Мэр - не политик?

Когда об этом заявляет кандидат в мэры в качестве тезисов своей программы, это вызывает недоумение и заставляет еще внимательней их проанализировать
Политика |
Фото Мэр - не политик?

Кандидат в мэры города Улан-Удэ Игорь Шутенков в своей предвыборной газете (Спецвыпуск от 20.07.2019) утверждает, что «мэр – не политик»! Конечно, он может иметь свое мнение, как и любой гражданин. Если бы так рассуждал простой горожанин, не посвященный в политику и далекий от нее, то не возникало бы вопросов.

Но когда об этом заявляет кандидат в мэры в качестве тезисов своей программы, это вызывает недоумение и заставляет еще внимательней их проанализировать.

Так мэр – политик или нет? Попробуем разобраться в загадке, которую нам загадал кандидат в «неполитические мэры».

Если мэр не политик, то кто же он?

Может, кандидат что-то перепутал и заглянул в старый Устав города, где было разделение функций политических и исполнительских между мэром и сити-менеджером? Но по старому уставу не было прямых выборов мэра.

В этом случае можно предположить, что кандидат несколько отстал от динамично меняющейся жизни и потому он действительно не политик.

Но дальше, будучи «не политиком», в своих рассуждениях о взаимоотношениях города и республики, о самовольщиках, о бывших мэрах – Александре Голкове и Геннадии Айдаеве, о Вячеславе Наговицыне, Алексее Цыденове он все-таки дает им оценки и высказывает свою политическую позицию. Как это понять? Внутренние противоречия Голлума из «Властелина колец» или же двойные стандарты?

Настораживает понимание кандидатом смысла самого слова «политика». Он говорит: «Город долгое время бодался с республикой, а проблемы не решались». То есть в его понимании, политика - это «бодание» города и республики. Из-за такого «бодания», а вина в этом, видимо, мэрии города, городские проблемы не решались, уверен И. Шутенков!

На уточняющий вопрос интервьюера бывшему министру финансов: «Как часто город просил деньги?» он как отрезал: «Да постоянно». А на вопрос: «Часто отказывали?», кандидат признался: «Приходилось».

Но если посмотреть на проблему «бодания» глубже, не так, как ее толкует кандидат в мэры, причины кроются в уродливой системе налогообложения и распределения доходов, созданной в России, в которой местное самоуправление оказалось нищим. Все «лакомые» и легко администрируемые налоги «ушли» в федеральный центр, какая-то часть – в регионы, а самые мизерные были подарены МСУ. В этих условиях город, где работает и платит налоги (причем немалые) вся оставшаяся промышленность и бизнес, вынужден постоянно выступать в качестве нерадивого просителя денег у республики и федерального центра. А республика, прямо признаем, небогатая, дотационная, сама вынуждена просить у центра. А любые просьбы снизу, то есть от местного самоуправления, вызывают раздражение.

Несправедливость и несуразность создавшегося положения понятна всем, кроме власти, но эта система зависимости регионов от центра, а муниципалитетов – от региона устраивает власть. Старинный принцип «разделяй и властвуй» работает на укрепление пирамиды власти. Поэтому власть не собирается менять систему, и в этом с нею солидарен кандидат-«неполитик», который гордится тем, что он – часть этой большой системы, неповоротливой и бюрократической. Он так и пишет: «Я – часть этой большой системы, а не популист-одиночка городского масштаба». «Большая система», принадлежностью к которой гордится кандидат, это система, пронизанная властной вертикалью, продолжающая существовать вопреки здравому смыслу. Это система, которая не подотчетна обществу, построена по принципу личной преданности, работающая только на основе контроля и команд «сверху». Она противопоставила себя принципам и духу федерализма и демократии, выхолостила из них реальную жизнь. Мы сегодня видим имитацию политической системы, в которой есть, казалось бы, все атрибуты свободы и демократии: партии, фронты, палаты, движения и выборы. Но все это какое-то ненастоящее, искусственное, тщательно вычищенное, подстриженное, причесанное, подконтрольное, но, самое печальное, нежизнеспособное, так как не работающее по-настоящему.

Внутри этой большой системы, частью которой является И. Шутенков, отношения строятся по принципу «своих» и «чужих», интриг, «подстав», подвохов, существование которых он признает и соглашается с этим.

Кандидат заявляет о том, что «политических амбиций» у него нет. Но нам кажется, что понимает он это несколько упрощенно, потому как простые рабочие отношения и общение по службе почему-то связываются им с проявлением «политических амбиций», что, конечно, не совсем так.

А почему он так считает? Скорее всего, потому, что он действительно «непубличный политик», никогда им не был, политика ему чужда по духу. Он «как часть большой системы», может быть, и был неплохим функционером-финансистом, но всегда оставался исполнителем.

Если это учесть, то становится понятным заявление кандидата о том, что он – «не политик». И, скорее всего, с подачи политтехнологов, он решил «деполитизировать» должность мэра под себя, «не политика».

Здесь уместно обратить внимание на довольно странную оценку кандидатом политического института выборов. Мы уже около 30 лет живем в демократической России, то есть в демократическом обществе, органической частью которого являются выборы. Их отменяли, урезали, заменяли назначениями, но они все-таки сохранились и вернулись. Потому что без выборов не может существовать нормальное демократическое общество. Они неудобны нынешней власти, которая, как мы видим в течение прошедших 20 лет, стремится стать несменяемой и пытается вставлять палки в колеса демократического процесса. Выборы же – признанный демократический механизм оценки избирателями деятельности конкретных политиков, политики правительств или партий, механизм ротации и смены власти. Это банальные истины, известные всем еще со школьной скамьи.

Но, видимо, не для кандидата в мэры Улан-Удэ И. Шутенкова. Для него, оказывается, «выборы, как пьянка»! Нонсенс! А как же тогда с другими выборами, например, с прошедшими выборами главы республики и президента России?

Далее на вопрос интервьюера: «Ну, эти билборды, программы, обещания, бадмаевы, мархаевы, багдаевы? Выборы, короче …» - кандидат с долей грусти или разочарования отвечает: «А, вы об этом… Да никак! Не мое это. Понимаю, что придется погружаться… Сами-то выборы – это месяц, но город и до, и после них еще долго трясет».

«Как после пьянки, что ли?» - задается вопросом пытливый и догадливый журналист. «Примерно так. Только похмелье тяжелее и дольше», - со знанием дела резюмирует кандидат.

Но при всем неприятии выборов кандидатом мы все же узнаем, что он, вообще-то, не против выборов, он даже их допускает, но где-то там, далеко «наверху»… И очень сомневается в их нужности в нашем городе.

А как же тогда быть с горожанами-гражданами, 293 тысячами избирателей, с их конституционными правами, с правом на выборы своего мэра?

Логика у кандидата в мэры железная! Какие выборы? Вы о чем? Вам же ясно сказано, что «выборы, как пьянка», после которой «трясет» и обязательно наступает тяжелое похмелье, а здесь городское хозяйство в таком состоянии!!! А городское хозяйство беспокоит кандидата потому, что «все в нем не так» (дословно: «Да почти все! Если б можно было, я бы снес половину города…»). Какой серьезный размах! Чувствуется, не политик, а хозяйственник! И в это уже почти верится …

Читая дальше откровения кандидата, можно еще больше удивляться и восхищаться полетом его мыслей. Вернемся, однако, к вопросу о «политичности» должности мэра.

Почему же мэр все-таки является политиком и должен быть им?

Политика от греческого слова «полис» — город, городская община, город-государство. А политика — это совокупность социальных практик и дискурсов, в которых реализуются формы и методы управления обществом, общественными группами и их отношениями, связанные с осуществлением власти. Это азбучные истины.

Мэр города является политиком, потому что он избирается населением. Он выбирается общим голосованием. Жители города решают, кто будет управлять городом. Процедура выборов является реализацией демократических принципов развития общества в Российской Федерации. Выборы мэра обеспечивают открытость и гласность выборного процесса.

Поэтому мэр города, тем более столичного, как Улан-Удэ, это, прежде всего, политик, а уже потом управленец-хозяйственник!

Политик потому, что он должен понимать, создавать и проводить в жизнь стратегию развития подведомственной ему территории. Мэр является политиком потому, что в муниципальном образовании под его руководством формулируется и реализуется градостроительная, жилищная, экологическая, социальная, образовательная, культурная, молодежная, спортивная, экономическая и иная политика. Муниципальная политика раскрывается и реализуется во взаимодействии мэра как главы органа местного самоуправления города с населением, в согласовании интересов города и различных социальных групп и страт.

Таким образом, заявление кандидата в мэры города Улан-Удэ И. Шутенкова о том, что мэр - не политик, можно рассматривать как его частное мнение-рассуждение на свободную тему, которое высказано в силу некоторой его неосведомленности.

С другой стороны (во что все-таки не хочется верить), это похоже на попытку сознательного и преднамеренного введения в заблуждение населения в определенных конъюнктурных целях.

А. Елаев, д.и.н.

Кол-во просмотров: 2444

Поделиться новостью:


Поделиться: