Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

В большом зале Народного Хурала Бурятии собрались депутаты, члены правительства РБ и администрации главы республики, а также представители муниципальных образований и общественности. С вступительным словом перед участниками слушаний выступил председатель комитета Народного Хурала Республики Бурятии по бюджету, налогам и финансам Зоригто Цыбикмитов.

Вырос объем доходов

Свой доклад об исполнении республиканского бюджета за 2018 год представил министр финансов республики Всеволод Мухин. Он отметил, что основные показатели исполнения республиканского бюджета за 2018 год составили:

- доходы в размере 57 млрд 258 млн 333,8 тыс. рублей, или 100,8% от утвержденных плановых назначений. Налоговые доходы и неналоговые доходы составили 26 млрд 56 млн 640,0 тыс. рублей, или 102,8%, а безвозмездные поступления – 30 млрд 966 млн 695,9 тыс. рублей;

- расходы – 57 млрд 258 млн 455,5 тыс. рублей, или 98,1% от утвержденных бюджетных назначений. В общей сложности по сравнению с 2017 годом расходы бюджета увеличились на 5 млрд 21 млн 995,1 тыс. рублей (на 9,6%). Согласно годовому отчету за 2018 год республиканский бюджет в 2018 году исполнен с дефицитом в размере 235 млн 118,7 тыс. рублей.

По словам министра финансов, по сравнению с 2017 годом, общий объем доходов в структуре республиканского бюджета вырос на 13,7%, то есть на 6 млрд 860 млн 272 тыс. рублей.

- В том числе рост налоговых и неналоговых поступлений составил 13,3%, то есть увеличение составило 3 млрд 56 млн 737,2 тыс. рубоей. Безвозмездные поступления увеличились на 14%, или на 3 млрд 803 млн 534,8 тыс. рублей. Соответственно, структура доходов бюджета-2018 сложилась следующим образом – налоговые и неналоговые составили 45,7%, безвозмездные поступления – 54,3%, – отметил министр Всеволод Мухин.

По его словам, по сравнению с 2017 годом возросло поступление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности на 2,2% (394,1 млн рублей), дотаций на частичную компенсацию расходов на повышение оплаты труда – на 55,5%  (245,8 млн рублей),  субсидий – на 11,4% (418,8 млн рублей), субвенций на 5,1% (152,9 млн рублей). Кроме того, предоставлены дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета 2,7 млрд рублей.

Наибольший удельный вес в структуре расходов республиканского бюджета за 2018 год занимают расходы, направляемые на разделы «Социальная политика» - 26,4%, «Образование» - 25,2%, «Национальная экономика» - 13,8%, «Здравоохранение» - 10,4%.

Республиканский бюджет в 2018 году сформирован и исполнен в рамках 21 республиканской государственной программы, цели, задачи и показатели которых соответствуют основным направлениям социально-экономического развития Республики Бурятия. Министр представил краткий обзор по финансовому исполнению этих программ, отметив социальную направленность бюджета. 

По программным расходам кассовое исполнение составило 55 млрд 805 млн 694,1 тыс. рублей, или 98,4% к годовому плану. По непрограммным расходам кассовое исполнение составило 1 млрд 452 млн 761,4 тыс. рублей, или 87,8% к годовому плану.

Объем государственного долга Республики Бурятия на 1 января 2019 года составил 11 млрд 998 млн 306,8 тыс. рублей, или 91,9% от верхнего предела государственного внутреннего долга, установленного законодательством. Предельные параметры по объему государственного долга, установленные законодательством РФ и Республики Бурятия, соблюдены.

Выполнены все обязательства

Затем перед участниками слушаний выступил министр экономики Бурятии Александр Бардалеев, который дал экономический анализ исполнения бюджета-2018. Положительные выводы по экспертизе исполнения бюджета представил председатель Счетной палаты Бурятии Евгений Пегасов. Он отметил, что по результатам внешней проверки, «бюджетная отчетность всех администраторов средств (за исключением Министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства РБ) соответствует требованиям бюджетного законодательства РФ». По его словам, наблюдается положительная динамика сокращения неиспользованного остатка бюджетных средств. Фактов нарушения требований бюджетного законодательства РФ и НПА в процессе исполнения бюджета главными администраторами бюджетных средств и финансовым органом не выявлено.

Председатель бюджетного комитета Народного Хурала Зоригто Цыбикмитов подчеркнул, что «все расходные обязательства выполнены в полном объеме». По его словам, в ближайшие годы бюджет будет оставаться дефицитным, мы не можем отказаться от социальных обязательств».

– Нам предстоит совместными усилиями исполнительной и законодательной власти для обеспечения устойчивого развития экономики республики не только сохранить имеющийся потенциал, но и обеспечить устойчивое развитие. Надо сконцентрировать усилия на росте доходов и улучшения структуры расходов, – резюмировал Зоригто Лубсанович.

Дискуссия по проблемам

Тем не менее на сложные моменты в бюджетном процессе обратил внимание Цырен-Даши Доржиев, депутат всех созывов Народного Хурала, возглавлявший бюджетный комитет и республиканский парламент.

- Необходимо обратить внимание на сокращение субъектов малого предпринимательства. Это тревожит. Надо проанализировать, почему они закрываются – высокие налоги, дорогие кредиты? Давайте, Игорь Иванович (первый заместитель председателя правительства Бурятии. – Ред.) с экономическим блоком правительства проведем мониторинг налогового законодательства, - подчеркнул он. И далее пояснил свою тревогу: «Мы вошли в ДФО, получаем огромные преференции, будем строить большие социальные объекты – детсады, школы. Это хорошо, но вместе с тем на бюджет ложится дополнительная нагрузка по их содержанию. Мы должны и доходную базу наращивать. Думать, как привлечь инвесторов, предоставлять преференции по налогам».

Также Цырен-Доржи Доржиев остановился на необходимости совершенствования межбюджетных отношений. «Необходимо заинтересовывать муниципалитеты в повышении доходности, поддерживать предпринимателей, иначе главы районов будут сидеть и ждать бюджетных поступлений от Мухина. И надо прислушиваться к мнению глав районов. Также в обслуживании госдолга надо заменять коммерческие кредиты на бюджетные, чтобы снизить процентную ставку. Это серьезный вопрос. Уходит около 500 млн рублей, это огромная сумма», - высказал депутат свои пожелания министру финансов.

Цырен-Даши Доржиев также отметил, что нужен прозрачный бюджет: «Любой глава района, врач или учитель должны видеть, какие средства придут в район. Почему не можем прописать методику распределения средств и затвердить ее законом? Для чего проводятся публичные слушания? Чтобы определить недостатки в ходе исполнения данного закона, чтобы при исполнении бюджета 2019 года и формировании на 2020-2023 годы иметь время и возможность исправить их и чтобы более конкретно разработать программы, определить цель и перспективу развития республики».

Зампред Народного Хурала вновь поднял проблему кадрового дефицита в сфере здравоохранения, образования и сельском хозяйстве и ряд других проблем.

На это выступление ответил первый зампред республиканского правительства Игорь Зураев, подчеркнув, что все заинтересованы в решении проблем, обозначенных депутатами. В частности, он отметил, что правительство планирует перезагрузить систему профессионального образования для решения кадровой проблемы. И, несмотря на снижение численности предпринимателей, число  субъектов малого и среднего бизнеса по состоянию на 10 мая растет – идет оптимизация бизнеса.   

- Нам необходимо максимально эффективно использовать средства национальных проектов, создавать точки роста… Все предложения мы аккумулируем в рабочем протоколе и будем двигаться по их реализации, – заключил Игорь Зураев.

После обсуждения участники публичных слушаний приняли проект рекомендаций правительству Бурятии, органам местного самоуправления. Народный Хурал рассмотрит годовой отчет об исполнении республиканского бюджета за 2018 год на очередной сессии республиканского парламента.

Тимур Дугаржапов