Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

Магритт использовал в основном обычные повседневные образы — деревья, окна, двери, фрукты,  фигуры людей, однако его картины не менее абсурдны и загадочны, чем работы его эксцентричных коллег по цеху. Не создавая фантастических предметов и существ из глубин подсознания, бельгийский художник делал то, что Лотреамон называл искусством — устраивал «встречу зонтика и пишущей машинки на операционном столе», небанально сочетая банальные вещи.

Сам Рене Магритт свое искусство называл даже не сюрреализмом, а магическим реализмом и с большим недоверием относился к любым попыткам интерпретации и уж тем более поискам символов, утверждая, что единственное, что нужно делать с картинами, это рассматривать их.

Может, как раз из-за мистического сочетания предметов или потому, что сами картины Магритта зачастую больше напоминают рекламный плакат, созданные им образы прочно вошли в массовую культуру, а приемы, ставшие «визитной карточкой» художника, сегодня цитируют в современной культуре и используют дизайнеры.

Человек в котелке

Загадочный господин в пальто и шляпе-котелке — пожалуй, самый часто встречающийся и самый известный персонаж, созданный Магриттом. Впервые мужчина в пальто и котелке, стоящий спиной к зрителю, появился на его картине в 1926 году.

«Размышления одинокого прохожего» была написана в раннем возрасте, и некоторые искусствоведы склонны видеть в ней влияние смерти матери Магритта, которая утопилась в Самбре, когда будущему художнику было 13 лет.

С этого момента Магритт периодически возвращался к образу загадочного незнакомца в котелке, изображая его то на песчаном берегу моря, то на городском мосту, то в зеленом лесу или лицом к горному пейзажу.

«Вероломство образов», или Это не …

Названия картин Рене Магритта и их связь с изображением  — тема для отдельного изучения. «Стеклянный ключ», «Свершение невозможного», «Человеческий удел», «Препятствие пустоты», «Прекрасный мир», «Империя света» — поэтичные и таинственные, они почти никогда не описывают то, что видит на холсте зритель, а о том, какой смысл хотел вложить в название художник, в каждом отдельном случае приходится только догадываться. «Названия выбраны таким образом, что они не дают поместить мои картины в область привычного, туда, где автоматизм мысли непременно сработает, чтобы предотвратить беспокойство», — объяснял Магритт.

В 1948 году он создал картину «Вероломство образов», которая стала одной из самых известных работ Магритта благодаря надписи на ней — от несоответствия художник пришел к отрицанию, под изображением трубки написав: «Это не трубка». 

«Эта знаменитая трубка. Как люди попрекали меня ей! И все же, вы можете набить ее табаком? Нет, это ведь всего лишь изображение, не так ли? Так что если бы я написал под картиной «Это трубка», я бы солгал!» — говорил художник.

Впоследствии Магритт несколько раз воспроизводил свою «не трубку». В частности, в 1966 году написал картину «Две тайны», поместив на нее «Вероломство образов» в раме на мольберте, а сверху  еще одну большую трубку. То же самое в 1964 году он сделал с яблоком («Это не яблоко», 1964), еще одним предметом, кочующим из одной картины Магритта в другую.

 

Белла Адцеева