Такси преткновения

Прошло четыре месяца с момента принятия закона об отмене обязательности особого цвета такси. Что сделано? Сколько разрешений выдано? Все ли перевозчики вышли из тени? И отчего снова в этой сфере неспокойно?
Экономика |
Фото Такси преткновения

И вновь в Народном Хурале Бурятии заговорили о такси. Рабочее совещание на тему «Тенденции развития таксомоторного рынка в Республике Бурятия. Проблемы и решения» собрало за одним столом депутатов, представителей Минтранса Бурятии, налоговой службы, ГИБДД, таксопарков города Улан-Удэ, агрегаторов служб такси «Максим» и «Яндекс».

Не секрет, что в последнее время рынок такси лихорадит не на шутку. С одной стороны перевозчиков стало больше и дешевле тариф, с другой – именно таксисты отличились в Бурятии протестными акциями, подмочив репутацию республиканских властей.

Особенно памятны апрельские демарши таксистов на площади Советов. Тогда в Народный Хурал был внесен законопроект об отмене обязательности цветовой гаммы такси. Одни перевозчики бастовали, одобряя нововведение, другие – желали сохранить «цветность» такси, ведь Народный Хурал буквально четыре года назад ввел этот пункт, и многие таксисты перекрасили свои автомобили.

В этой связи в республиканском парламенте апрельские дебаты, посвященные проблемам такси, были жаркими. Немало было тех, кто говорил о спешке и недоработках законопроекта о цвете такси. Однако аргумент о том, что «полтыщи бомбил легализуются» сделал свое дело. Кто не согласится на то, что бюджет будет пополняться? Вот и проголосовали.

Остались в тени

И вот прошло четыре месяца с момента принятия закона об отмене обязательности особого цвета такси. Что сделано? Сколько разрешений выдано? Все ли перевозчики вышли из тени? И отчего снова в этой сфере неспокойно?

 - Социальная роль такси  важна в обществе. Рынок такси Бурятии большой, он оценивается в сумму от 1,5 до 2,5 млрд рублей, но налогов от него мизер, – отметил, открывая совещание, зампред комитета Народного Хурала по экономической политике Егор Олзоев.

Парламентарий с осторожностью отметил, что «благодаря отмене желтого цвета удалось устранить тенденцию снижения количества выдаваемых разрешений». Следом микрофон перешел представителю республиканского Минтранса Сергею Южакову. По словам чиновника, после вступления в силу закона было выдано разрешений на 113 автомобилей, наметился рост числа перевозчиков  в районах республики, где оформлено 38 разрешений. Кроме того, к работе вернулись 10 предпринимателей, которые ранее прекратили работу из-за былого введения желтого цвета такси. Впрочем, перечисленных плюсов оказалось меньше, чем затронутых на совещании проблемных вопросов.

В ходе обсуждения оказалось, что в Улан-Удэ ситуация с развитием рынка такси не столь радужна, как ожидали. Если вычесть из статистики переоформленные разрешения фирме «777777», то в столице лишь один «теневик» получил документы.

 - Вы просили отмену желтого цвета такси и говорили о легализации «нелегалов». Мы пока этого не видим, - обратился к перевозчикам депутат Сергей Дорош.

Этим же вопросом задались и другие парламентарии. Так, Николай Дашеев поинтересовался, «сколько же самозанятых хотят получить разрешение» и почему процесс тормозится?

Готовы предъявить счет

 - Было бы справедливо компенсировать нам расходы за покраску кузова автомобилей. Перекраска обошлась от 15 до 20 тыс. рублей. В течение  четырех лет мы перекрасили весь автопарк. После принятия желтого цвета нам обещали, что запретят осуществлять перевозку нелегалам, – обратился к чиновникам представитель службы такси Василий Хорошев. – Отмена желтого цвета только на руку агрегаторам. На рынке можно купить лицензию за 500 рублей на один месяц. С приходом агрегаторов ни один предприниматель не приобрел новый автомобиль. Качества такси нет, туристам сложно найти авто, которое назвали. Теряется имидж республики.

Депутат Хурала Иннокентий Вахрамеев предложил компенсировать расходы тем, кто перекрасил такси в желтый цвет. По его мнению, люди выполнили требование закона, в ином случае это «порождает правовой нигилизм».

Война за рынок

Следом посыпалась масса нареканий в сторону агрегаторов. Речь шла о необоснованно низком тарифе и демпинге «Максима» и «Яндекса». Сегодня из-за междоусобных войн на рынке такси страдают как пассажиры, так и местные таксопарки. Не секрет, что люди часами ждут обещанное такси, среди них немало тех, кто опоздал на самолет и поезд, отметил Сергей Дорош.

Представитель агрегатора «Максим», приехавший из Кургана, после попытки презентации компании, прерванной депутатами, просто развел руками. Он честно признался, что не в  курсе прозвучавших проблем в Улан-Удэ.

Владислав Копаев, директор центров сервиса по вызову «Яндекс. Такси», с учетом получившего «по шапке» коллеги попытался рассказать о перспективах дальнейшей работы в Бурятии. Однако московские рассказы о предстоящем контроле над водителями, о вводимых страховках, социальных проектах и другие идеи не проняли участников совещания. Представитель агрегатора не предложил никакого выхода из ценового конфликта.

Председатель Общественного совета по развитию такси в регионах РФ (г. Москва) Ирина Зарипова отметила, что сегодня участники рынка такси ждут принятия федерального закона, который призван отрегулировать пассажирские перевозки. Но законопроект Госдума приняла только в первом чтении. Причем новшества усиливают давление на бизнес – например, предложенная установка онлайн-касс и тахографов увеличит затраты таксистов и повысит цену проезда. Вот и решили таксисты объединиться в аналог профсоюза. На совещании было принято решение о присоединении Бурятии к этой ассоциации.

 Закон – что дышло?

- Анатолий Кушнарев лоббировал введение желтого цвета такси, хотя мы были «против». Прошло четыре года – мы отменяем эту статью в законодательстве, - возмутился парламентарий Батор Цыбиков. – Предлагал же перенести вопрос. Четыре года комитет не рассматривал вопрос. Сегодня приехали представители агрегаторов, но решения вопроса нет. Приехали просто поговорить?

Народная пословица гласит: «Закон – что  дышло: куда повернул туда и вышло». Известно, что закон имеет огромную силу, и манипулировать людскими судьбами с помощью закона очень легко. Вчера законодатель обязал перекраситься в желтый цвет, сегодня свое решение отменил.

А кто ж ответит за расходы и убытки законопослушных граждан-таксистов? Сумма исполнения закона составила более 24 млн рублей. Кто ответит на недоверие населения к власти, к принимаемым законам Народного Хурала? Может депутат Дмитрий Дружинин – как инициатор нашумевшего закона, который по неопытности подписался под законопроектом? Или депутат Олег Федоров, озвучивший его на апрельской сессии и, словно нашкодивший мальчишка, красневший перед коллегами-парламентариями?

А будет ли и дальше «разруливать» конфликт зампред комитета по экономике Егор Олзоев? Ответ хотелось бы услышать от главного идеолога и организатора всей этой законодательной чехарды депутата-огородника, председателя профильного комитета Народного Хурала, бросившего своих коллег на амбразуру войны таксистов.  

Люди, вооруженные законом, могут все, но пока на рынке такси в «шоколаде» лишь нелегалы.

Валерий Батуев

Кол-во просмотров: 1071

Поделиться новостью:


Поделиться: