Хуреш – борьба сильных и мужественных

«Жить – это бороться; бороться – это жить». П. Бомарше.
Здоровье |
Фото Хуреш – борьба сильных и мужественных

Борьба хуреш – любимая спортивная забава тувинцев с давних времен. Археологические раскопки в Центральной Азии свидетельствуют о том, что борьбу здесь знали еще в 4 – 3 веках до нашей эры. Одной из экспедиций в скифском кургане был найден бронзовый отлив, на котором два атлета схватили друг друга левыми руками за ноги, а правыми за пояс, что соответствует правилам современной борьбы хуреш.

О том, что предки коренных жителей Тувы – лесные урянхайцы  – состязались в борьбе, свидетельствует Рашид-ад-Дин. Он пишет, что «в начале 14 века монголы, приближенные к Чингисхану, проводили соревнования по борьбе». Материалы Государственного архива Республики Тыва свидетельствуют о том, что в 19-м веке состязания по хурешу проводились в честь религиозных праздников.

Легенды о хуреш

Есть у тувинцев и свои легенды, связанные с борцами. В одной легенде говорится, что давным-давно собрались борцы, провели обряд приношения духу священного озера Сут-Холь и забросили в него все завоеванные борцовские трофеи и драгоценности с благопожеланием: «Да пусть никогда не иссякнет сила борцов земли тувинской! Пусть будет вечно так!». Другая легенда гласит, что раньше было принято бороться в повседневной одежде, на одном турнире всех одолел неизвестный борец. Позже выяснилось, что победитель не мужчина, а женщина. Тогда мужчины в знак протеста, вырезав переднюю часть содака и укоротив штанины, ввели специальную форму для участников борьбы.

28 июля 1922 года был проведен первый народно-революционный праздник «Наадым», где были представлены все три вида национальных состязаний: борьба хуреш, стрельба из лука и конные скачки. Позже ежегодно весной проводился «Праздник родной земли». На нем также проводились поединки хурешистов. До сих пор в Туве помнят фамилии известных богатырей из аратов: Арбына из Бай-Тайги, Тозур-оола, Ба-Хоо, Отканчика, Кудерика, Тозур-оола из Тес-Хема. Тозур-оолу было присвоено звание «хаа» – сильнейшего из борцов.

Три составляющих победы

Издавна считается, что в хуреше три составляющих победы: боевой дух, мастерство и масса борца. Борьба хуреш – это не только схватка двух атлетов друг с другом, это, прежде всего, сражение двух духовных сил. И еще это самобытная тувинская традиция и своеобразный кодекс чести.

Борьба хуреш имеет понятные и доступные для всех правила. Для того, чтобы победить в борьбе хуреш, достаточно свалить соперника на землю (лежачих не бьют) или вынудить его коснуться земли какой-либо частью тела, кроме ступней (на три точки). При этом разрешены почти все приемы, существующие в спортивных единоборствах, и захваты, кроме крестного захвата за отворот содака (зажим горла). Соревнования проводятся по олимпийской системе – проигравший борец выбывает из турнира. В традиционной борьбе хуреш не существует подразделения на весовые категории. Также нет ограничений и во времени, о чем в народных сказаниях говорится так: «Во время схватки борцы замечали зиму по инею, а лето – по росе».

Для организации занятий и соревнований по борьбе хуреш не требуется специальной материально-технической базы и снаряжения. Экипировка борцов чрезвычайно проста и демократична. Она представляет собой традиционную форму: содак и шудак (специальная куртка и короткие брюки), изготовленные из плотного простеганного шелка и идик (тувинская национальная обувь). В борьбе хуреш каждого борца, выходящего на поединок, сопровождает его секундант (моге салыкчызы), одетый в национальную одежду. Именно он зазывает другого атлета на борьбу, знакомит зрителей и соперника с титулами своего борца. В обязанность секунданта входит, в первую очередь, поднятие боевого духа и защита интересов борца в пределах правил соревнований.

В целом участие в соревнованиях секундантов в национальной одежде и выполнение одновременно всеми борцами в экипировке ритуального «танца орла» под торжественную музыку отличает хуреш от других видов борьбы и придает ему необыкновенную зрелищность и красоту.

Девиг – танец богатырей

Девиг – «танец орла» – исполняется перед началом состязаний всеми борцами одновременно и означает общее приветствие. Девиг проходит в быстром темпе, демонстрирует ловкость, силу, придает каждому участнику уверенность в победе. После этого каждый борец, вызвав соперника на поединок, индивидуально исполняет  танец. Перед выходом на место состязания борцы три раза хлопают руками по внешней и внутренней сторонам бедер. Эти движения означают, что существуют три вида состязаний мужчин: стрельба из лука, конные скачки и хуреш. Потом борцы, распрямив плечи и спины и вытянув в стороны и вверх руки, плавно исполняют «танец орла» - «парят», двигаясь к месту схватки. Приземлившись, два раза хлопают по бедрам, что означает приглашение соперника на поединок. Девиг перед схваткой помогает снять стресс и наполняет тело и дух энергией, улучшает кровообращение.

После схватки победитель выполняет церемонию «встряхивания пыли» с побежденного, помогает ему подняться. Проигравший борец в знак признания своего поражения развязывает содак, проходит под рукой победителя и уходит на свое место.

Торжествующе вздернутые вверх руки – это особый знак радости победы в любом виде спорта, а в хуреше – начало танца победителя. Исполняя девиг, борец выражает свою радость, демонстрирует силу и благодарит соперника и болельщиков. В конце танца победитель обходит по «кругу солнца» флаг соревнования и кланяется флагу и зрителям.

Если девиг, исполненный перед поединком, настраивает борца на борьбу, то после схватки он успокаивает его нервную систему. Танец победителя заканчивается одним хлопком по бедрам  - «победа за мной». И каждый раз девиг выполняется под музыку.

Руководитель тувинского эксперимента «Убсу-Нур» – доктор технических и биологических наук Бугровский после состязаний не скрывал своего восхищения: «Я не видел более зрелищного, более эстетичного вида спорта, чем хуреш. Это захватывающий спортивный спектакль с яркими национальными костюмами спортсменов и секундантов, с бескомпромиссной и техничной борьбой атлетов, с непосредственной демонстрацией радости победы и горечи поражения. Необходимо отметить артистизм секундантов, многие из которых безукоризненно владеют всеми стилями горлового пения. Нравится мне благородство борца, помогающего подняться поверженному сопернику и исполняющего ритуальный девиг  – «танец орла». Удивительное зрелище».

Прежде всего, никакой суеты

Особое внимание тувинские мастера уделяют сохранению и развитию душевного равновесия, при утрате которого борец, какой бы силой ни обладал, обязательно потерпит поражение. Считается, что в борьбе хуреш состояния тела и духа тесно взаимосвязаны между собой. Внутренняя неуравновешенность, беспокойство, растерянность отражаются и на внешних действиях. Появляются суетливость, беспорядочные движения, волнение и растерянность, происходит упадок сил, нарушаются ритм и гармония жизни. Что делать человеку, желающему сохранить и развить душевное равновесие? Прежде всего, никакой суеты. Внутреннее равновесие – это равномерное напряжение энергии. Приобретенный опыт и регулярный самоанализ заставляют борца постоянно изучать и осмысливать состояние своего внутреннего равновесия. Недостаточную тренированность и отсутствие силы духа можно со временем одолеть, если критически осмыслить свой образ жизни и попытаться приобрести то, что называется телесным и душевным равновесием.

Особое внимание в борьбе хуреш уделяется правильному захвату для успешного проведения какого-либо приема. От захвата зависит качество выполнения действия. По правилам борьбы хуреш, захватывать содак и шудак можно в любом месте. В положении захвата борцы выбирают наиболее удобную для себя дистанцию: ближнюю, среднюю и дальнюю. Хороший борец всегда навязывает сопернику удобную для себя позицию или умеет проводить прием практически из любого положения. Другими словами, хороший борец диктует, навязывает сопернику свою волю, свою борьбу и создает выгодную, нужную ему позицию для проведения своего молниеносного «коронного» приема.

Двукратный олимпийский чемпион Иван Ярыгин подчеркивал, что все тувинские борцы-вольники, самбисты, сумоисты выделяются особой устойчивостью на ногах. Он считал, что «тувинская национальная борьба хуреш привнесла в нашу советскую школу борьбы свое, но нужное всем нам». Такие видные специалисты, как Д.Г. Миндиашвили, А.И. Завьялов, С.А. Преображенский считают, что тувинская борьба хуреш является отличным подспорьем для тех, кто занимается вольной борьбой. Вырабатываются устойчивость в ногах, умение побеждать не весом и силой, а смелостью и ловкостью.

Сегодня древний хуреш не стареет, а остается молодым и сильным, лишь с возрастом становится более опытным. И так же, как раньше, остается школой жизни. Ежегодно на зеленый «ковер» стадиона выходят молодые талантливые атлеты, которые уверенно заявляют о себе. Сегодня всем известны имена знаменитых борцов: Аяса Монгуша, Алдын-оола Куулара, Мадыр-оол Монгуша и многих других. А завтра из далекого села может приехать неизвестный молодой атлет и победить всех. И в этом нет ничего удивительного: массовость рождает мастерство, а в Туве все увлекаются хурешем.

P.S: У бурят-монголов, как у тувинцев, есть своя национальная борьба – бухэ-барилдаан. Многое в нашей борьбе похоже на тувинскую борьбу. Но борьбе хуреш она сильно проигрывает в зрелищности и красоте. Думается, пришло время внести необходимые изменения в нашу борьбу и взять на вооружение все самое лучшее, что есть сегодня в монгольской и тувинской борьбе: экипировку атлетов и секундантов, творческое исполнение «танца орла», правила борьбы и обязанности секундантов, музыкальное сопровождение и присуждение народных званий абсолютным победителям борьбы на Сур-Харбане (Наадане).

Сегодня национальная борьба в Прибайкалье и в Забайкалье имеет некоторые различия, что мешает единению борьбы в целом между регионами. Для создания национальной борьбы необходимо выработать единые правила борьбы и требования к экипировке борцов, которые будут обязательны для всех атлетов. Необходимо взять на вооружение не только внешнее, но и внутреннее содержание, внести самобытное восприятие мира Природы и Вселенной, от чего борьба будет наполнена смыслом и богата внутренним миром. И, таким образом, привести свою национальную борьбу в полное соответствие с общемонгольской национальной борьбой и сделать еще лучше!

По материалам, предоставленными Пий-Хемской центральной кожуунной библиотекой, Валерий Ханхашкеев              

Кол-во просмотров: 4709

Поделиться новостью:


Поделиться: