Потеря ориентиров

Наш обозреватель, искусствовед Туяна Будаева продолжает свое исследование Восточносибирского института культуры. Теперь она предлагает задуматься, что в будущем ждет как сам институт в частности, так и всю культуру в целом
Общество |
Фото Потеря ориентиров

30 марта в г. Верона (Италия) состоялась научно-практическая конференция на тему: «Свободные возможности в школе – возможность изменить будущее», где профессор нашего института культуры Раиса Ивановна Пшеничникова (бывший ректор) выступила с докладом «Сакральная геометрия космоса как эволюция человека и развитие его духовного сознания»...

От homo sapiens к homo spiritualis

В этом докладе говорится о том, что один сценарий развития Земли и Человечества завершен, и перед всеми нами стоит задача сформировать новый сценарий перехода от homo sapiens к homo spiritualis, человеку духовному, наделенному высоким космическим сознанием. И для достижения этой цели, утверждает профессор, необходимо кардинально изменить образование так, чтобы оно создавало свободные возможности и условия для перехода.

Удивительно, но профессор, и советник ректората ВСГИК сообщает все это международному сообществу уже после того, как ее родной ВУЗе утратил право на преподавание еще нескольких специальностей (вдобавок к утраченным ранее), среди которых и педагоги-психологи. А ведь краеугольный камень космического сознания, как утверждает Р. И. Пшеничникова, это психика. То есть, человек живет не из внешних обстоятельств, а из себя, из обстоятельств своего внутреннего, разумеется, высокодуховного, мира создает мир внешний. Для этого требуются, как совершенно справедливо замечает профессор, смелость мысли и смелость чувств; соответствующая культура и соответствующий образ жизни, где искусства осознаются как путь к космическому сознанию, а развитие основывается на изменении чувства времени.  

Как говорится, с этого места поподробнее, пожалуйста! Ведь логично ожидать, что далее пойдут подробности о том, как во ВСГИК создают свободные возможности и условия для перехода к космическому сознанию. Однако, содержание доклада и реальное образование в этом ВУЗе оторваны друг от друга настолько же, насколько сам институт оторван не то что от космической, а просто от элементарной осознанности. Он работает, не осознавая для кого и для чего выпускает специалистов, потому что мониторинг кадрового запроса ни по республике, ни по Иркутской области и Забайкальскому краю, в институте не ведется. Так же информацию о количестве работников культуры, о размерах дефицита специалистов, невозможно отыскать и на сайте минкульта РБ (там даже информацию о кадровом резерве министерства теперь невозможно найти). Какого-либо взаимодействия между минкультом и ВСГИК по профориентации не наблюдается. Вряд ли существует и какое-либо взаимодействие между институтом и министерством туризма. То есть, для кого, для каких нужд и целей учат студентов, насколько востребованы новоиспеченные специалисты, насколько актуальные и практически полезные компетенции получают студенты – об этом никто ничего не знает, и никто не берет на себя ответственность, чтобы, в конце концов, уже это знать! Бессознательно набирают студентов, бессознательно их выпускают куда-то в пространство.

Вызовы времени

О каком изменении чувства времени можно вообще вести речь, когда ВУЗ оказался не способен ни ответить вызовам времени, ни взять на себя ответственность за будущее культуры региона, ни отстаивать себя здесь и сейчас ради этого будущего.

Говорят, существует, скажем так, стратегия минкульта РФ, что институты культуры работают только для народного художественного творчества, самодеятельности, в общем, а профессиональному искусству обучать будут только вузы искусств. Может, по букве закона, оно и логично, но почему бы нашему институт культуры не попытаться стать исключением из правил? Ведь от красноярского института искусств до дальневосточного института искусств территория в тысячи километров, и совершенно очевидно, что два этих ВУЗа не смогут удовлетворить запросам профессиональных драматических, музыкальных, кукольных театров, филармоний, хореографических и вокальных коллективов громадного региона. Что регион?! Уже через 2-3 наши театры окажутся в тупике. И пойдут к руководству республики просить денег на содержание приезжих артистов. Как приходится сейчас просить директору театра оперы и балета миллионы на то, чтобы принять на работу музыкантов, артистов хора, и балета, солистов оперы. И это не 3-4 миллиона, и даже не 10, и не 20…

А ведь прошедшей осенью, когда Алексей Цыденов пришел на собрание коллектива театра, ему рассказывали, как можно довольно быстро пополнить оркестр оперного струнниками. Глава тогда сказал, что подписывается под каждым словом, и что человека, предлагавшего эффективное решение, уже записали. Видимо, к нему на прием. Но, то ли не туда записали, то ли не той ручкой записывали, то ли не к Главе, то ли – как обычно, все, что касается культуры, у наших властей делается либо лихим кавалерийским наскоком бегемотов, либо просто никак не делается. Вот со ВСГИКом у наших властей - никак. И дело не в том, что Цыденов, объявив два года назад, что образование у него в приоритетах развития, только сейчас вдруг увидел, что в этой суперреспублике, черт побери, есть еще и ВУЗы. Увидел и взялся первым делом за сельхозакадемию. Ну, во-первых, потому, что сельское хозяйство у него, как и образование, тоже в приоритетах. Во-вторых, культуры, в принципе, нет среди пяти приоритетных направлений развития Бурятии, определенных Главой. Потому, что нет осознания, что культура, это сфера жизни, и область знаний. Психологи утверждают, что мы не верим словам, а только своему опыту, но, продолжат они, мозгу все равно, реальный это опыт, или воображаемый. Так вот бывают такие случаи, когда сознание не пропускает и воображаемый опыт. Человеку, научившемуся за один вечер издавать на гитаре три аккорда, невозможно понять, что скрипачу надо учится лет 16-17. КВНщику бесполезно объяснять, чему это актеры учатся 4 года, а начальник транспортного цеха никогда не уяснит, зачем в культуре экономика. Недавно ушедшая от нас Валентина Цыреновна Найдакова, по подобным поводам пожимала плечами и спокойно говорила: «Ну, рептилоиды, что ты хочешь»?

Современные рептилоиды

Но что «рептилоиды», когда во ВСГИК легко и просто дали закрыть обучение экономике, как непрофильному. В современном мире в сферу культуры входят: реклама, интернет и игры, конструирование и изобретательство, туризм, общепит, все виды ремесленничества, неисчислимые виды самозанятости и малого бизнеса, психологические практики, эзотерика; не говоря уже об архитектуре, телевидении, кино, радио, арт-рынке, звукозаписи. Этот мир живет в эру экономики талантов. Но это не наш мир.

О каком изменении чувства времени применимо к нашему  институту культуры, можно говорить, когда здесь даже не поняли, что вызов времени состоит в том, что концепция культуры давным-давно изменилась. С 1999 года культурные (креативные) индустрии несут ответственность и за себя, и за качество жизни жителей тех стран, где эти индустрии развиты, потому, что приносят ошеломительные доходы.

Но эта смена парадигмы в культуре нашего института культуры не коснулась. Как говорится, от слова совсем. По иронии судьбы и и.о. ректора, и и.о. проректора – экономисты…  

… В свое время ректор ВСГИК Никифоров закрыл отделение кино и фото. Конечно, он не знал, о будущем бурном развитии бурятского кино. Но вообще-то, на то и ВУЗ – чтобы прогнозировать. Это к вопросу о том, как отзовутся в будущем утраты специалитетов.

Туяна Будаева

Кол-во просмотров: 2203

Поделиться новостью:


Поделиться: