Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

В Улан-Удэ второй раз проходит уникальный для Сибири и Дальнего Востока фестиваль «Типомания». В этом году фестиваль поменял локацию – теперь площадкой для фестиваля выступил двор Республиканской типографии, что более чем логично – ведь фестиваль «Типомания» о печатном дизайне, книгоиздании, графике и шрифтах.

Организатор фестиваля и главный его идейный вдохновитель Дмитрий Галсан рассказал «Новой Бурятии», как получилось, что в этом году площадкой для фестиваля стал двор типографии.

- Мы очень долго искали место для проведения фестиваля в этом году. Место должно было быть в центре города, это обязательное и необходимое условие любого городского события, которое рассчитано на молодую и творческую аудиторию. И кто-то сказал, что, возможно, в Республиканской типографии есть место. Мы пришли в типографию, предполагая, что это будет помещение, а директор спросил нас: а не хотите ли посмотреть двор? Мы посмотрели, и нам понравилось, и он сказал нам: мы можем вам дать гараж, и вот это помещение, и вот это. И эта площадка стала для нас вызовом, ведь мы не могли найти другие альтернативы и варианты, - рассказал Дмитрий.

Отметим, организаторам удалось сделать так, что все же эта локация как нельзя кстати стала отражать главную идею фестиваля – будоражить умы молодых представителей творческих профессий. Двор Республиканской типографии преобразился на время фестиваля, но атмосфера типографии осталась в виде кирпичных стен гаража, больших рулонов газетной бумаги, которые организаторы использовали как тумбы для афиш и постеров, и в виде большого пространства гаражей, в которых представлена фишка улан-удэнской Типомании – монгол бэшэг. Дух андеграунда подчеркивает современная электронная музыка, перемежающаяся со звуками морин хуура – на импровизированной сцене выступает известный бурятский артист Виктор Жалсанов.

В 20 часов во дворе типографии пройдет вечеринка, свои сеты исполнит гость фестиваля из Германии Heimer, совместно с Виктором Жалсановым они создадут коллаборацию. Кстати, приезд гостей из Германии, больше участников из Монголии и соседних городов и расширение фестиваля в сторону музыки – в этом и есть главное отличие, кроме локации, нынешнего фестиваля от прошлогоднего.

В этом году приехали ребята из Германии дизайнер Кристина Хубер и дизайнер и электронный музыкант Heimer, и это показывает, что фестиваль сегодня расширяется. Мы хотели позвать их и в прошлом году, но не смогли найти финансирование. А в этом году нам помог Институт Гете из Новосибирска. Также, как и в прошлом году – обязательные гости из Монголии со своей программой монгол бэшэг и каллиграфии, хотя их в этом году меньше. Из Казахстана приехал наш бурятский историк Николай Цыремпилов, он специально поменял свои билеты, чтобы выступить на фестивале завтра, 21 сентября. Отрадно, что на фестиваль приехало много ребят из Читы, Иркутска. Фестиваль расширяется не только наполнением, но и географически - и в этом главное отличие фестиваля.

По преображенному двору типографии гуляют молодые люди, поодиночке и группами, останавливаются у плакатов, пританцовывают под музыку, обсуждают увиденное и снимают фото, видео и стримы для соцсетей. Также, как и в прошлом году, после окончания фестиваля организаторы отследят все посты с хэштегами, соберут отзывы и подведут некий итог.

В этом году Дмитрий выступил на корневом фестивале в Москве и там рассказал о том, как прошел фестиваль Типомания в Улан-Удэ в 2018 году. Фактически, там он представлял Бурятию и Улан-Удэ как одну из современных культурных столиц России с уникальными, благодаря своему географическому расположению, творческими возможностями.

- В Москве я делал презентацию Улан-Удэ и Бурятии с серией творческих дисциплин. И я до сих пор убежден, что этим фестивалем мы показываем то, что в нашем городе есть большое количество людей, которым, как минимум такое интересно. И мы считаем, что для того, чтобы в городе таких активностей проходило больше, нам нужна определенная локация.

Вопрос об арт-кластере для столицы Бурятии сейчас, среди стен заднего двора типографии, звучит острее, чем, когда бы то ни было. Такие ребята в Улан-Удэ, как те, которые проводят фестиваль Типомания; как Аюна Дашинимаева, которая проводила в этом году первый книжный фестиваль для детей «Бумажный ключ»; и как многие другие, которые самостоятельно придумывают и организовывают разные творческие активности для молодежи, сегодня практически создают запрос на появление в столице Бурятии современного арт-кластера.

Мы разговаривали и с этими ребятами, и с организатором «Голоса кочевников» Натальей Улановой, и мы солидарны в том, что все мы упираемся в одно – отсутствие инфраструктуры. Нам нужно открытое пространство от 1000 до 2000 кв. м. в центре города. И дело здесь даже не в Типомании, и не в конкретных интересах лично меня и кого-то еще. Здесь дело в интересах города. Если мы хотим, чтобы в Улан-Удэ была интересная «движуха», значит, такой объект городу нужен.

Завтра, 21 сентября, на фестивале продолжат работу мастер-классы, лекции, выставка, а вечером в ресторане "Дели" пройдет вечеринка.

Беседовала Татьяна Олзоева