И опять важна не культура, а поголовье скота МНЕНИЕ

Именно вуз культуры, выражаясь понятным технократам языком, и является «градообразующим предприятием» для создания общества, генерирующего и пестующего таланты во всех сферах жизни
Общество |
Фото И опять важна не культура, а поголовье скота МНЕНИЕ

В Улан-Удэ в начале июля Рособрнадзор проводил в Восточно-Сибирском государственном институте культуры (ВСГИК) аккредитационную экспертизу образовательных программ. Ее итоги должны были опубликовать 30 июля, но на 1 августа их не было. Видимо, как говорится, что-то пошло не так. Сотрудники института утверждают, что для ректората типично скрывать информацию, особенно если она негативная.  

Так, еще зимой 2018 года стало известно, что ВСГИК не вошел в число пяти опорных вузов культуры. А это означает не только удар по престижу, но и сокращение платных услуг, потому что получать дополнительное профессиональное образование, переподготовку специалисты сферы культуры теперь во ВСГИКе не могут. Но руководство института, разумеется, не афиширует этот момент. 

Есть и более выразительные эпизоды этой некоторой нечистоплотности руководства вуза. Например, описанная в апрельских публикациях «Новой Бурятии» ситуация об институте. В декабре 2018 года студенток «забыли» уведомить, что лицензия на их специальность «педагог-психолог» приостановлена. Но при этом не забыли собрать оплату за допуск к выпускному госэкзамену, проводить который не имели права. Вероятно, по этому факту в вузе вслед за районной прокуратурой теперь работает и республиканская прокуратура.  

Да достаточно посмотреть программу развития ВСГИК на 2017 – 2021 годы, чтобы понять, насколько менталитет этого института пронизан неправдой. Каждый пункт документа не только не реализуется, а в них заложено их заведомое невыполнение. Так, есть задача увеличить в период 2017 – 2021 годов количество студентов, но сформулирована она на фоне 50%-ного сокращения учащихся.  

Далее пишут, что надо увеличить количество иностранных студентов, но написано это тогда, когда вуз не вошел в ассоциацию российско-китайских вузов культуры и искусства. Да и студенты-монголы не спешат во ВСГИК.  

Есть задача укрепить материально-техническую базу учебных процессов, но на это можно только сказать no commets. Словом, это не программа крупнейшего вуза Сибири и Дальнего Востока, а какая-то филькина грамота. И демонстрирует она не развитие, а либо полное оскудение интеллектуального потенциала вуза, либо абсолютную неадекватность его руководства в восприятии действительности. 

Помнится, когда Раиса Ивановна Пшеничникова, еще будучи ректором, объявила как-то конец света, многие усомнились в ее адекватности. Но! Если расценивать под концом света окончание технократической эры и переход к реальности, которая строится на креативности и творчестве, то надо признать правоту Раисы Ивановны! Тот «свет» действительно закончился. Мир, по крайней мере, институт, живет по другим законам. 

Как бы анекдотически ни звучала фраза «наши ученые считают», но ученые действительно всерьез говорят о том, что формируется новый вид человека - homo imaginationis – человек воображения. Правда, это не совсем наши ученые, а сотрудники Дартмутской лаборатории социальной нейробиологии и Пристонского университета, но ведь в том-то и состоит суть нашей новой действительности – она без границ. 

Вот и суть человека нового времени в том, что воображение безгранично. Есть такая способность – дистальное моделирование. Мы все ею обладаем, потому что можем вообразить себя в другом месте, в другое время, другим человеком, в другом окружении, даже вспоминая свое прошлое, мы используем эту способность. Она и лежит в основе творческого потенциала, и вопрос только в том, что у кого-то этого дистального моделирования, а значит, и творческого потенциала меньше, у кого-то больше, а у кого-то вообще, как говорится, без берегов. Так вот эти «безбрежные», они не натренировали свои «мышцы» воображения до невозможности, нет.  

Оказывается, что все дело в дорсомедиальной подсистеме сети пассивного режима – особых участках нашего мозга, которые у одних людей включаются, и тогда их дистальное моделирование не знает никаких границ. А у других эта система не включится никогда. Ученые полагают, что способность включать эту подсистему обусловлена генетикой, обладают ею только 6% населения мира, и развить ее нельзя.  

Спрашивается, при чем тут вуз культуры? При том, что не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понимать, что наибольшая концентрация этих 6% в искусстве. Потому в системе креативных, или культурных индустрий искусство как «солнце» – в центре. Оно рождает идеи и смыслы, которые центробежно расходятся посредством рекламы, дизайна, архитектуры; кино, интернета, игр; научных исследований и конструкторских разработок; торговли, сферы услуг, помогающих профессий.   

Сегодня понимание таланта стало безграничным – любое умение, любой навык расценивается как уникальность, как талант. И чем плотнее среда талантов, тем выше вероятность появления некоторого количества людей, наделенных сверхспособностями к дистальному моделированию.  

В конце концов, если эта способность обусловлена генами, то, значит, в гены записывается информация о том, что на неблагоприятные факторы окружающей среды, например, на дым от горящих лесов, надо реагировать болезнью. И наши дети, и внуки будут болеть аллергиями и астмами, даже если леса больше не будут гореть никогда. Так кто сказал, что туда же не запишется и информация о том, что на высокую востребованность талантов надо отреагировать прорывной способностью, и тогда чей-то ребенок внезапно родится гением?  

И именно вуз культуры, выражаясь понятным технократам (у нас же нынче все ветви местной власти сплошь технократы) языком, и является «градообразующим предприятием» для создания общества, генерирующего и пестующего таланты во всех сферах жизни.  

Канадский ученый Скотт Мюррей провел в весьма технократическом (нефтяном) штате Альберта в Канаде исследование… нет, не культуры, а экономики. И доказал, что если бы большинство людей этого штата умели правильно читать, то есть не только видеть последовательность букв, а извлекать из текста смыслы, анализировать и интерпретировать текст, выделять в нем главное, видеть детали и т.п., то одно только это умение позволило бы экономике штата прирасти втрое!  

И вот такое умение читать  – это вопрос не образования, а культуры, культурной среды, среды, которая генерирует идеи и смыслы и все время ставит перед человеком вызов – понимать эти смыслы. Эта та среда, которая генерирует не деньги даже, хотя США на культурных индустриях зарабатывает больше, чем на продукции сельского хозяйства, а капитал. 

Кстати, когда два года назад проводили конкурс на должность министра культуры, все кандидаты из сферы культуры в своих конкурсных программах говорили о том, что главный капитал Бурятии – это люди. То есть в самой сфере культуры есть убежденность, что культура – это уровень и качество человеческого потенциала республики. 

Но, судя по «вниманию» властей Бурятии к вузу культуры, они, власти, как и 50, и 60, и 70 лет назад, до сих пор считают, что наш главный потенциал – это поголовье скота. 

Туяна Будаева 

Кол-во просмотров: 2122

Поделиться новостью:


Поделиться: