Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

15 марта этого года на Байкале произошло очередное трагическое событие: в районе села Оймур ушел под лед легковой автомобиль с рыбаками, а его пассажиры погибли. Cудя по оставленному следу, водитель не заметил под обманчивой снежной порошей участок льда, истонченного поднимающимися теплыми донными газами. Впрочем, и сам ледяной панцирь озера в этом году вновь недостаточно толстый, как и в прежние годы.

Экологи и службы МЧС уже в который раз предупреждают граждан отказаться от прежней практики использовать лед Байкала для проведения на нем массовых общественных мероприятий и тем более не устраивать ледовые дороги для большегрузного транспорта по причине начавшегося сокращения толщины извечного ледяного покрова. В прошлые десятилетия лед Байкала еще был способен выдерживать передвижение железнодорожных поездов с одного берега на другой (между Танхоем и портом Байкал), колонн автопоездов с тяжелыми грузами для БАМа, многотонных лесовозов и тракторов. С  уникальной мощностью байкальского льда не справлялись даже построенные гигантские ледоколы-паромы морского типа.

Сегодня мы ежегодно слышим об учащающихся трагических событиях, когда десятками проваливаются легковые автомобили, мотоциклы, снегоходы и прочая техника. Однако это не мешает нам собирать на льду большие толпы людей на общественные шоу-рыбалки или межрегиональные автомобильные ралли. Поэтому следует гражданам дать некоторое научное объяснение того, почему сегодня байкальский лед стал опасен.

Ускоренное потепление

Главная причина ухудшения экологической ситуации – в начавшемся глобальном потеплении климата планеты, которое именно на озере Байкал проявляется почему-то ускоренным темпом. Снизился общий уровень озера, изменилась толщина льда. Климат стал суше и умереннее. В результате граница лесов продвинулась в высокогорную тундру. Дальнейшее потепление приведет к развитию иссушения, пересыханию мелких водных притоков, обмелению крупных рек, и, как результат, дальнейшему понижению извечного уровня озера. В ближайшем будущем Байкал в южной половине акватории станет незамерзающим, а в его флоре и фауне исчезнут некоторые холодолюбивые виды.

Согласно многолетним наблюдениям, в ХХ столетии потепление местного климата вдвое превысило общемировое значение и в среднем составило 1,2 градуса Цельсия, но более интенсивно это происходит зимой и весной – 2,2 и 1,4 градуса соответственно. Были и некие циклы временного понижения температуры - с 1896 по 1911 годы, но затем начался период ее неуклонного повышения - с 1912 по 1990 годы. С 2000 года этот процесс заметно усилился: даже в открытой части акватории озера температура воды достигала летом +18 – 20 градусов. Это привело к общему потеплению верхнего, так называемого «деятельного» слоя акватории до глубины 200 – 300 метров. Понятно, что по мере обмеления Байкала этот процесс пойдет еще глубже.

Тайна ледовых кругов

Особенно заметные изменения произошли в ледовом режиме Байкала. В ХХ столетии продолжительность зимнего ледостава в южной половине акватории сократилась на 18 суток в результате «запаздывания» сроков замерзания (на 11 суток) и более раннего вскрытия ледового покрова (на 7 суток). За период с 1949 по 2000 годы толщина льда порою уменьшалась на 2,4 сантиметра в год. Так что Байкал уже несколько десятилетий все позже замерзает и раньше тает.

Ожидается, что с 2000 по 2100 годы при росте температуры воздуха на 2,5 градуса Цельсия продолжительность зимнего ледостава сократится на 35 – 37 суток и составит 56 – 60 дней в году в южной и средней частях акватории и около 75 суток - в северной. На юге озера толщина льда уже уменьшилась в среднем на 30 – 40 сантиметров. Появились зимы с менее продолжительным и даже неустойчивым ледоставом, а то и с широкими открытыми площадями, особенно в районе шельфа устья реки Селенги. Температура придонных горизонтов водной массы кое-где достигла +_3,1 – 3,4 градусов с высоким процентом содержания кислорода, при котором лед становится более хрупким. Этот процесс усилился со второй половины ХХ века, особенно после 1970 года, когда резко ослаб сибирский антициклон. Самое быстрое сокращение ледяного покрова было зафиксировано с 1970 по 1995 годы одновременно с заметным потеплением водной массы озера, подогреваемой еще и глубинным теплом астеносферы.

Вторая, и особенно коварная особенность ледяного покрова Байкала заключается в так называемых «пропаринах» - полыньях, запорошенных снегом. Сегодня выяснено, что их делают выходы на поверхность «вулканчики» из газа метан. На глубоководных обитаемых аппаратах «Мир» мы обнаружили их истоки по всей донной площади, но больше всего в районе дельты Селенги и Баргузина.

В последнее время газовые потоки стали более интенсивными, и с 1984 года они стали утончать лед площадями до нескольких километров в диаметре. При этом выбросы газов захватывают с собою водяные «столбы», способные взламывать лед уже на десятки километров. В 1977 году космический спутник «Метеор» зафиксировал в феврале открытое пространство воды чуть севернее дельты Селенги между двумя побережьями озера. А не так давно был сфотографирован гигантский взлом льда в южной оконечности Байкала: в центре удара мы видим мелкое дробленое крошево, но по краям полыньи диаметром не менее 40 километров плавали ледяные поля, упираясь в скалистые берега. Не зная общей картины события, можно, перескочив прибрежную трещину, вдруг оказаться на качающихся льдинах перед зияющей впереди черной водной бездной, не имея возможности быстро остановить свой транспорт. Не так давно по телевидению показали любительский сюжет неожиданного вздымания ледяного вала в средней части озера, когда за секунды был взломан и поднят ледовый панцирь, который крошащимися кусками понесло на берег. Будь в то время там кто-либо из рыбаков или проезжающих, спастись было бы невозможно. А иногда, между прочим, взрывающиеся глубинные газы воспламеняются факелами до высоты 7 – 10 метров, вызывая ужас у тех, кто ранее о таком природном явлении не знал.

Подобные гигантские газо-, водяные столбы связаны с активизацией тектонической деятельности земных недр. Ведь у нас в регионе землетрясения средней мощности фиксируются почти каждую неделю, а крупные, катастрофического характера в 10 – 11 баллов, - раз в несколько лет. Чем, надо полагать, и объясняются то и дело возникающие зимой подо льдом пугающие гулы в черных глубинах Байкала, похожие на тяжелые орудийные залпы.

Самым опасным местом зимнего передвижения по Байкалу считаются средняя часть акватории и участки вдоль западного побережья. Именно те, где издревле поморы устраивали «сакму» - ледяную дорогу из Голоустного в Посольск. Именно там больше всего выходов донных газов, «проедающих» лед, и куда часто проваливались лошадиные обозы и автомобили, как и  попадающие в полыньи группы пеших путников. В Малом море жертвами собственной беспечности чаще всего являются туристы и рыбаки, не знающие физических особенностей ледового покрова Байкала. За 15 лет существования Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС России были зарегистрированы провалы под лед 163 автомобилей, 14 снегоходов, 5 мотоциклов, утонуло 30 плавсредств, по одному трактору, вертолету и самолету. Поднято со дна 92 автомобиля, 18 лодок и катеров, 6 снегоходов, 2 мотоцикла, трактор, два легкомоторных воздушных судна. Составлена также карта происшествий, но в более глубоких местах дна достать такую технику ниже отметки 100 метров без специального снаряжения аквалангистов невозможно.

Полагаю, что в свете изменившихся природно-климатических условий в экологии Байкала следует развернуть разъяснительную работу с населением о реальной опасности заниматься хозяйственной и туристической деятельностью на ледяном покрове нашего озера. Миновали те времена, когда мы могли быть уверенными в природной крепости льда. Ныне опасно проводить какие-либо крупные общественные мероприятия на непредсказуемой ледяной корочке нашего озера-моря, под которой пугающая черная бездна недосягаемой глубины свыше полутора километров.

Гидронавт-исследователь озера Байкал Алексей ТИВАНЕНКО