Три сильнейших претендента на пост мэра Улан-Удэ

Всего документы на мэрские выборы подали 11 человек. Из них четыре кандидата уже не прошли процедуру регистрации
Политика |
Фото Три сильнейших претендента на пост мэра Улан-Удэ

Несмотря на то, что пока нет ясности по числу кандидатов в мэры Улан-Удэ, основные игроки уже определились. Это всего три человека. Во-первых, это и.о. руководителя администрации г. Улан-Удэ Игорь Шутенков, самовыдвиженец, на стороне которого объединенные ресурсы мэрии и республиканской власти. Во-вторых, первый секретарь БРО КПРФ Вячеслав Мархаев. А в-третьих, заместитель мэра Улан-Удэ Алексей Хандархаев (партия «Гражданская платформа»). 

Почему эти люди являются основными претендентами на пост мэра столицы Бурятии, попробуем обосновать в этом материале. Конечно, есть и другие кандидаты в мэры города, но их роль на выборах будет не так велика. Они либо спойлеры, либо работают на перспективу. 

Напомним, что всего документы на мэрские выборы подали 11 человек. Из них четыре кандидата не прошли процедуру регистрации. Это  журналист Евгения Балтатарова, общественник Алексей Карнаухов, бизнесмен Евгений Меньшиков и джидинский пенсионер Николай Красиков. Балтатарова и Карнаухов не смогли собрать необходимое количество подписей. Значительная часть подписей Меньшикова была забракована, а Красиков, подав документы, больше не приходил в горизбирком.  

На выборах были зарегистрированы шесть человек, в основном представители политических партий. Это  шоумен Батодалай Багдаев (КПСС), сенатор от Иркутской области и лидер регионального отделения коммунистов Вячеслав Мархаев (КПРФ), Николай Чимитов (ЛДПР), коммунальщик, руководитель ТСЖ «Уютный двор» Геннадий Бадмаев («Справедливая Россия»), депутат горсовета Улан-Удэ, заместитель мэра города Алексей Хандархаев («Гражданская платформа»). Плюс единственный самовыдвиженец – и.о. руководителя администрации г. Улан-Удэ Игорь Шутенков. 

Непонятна пока судьба еще одного кандидата – Мункожапа Бадмаева, бывшего руководителя представительства правительства Бурятии в Москве, зампреда правительства РБ. В его телеграмм-канале «Мункожап» есть коротенькая запись от 1 августа 2019 года: «Вчера (31 июля. – Прим. ред.) прошла процедура проверки наших подписей. Ждем протокола Избирательной комиссии. Комиссия и графолог «выявили» ряд нарушений (пока не знаем, какие точно). Будем разбираться. Идем в суд». То есть его, видимо, не зарегистрировали. Однако существует теоретическая вероятность, что все-таки суд заставит горизбирком зарегистрировать его как кандидата в мэры города.  

Межнациональный расчет

Официальным фаворитом на выборах мэра является Игорь Шутенков. Однако тревожит его обособление по национальному признаку. Здесь виден определенный расчет на то, что у самого опасного, с точки зрения властей, конкурента – бурята Мархаева – оттянут голоса другие кандидаты-буряты. Ведь, кроме Игоря Шутенкова, все остальные кандидаты – буряты.  

Мы все видели, как власти не пропустили через сито проверки подписей в поддержку самовыдвиженцев даже такого, мягко говоря, не очень сильного русского кандидата Меньшикова. На ближайших подступах был остановлен еще один русский кандидат Карнаухов. У него, по его же словам, значительное число подписей просто унесли в неизвестном направлении. 

Видимо, ожидается, что в ходе предвыборной кампании Шутенков в бурятской республике сумеет сконцентрировать голоса русской общины. За него, вполне возможно, проголосует часть бурятского населения и представителей других национальностей, которых в нашей солнечной республике тоже достаточно. А голоса остального, бурятского, электората, вероятно, будут распылены между другими бурятскими кандидатами. В этом случае, как ожидается, однозначно выиграет Игорь Шутенков. 

Такая очень простая межнациональная электоральная модель, видимо, избрана для того, чтобы полностью подменить собой другую электоральную модель – модель протестного голосования.  

Протестный потенциал 

Суть модели протестного голосования состоит в том, что избиратели голосуют за кого угодно, но только не за представителей опостылевшего властного истеблишмента. Наиболее ярко это проявилось в соседней Иркутской области, где избиратели на губернаторских выборах в 2015 году проголосовали за коммуниста Сергея Левченко. Или, к примеру, совсем недавно – в марте 2019 года – там же, в Иркутской области, избиратели Усть-Илимска выбрали мэром города Анну Щекину, домохозяйку, которая выдвинулась от ЛДПР. А представитель партии «Единая Россия» на этих выборах получил на 7% голосов избирателей меньше – как говорится, хоть за черта, но только не за «единоросса». 

Не секрет, что Игорь Шутенков является единой креатурой республиканских и городских властей. Тогда как в отношении официозных кандидатов по всей стране наблюдается массовое недовольство самых широких слоев населения. Не надо напоминать, что спусковым крючком этого массового недовольства стало проведение крайне непопулярной пенсионной реформы в 2018 году. Эта реформа быстро «торпедировала» массовую поддержку бывшей партии власти «Единой России». 

Не зря же Шутенков не стал выдвигаться от «Единой России», а пошел на выборы самовыдвиженцем. Кстати, в социальных сетях находчивые оппозиционеры его быстро окрестили «самомедвеженцем», подчеркивая его официозную позицию. И, надо сказать, что эту не очень сильную позицию еще больше ослабляет его принадлежность к команде одиозного экс-главы Бурятии Вячеслава Наговицына, которого прозвали «сказочником» из-за его несбыточных обещаний вывести Бурятию в число развитых регионов.  

Да, был у Игоря Юрьевича шанс показать свою самостоятельность, а также понимание проблем города и его жителей, когда он только пришел в администрацию города. От него ожидали внятных шагов, направленных на развитие города, в том числе роспуска так называемой «голковской команды». Напомним, что бывший мэр Улан-Удэ Александр Голков, у которого был мощный антирейтинг, собрал вокруг себя достаточно много чиновников с сомнительной репутацией. Тем не менее Игорь Шутенков сохранил status quo, практически ничего не поменяв в руководстве города.  

Естественно, что у республиканских и городских властей есть серьезные опасения того, что избиратели Улан-Удэ вдруг отшатнутся от официозного кандидата. Причем произойти это может из-за того, что люди просто поймут, что их пытаются погнать как баранов в новые ворота. И в этом случае протестная масса избирателей буквально вынесет в мэры коммуниста Вячеслава Мархаева, несмотря на то, что тот, как говорят, особо то и не хочет биться на выборах. Но партия его послала на выборы, которые для него вроде «обязательной программы». И Мархаев может выиграть в случае умелой реализации протестного потенциала столицы Бурятии.   

Вопросы профессионализма 

Кроме межнациональной и протестной модели, уместно напомнить, что есть еще одна избирательная модель – это модель профессионального отбора. Вообще это самая оптимальная модель, определенная мировой цивилизацией. Согласно ей, кандидат отбирается не по национальному признаку и не по степени близости к той или иной политической группе или власти, а по профессиональным качествам. И многие жители Улан-Удэ согласны с тем, что городу нужен настоящий профессионал с жестким и требовательным характером – как раз как у Алексея Хандархаева. 

Пока же с качеством управления города не все хорошо. Вот, например, что по этому поводу говорит бывший мэр Улан-Удэ Геннадий Айдаев: «Когда проезжаешь по городу, в глаза бросается, насколько плохо организована работа по ремонту дорог. Нет последовательности применения той или иной технологии. Срезали асфальт, убрали бордюры и бросили. Идут проливные дожди, ливни, разрушают основу дорог, поэтому потом дороги у нас в ямах и рытвинах. Укладывают асфальт, работая в одну смену до 18.00… А почему не организована работа в три смены? Где контроль заказчика? Асфальт укладывают кое-как. А это значит, что через год покрытие дорог выйдет из строя, опять будет в ямах и ухабах…  

Или вот как работает ТГК-14 по ремонту тепловых сетей. Раскопали и стоят, время идет, а люди в пробках на объездных дорогах. А стоят на сетях потому, что заранее не подготовили трубы, другие комплектующие. Вот привезли трубы и начинают их на месте красить по ржавчине. А нельзя было эти трубы на базе подготовить – покрасить снаружи, изнутри покрыть антикоррозийными составами, обернуть теплоизоляцией? Потом привезти, установить и приварить. Было бы быстрее и качественнее».  

Городу нужен хороший управленец. Это признает и Игорь Шутенков, который говорил, что мэр города должен быть вне политики. И если отбирать руководителя города по профессиональным качествам, то по этой модели выигрышней смотрится Алексей Хандархаев, который долго работал заместителям мэра. И в этом отношении это никакой не «технический кандидат», а такой же сильный претендент, как и Игорь Шутенков, и Вячеслав Мархаев. 

Александр Михайлов 

Кол-во просмотров: 3406

Поделиться новостью:


Поделиться: