 – 22» в Сколково.  Его цель – создание и развитие команд региональных университетов, которые смогут реализовать системные изменения в сфере подготовки кадров для технологического развития страны. По окончании интенсива командой Бурятского государственного университета в числе первых  30 вузов страны был заключен меморандум с Агентством стратегических инициатив.

– На сессии уже появились в качестве идей и предложений варианты, над которым сейчас коллеги будут прорабатывать. И задача как раз таких проектных команд, которые там сформировались и будут еще доукомплектовываться из сотрудников университета, – проработать проект исходя из тех критериев и ограничений, которые вуз видит важными, – говорит Кутумов. –  Это привлечение дополнительных финансов, привлечение контингента, вклад в развитие городской среды, региональной системы, имиджевые мероприятия.

Еще в ходе сессии в адрес руководства прозвучало пожелание – подобного рода мероприятия надо было проводить раньше. Но как считает Андрей Кутумов, именно сейчас настал тот момент, когда есть все предпосылки для того, чтобы проводить сессию и притом с результатом.

– В итоге ведь мы должны получить изменения процессов, которые есть в университете. Проекты призваны усовершенствовать существующий процесс и вывести его на новый уровень, и чтобы он заработал так, как должен работать в современном прогрессивном вузе. К тому же именно сейчас меняется макроситуацияв высшем образовании, и мы по этим новым правилам должны играть».

Играть по новым правилам в вузе намерены более чем серьезно. Как считает Нина Дагбаева, «сейчас даже народ особо руководство-то не будет спрашивать:  выявилась потребность  – выявились люди, которые готовы взять на себя ответственность и по своим проблемам могут координирующую роль сыграть. Есть общая установка – должен быть лидер, готовый и на себя взять ответственность и умеющий сплотить команду».

Ректор БГУ Николай Мошкин отмечает, что благодатная почва для проектной работы в вузах сформировалась именно сейчас: «Университеты – это живые организмы, которые трансформируются и развиваются вместе со всей страной. За последние полтора-два года в сфере высшего образования России сформировалась такая питательная среда, которая позволяет выращивать команды, способные реализовывать самые смелые идеи. Команда нашего университета сама через это прошла на образовательном интенсиве «Остров 10-22». Многими технологиями проведения форума вооружились у них, кое-что разработали сами с учетом нашей специфики, в итоге проведения стратсессии появилось новых  девять проектов, которые после доработки  будут реализованы. При этом на проекты и их будущие плоды нужно смотреть широко. Они принесут пользу не только нашему университету, но и всей Бурятии».

По мнению ректора, в некоторых областях Бурятия вполне может посоперничать с Москвой: «Как отметил президент Путин на заседании наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив, в искусственном интеллекте заключены огромные возможности для образования. Человек и системы искусственного интеллекта сегодня уже могут учиться друг у друга. Сейчас в нашей стране активно работают над проектами, связанными с ИИ, пожалуй, только в Москве, притом они тоже в самом начале пути. А почему бы и в Бурятии не заняться подобной работой. Наши ребята как минимум не менее одарены и талантливы и, на мой взгляд, ещё и обладают рядом преимуществ».

Итогом 3-дневной работы групп стала разработка девяти проектных идей и предложений, которые должны быть проработаны в течение месяца и представлены экспертной комиссии. Среди которых внедрение новой глубинной модели работы с абитуриентами по узким тематикам (искусственный интеллект, биологическое моделирование и т.п.), разработка системы работы и взаимодействия с клиентами и обучающимися, создание на базе университета центра подготовки иностранных абитуриентов к российской системе высшего образования и подготовки российских абитуриентов к обучению в странах Азии. Результатом защит станет поддержка проектных команд ресурсами и выделение им финансирования на будущий календарный год.