Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

В местах лишения свободы осужденные не просто отбывают наказание, но и занимаются трудовой деятельностью. Заработанные средства дают им возможность оплачивать затраты на их содержание, возмещать ущерб, причиненный в результате преступлений, осуществлять выплаты по алиментам и др. О практике надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний «Новой Бурятии» рассказал старший помощник прокурора РБ, старший советник юстиции Валерий Хандажапов.

— Валерий Балдан-Доржиевич, как и на каких условиях лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, привлекаются к труду?

— Привлечение осужденных к лишению свободы к труду администрациями исправительных учреждений осуществляется на основании положений ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (УИК), с учетом их пола, возраста, трудоспособности и состояния здоровья. Каждый осужденный обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительного учреждения (ИУ).

Продолжительность рабочего времени, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии, порядок оплаты их труда устанавливаются в соответствии с законодательством РФ о труде. Время привлечения осужденных к оплачиваемому труду засчитывается им в общий трудовой стаж.

Работающие осужденные имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск: 18 рабочих дней — для отбывающих лишение свободы в воспитательных колониях; 12 рабочих дней — для отбывающих лишение свободы в иных исправительных учреждениях. Отпуска предоставляются с выездом за пределы ИУ или без него. Без оплаты труда осужденные могут привлекаться только к выполнению работ по благоустройству ИУ и прилегающих территорий.

— Все ли осужденные обеспечены рабочими местами в исправительных учреждениях республики?

— К сожалению, в силу ряда причин уровень обеспеченности осужденных рабочими местами в исправительных учреждениях, входящих в систему УФСИН по республике, остается невысоким. Это связано с падением спроса на продукцию ИУ, слабой конкурентоспособностью в условиях контрактной системы закупок и рядом других обстоятельств. Так, в ФКУ «ИК № 2 УФСИН по РБ» трудоустроено лишь 50% работоспособных осужденных, в ИК-8 — 43,6%, в ИК-1 к оплачиваемым работам привлечена лишь 1/5 часть таких осужденных.
С целью расширения производства территориальным Управлением ФСИН России проводится работа по налаживанию делового партнерства с представителями предпринимательства и коммерческих структур по вопросам поставок производимой в ИУ продукции, организации новых производств на базе исправительных колоний.

В марте 2017 года заключено соглашение с ТПП РБ с целью организации и развития сотрудничества с предпринимателями республики. В июле 2017 года заключено соглашение с правительством РБ о сотрудничестве в решении вопросов трудоустройства осужденных, развития производственного сектора уголовно-исполнительной системы (УИС) республики.

Во исполнение требований ст. 108 УИК РФ в исправительных учреждениях осуществляется профессиональное обучение осужденных. В ИУ, подведомственных УФСИН России по РБ, функционируют 6 профессиональных образовательных учреждений, которыми производится обучение по 19 профессиям и рабочим специальностям. Численность осужденных, не имеющих профессий, постоянно сокращается. Приоритетное внимание при зачислении в профессиональные училища уделяется осужденным, не имеющим профессии и освобождаемым в текущем году.

— Какова роль органов прокуратуры в обеспечении трудовых прав осужденных?

— Немаловажным условием надлежащей трудовой занятости осужденных является соблюдение их трудовых прав и исполнение требований УИК, определяющих условия труда. Вопросы соблюдения трудовых прав осужденных постоянно находятся в поле зрения прокуратуры республики.

Прокурорскими проверками выявлены грубые нарушения закона в области организации трудовой занятости осужденных. Так, в ФКУ ИК-8 установлены факты привлечения осужденных к работе на полный рабочий день без оплаты. В прошлом году на работу в производственную зону выведено 36 осужденных, которые на должности рабочих назначены не были. В деревообрабатывающем цехе из 27 работающих осужденных семеро выполняли работу без оплаты. В швейном цехе учреждения трудились 13 осужденных, которым зарплата не выплачивалась. Виновное должностное лицо по постановлению прокурора привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно приказу начальника ФКУ ИК-7, в октябре 2018 года осужденной С. был предоставлен отпуск с 28.11.2018 по 06.12.2018 включительно. Вместе с тем, согласно табелю учета рабочего времени за ноябрь и декабрь 2018 года, она в указанный период беспрерывно осуществляла трудовую деятельность.

В ФКУ ИК-2 с нарушением трудового законодательства осуществлялся учет отработанного осужденными времени. Продолжительность рабочих смен осужденных, трудоустроенных в столовой ИУ, составляла более 11 часов. Однако в табелях учета рабочего времени были отражены сведения о 8-часовом рабочем дне.

По всем выявленным нарушениям приняты меры прокурорского реагирования. До должностных лиц УФСИН России по РБ доведены требования о необходимости разработки и принятию комплексных мер по исполнению требований законодательства об обязанности администрации ИУ привлекать осужденных к труду.

В марте текущего года с целью повышения эффективности взаимодействия уполномоченных органов по обеспечению надлежащей трудовой занятости осужденных в ИУ республики, трудоустройства лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, оплаты их труда, возмещения ущерба, причиненного преступлениями, осуществления выплат по другим обязательствам первым заместителем прокурора республики А.К. Муравьевым проведено межведомственное совещание с участием представителей УФСИН России по РБ, УФССП по РБ, Республиканского агентства занятости населения.

На совещании обсуждались вопросы использования органами и учреждениями УИС производственных ресурсов ИУ во взаимодействии с Республиканским агентством занятости населения, обеспечения возмещения вреда от преступлений за счет трудоиспользования осужденных.

На расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры РФ по итогам работы за 2018 год в своем выступлении президент РФ В.В. Путин отметил, что в поле постоянного внимания прокуратуры должна оставаться уголовно-исполнительная система. Прокуроры обязаны усилить надзор за условиями, в которых оказываются люди, лишенные свободы. Генеральный прокурор РФ Ю.Я. Чайка нацелил подчиненных прокуроров на повышение эффективности надзора за законностью в местах лишения свободы.

Мария Гордеева