Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

Не так давно Дмитрий Есаков, праправнук известного русского художника-передвижника Ивана Горохова и директор Фонда Художественного наследия И.Л. Горохова, прислал в Художественный музей им. Ц.С. Сампилова в Улан-Удэ выдержки из дневников живописца Горохова.

Дело в том, что в фондах Художественного музея им. Ц.С. Сампилова с 1964 года хранится работа Ивана Горохова, русского художника-живописца XIX века, члена Товарищества передвижных художественных выставок. При этом в списках музея эта картина значится как «Выздоравливающая». Записи, присланные Дмитрием Есаковым, пролили свет на историю написания этой картины. В этих записях, кстати, картина именуется немного иначе: «У постели выздоравливающей».

Для начала надо немного рассказать о самом художнике Иване Лаврентьевиче Горохове (1843 – 1934). Он родился в Московской губернии в семье крестьян. С детства увлекался рисованием, изображал цветы, животных, растения, различные природные сцены. Однако его отец не мог дать сыну хорошее образование. Однажды молва о талантливом ребенке дошла до местного землевладельца Владимира фон Мекка. Тот выкупил пару картин мальчика, чтобы показать их своему гостю, известному музыканту Николаю Рубинштейну, который неплохо разбирался в искусстве.

Рубинштейн подтвердил, что у ребенка есть способности к живописи и при наличии наставников он сможет стать известным живописцем. Фон Мекк и Рубинштейн оказали содействие в развитии таланта Вани Горохова. Они оплатили его обучение в Московском училище живописи, где Иван подружился с такими живописцами, как Левитан, Серов, Коровин. Училище Иван Горохов окончил с двумя малыми серебряными медалями в звании классного художника. И предоставленные Художественному музею им. Ц.С. Сампилова записи из дневников как раз относятся к тому периоду, когда в училище он держал экзамены.

Вот что будущий живописец писал в своих дневниках: «...В сентябре держал экзамен за 5-й класс. Знания мои были очень несильны, а так как в этот раз держали экзамен кто-то ещё из запоздавших в науках медалистов-художников и с такой же слабой подготовкой, то я наравне с другими выдержал по всем предметам удовлетворительно. И, таким образом,  окончил полный курс наук в училище (сентябрь 1885 года. – Прим. ред.). После этого у меня как гора с плеч свалилась. Науки в училище всё время давили и угнетали меня до кошмара…».

И далее: «На выполнение картин от училища (Московское училище живописи, ваяния и зодчества. – Прим. Дмитрия Есакова) выдавались денежные стипендии, размер которых определялся по эскизам преподавателями-художниками. Итак, мне предложили выбрать сюжет для картины, написать эскиз, а потом по нему картину. В данном случае надо было иметь в виду условия, при которых я должен писать картину, обстановку, натурщиков и пр. Что я мог написать в своей маленькой комнатке или даже в квартире Людмилы Анатольевны (правильное имя – Людмила Антоновна Пестрова, будущая теща художника, в доме которой он проживал в последние годы обучения в училище. – Прим. Дм. Есакова)? Только жанр из мещанской жизни. Имея в виду обстановку Л.А. и натурщицу Верочку [будущую жену], я взял самый простой жанровый сюжет «У выздоравливающей подруги». Около кровати с выздоравливающей нашей девицей сидит на кресле другая девушка и читает ей книжку. Обстановка мещанская, с кошкой, с вязаными салфеточками и пр. Я имел в виду писать обе фигуры с одной Верочки…».

Впрочем, «Совет (Московского художественного общества. – Прим. ред.) нашел мой сюжет слишком простым, не требующим никаких материальных затрат, и поэтому в стипендии мне отказал. Это был для меня удар. Я обратился в совет преподавателей, который был возмущен отказом мне в стипендии, и там нашли возможность дать мне уже из других сумм, но не 125 рублей, а только 75 рублей». «Ввиду полученного мною со стороны Совета Московского художественного общества такого афронта мое самолюбие было сильно задето. Главной моей целью было доказать, что и простой, несложный сюжет можно исполнить лучше, чем сложный исторический, и этим показать заблуждение Совета и оправдать взгляд преподавателей-художников».

В своем дневнике Иван Горохов писал далее: «Экзамен по живописи и рисованию (оценка) обычно начинался часов с 10 утра и продолжался до 2  – 4 часов приблизительно. Но нам, учащимся, в особенности конкурсантам-выпускникам, казалось это время неимоверно продолжительным. Но вот выходит надзиратель Александр Захарыч. Конкуренты, оттесняя всех и не давая ему уйти, упрашивают его сказать нам, кто получит медаль, что говорят, скоро ли кончится и т.д. И А.З. на ходу, стараясь высвободиться от нас, тыкая пальцем на меня, другого, третьего и четвертого, говорит: «Вы получили, Вы, Вы, Вы». Сердце забилось, но нужно видеть – убедиться самому. Проходит еще минут 15 – 20, и преподаватели наконец выходят. Экзамен кончился. Мы, как обалделые, бросились, толкая друг друга, в актовый зал. Каждый из нас, конкурентов, прежде всего, устремлял взгляд на свою картину, и, о радость! Я увидел на своей картине надпись мелом «Большая серебряная медаль».

Придя немного в себя и осмотревшись, я заметил, что надписи мелом «Большая серебряная медаль» были только на четырех картинах. На двух было написано «окончить», а на остальных – никакой надписи. То есть удостоены Большой серебряной медали были я, Нестеров, Степанов и Рыбаков. Написано «окончить» Васильеву и М. Михайлову. Остальные не удостоились получить медалей (апрель 10, 1886 г. – Прим. ред.). Теперь мне остается только получить самый диплом и самые медали, но это обычно выдается через несколько месяцев на акте, при торжественной обстановке...».

Такова история написания одного из первых шедевров художника Ивана Горохова «У постели выздоравливающей», которая теперь хранится в Художественном музее им. Ц.С. Сампилова. И сейчас ее можно увидеть в экспозиции музея, посвященной русскому искусству.

В составе этой экспозиции есть работы таких известных русских живописцев, как Маковский, Боровиковский, Левитан, Куинджи, Айвазовский, Репин, Коровин, Ярошенко, Перов, Кончаловский, Рерих. В свое время, в 1947 и 1949 годах, эти работы наряду другими картинами, графическими работами, скульптурами русских художников XVIII –начала ХХ веков, были переданы Художественному музею им. Ц.С. Сампилова в дар Русским музеем (г. Санкт-Петербург).

В рамках торжественных мероприятий празднования 75-летия Художественного музея им. Ц.С. Сампилова 4 октября 2019 года будет открыта расширенная выставка русского искусства XVIII – начала ХХ веков.

Баирма Раднаева