Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

Культура тюрко –монгольских народов всегда была очень богатой, уникальной и у каждого по –своему самобытной. Из глубины веков до нас дошли языки, традиции и обряды наших далеких предков. До недавнего времени они не получали должного развития. И лишь в последние десятилетия народы России стали возрождать и развивать свою национальную культуру. В Республике Тыва 2015 год был объявлен Годом народных традиций. Из множества увиденного и прочитанного необходимо выделить то, что является главным и существенным в культуре любого народа, без чего ни один народ, большой или малый, не может быть самобытным – это язык, традиции и обряды.

В настоящей статье речь пойдет о традициях и обрядах тувинского народа, которые очень похожи на традиции и обряды бурят-монгольского народа, в частности, прибайкальских бурят.

Была у тувинцев такая традиция: любого человека, проезжающего мимо аала, или юрты, обязательно приглашали в жилище отдохнуть с дороги, поднося, в первую очередь, аяк (пиалу) горячего чая с молоком. В народе говорили: «Акты амзадыр, аяк эрнины зыртыр»  – «Белую пищу попробовать, пиалу слегка пригубить». Это было еще не угощение, а скорее, форма выражения доброго отношения хозяина к гостю, которому подносится многими азиатскими народами «белая пища»  – «ак чем», цвет молока. И за чашкой чая обменивались новостями. А после чая перед гостем ставили все виды самого вкусного кушанья.

Бодрствование в будуу

Считается, что если уснёшь в ночь наступления нового года, тебя причислят к умершим, если напьёшься – станешь добычей чертей. Тувинцы, как и многие восточные народы, встречают Новый год  – Шагаа по лунному календарю. Фиксированной даты Шагаа нет. Наступление нового года может смещаться с конца января до начала марта. Чаще праздник приходится на февраль. По лунному летоисчислению с началом Шагаа начинается весенне-летний сезон. Ход праздника, как у тувинцев, так и у монголов, бурят, всегда имел и до сих пор имеет три уровня: канун, первый день нового года и весь следующий месяц. За последние несколько сот лет больших изменений в том, как отмечают простые кочевники новогодний праздник, не произошло.

В старину в канун (будуу) Нового года наводили порядок в жилище, доставали из сундуков новую или чистили старую одежду. Сегодня у многих тувинцев вновь появилась и закрепилась привычка заранее готовиться к Новому году. Следуя традиции, во время будуу люди занимаются уборкой квартир, домов, двора, избавляясь от накопившейся грязи и хлама. Заранее готовят разные угощения: лепят пельмени, закалывают барана, поскольку во время праздника запрещается прерывать жизнь живых существ. У многих сохранилась традиция готовить ууже – еще осенью перед самым наступлением зимы заготавливать неприкосновенный запас мяса для Шагаа. В последний день старого года люди активно посещали буддийские монастыри – хурээ  – и совершали обряд очищения от грехов уходящего года. Многие народы, например тибетцы, часто посещают монастыри в течение всего последнего месяца старого года. Причем стараются посетить разные монастыри. Считается, чем чаще человек будет посещать хурээ и молиться, тем больше он получит благословения божеств и очистится от грехов и скверны. Сегодня все большее количество современных тувинцев следует правилам этой традиции. Непосредственно в новогоднюю ночь шла служба в храмах. Если раньше во время религиозных ритуалов, проводимых в монастырях в новогоднюю ночь, мирянам не разрешалось присутствовать, то сейчас верующие стали считать особым благим деянием присутствие во время чтения сутр и молитв непосредственно в новогоднюю ночь. Те, кто по каким-то причинам не смогли принять участие в ночных молебнах, сидели дома и ожидали наступления первого утра нового года.

«Голова Шагаа показалась»

Существует поверье: если уснуть в новогоднюю ночь, то богиня Лхамо, облетая планету на своем коне, может засчитать спящего в число умерших. Поэтому в ночь последнего дня старого года и на первый день нового года люди старались бодрствовать. В эту ночь дети до тринадцати лет могли заснуть, а взрослые не спали и слушали сказки и сказания, играли в различные игры. Между тремя и пятью часами утра наступает новый год. По-тувински этот момент называется «шагаа бажы чаларады»  – «голова Шагаа показалась».

Первый день – это исключительный день в году. В старину по Шагаа определяли возраст, говорили: «Я встретил столько-то Шагаа». Новорожденный считался годовалым, а рожденный накануне Шагаа  –двухлетним. В момент, когда восходит солнце, все надевали нарядные национальные одежды и с подносами – деспи, деревянными тарелками с вареной бараньей грудинкой и разными яствами поднимались на возвышенное место, где участвовали в обряде «Сан салыр»  – возжигании священного огня. Раньше этот обряд исполняли члены каждой юрты, семьи в специальном освященном месте на своей родовой территории. Обряд «Сан салыр» является важной и особой частью празднования нового года. Каждый старается попасть на этот обряд, потому что считается: кто примет участие в его проведении, тому в новом году будут благоволить добрые духи и божества, его ожидают успех и удача. Обряд «Сан салыр» осуществлял обычно шаман или лама, а при их отсутствии – старейшина рода, семейства или самый старший и уважаемый житель данной местности. На специально сооруженном алтаре или костре возжигают артыш и бросают в огонь дээжи – самую почетную и лакомую часть принесенной еды: топленое масло (саржаг), молоко, муку из поджаренного пшена (далган), поджаренное просо (тараа), сушеные пенки (ореме), сыр (быштак), сухой творог (ааржы), пресные лепешки (поова, боорзак). Во время обряда присутствующие молятся духам, с приветствиями поклоняются восходящему солнцу. После обряда участники выбирают место почище, куда никто еще не ступал, валятся в снег и катаются в нем с целью очищения, а затем снимают шапки и полощут их в снегу.

Чолукшуур – почитание старших

После окончания обряда «Сан салыр» начинается следующий обряд «Чолукшуур»  – обмен новогодними приветствиями. Младший старшему (или женщина мужчине, если они ровесники) протягивает руки ладонями вверх, старший кладет сверху свои руки ладонями вниз. В этом жесте выражаются уважение и обещание в случае необходимости помощи и поддержки. Иногда он между родственниками и товарищами сопровождается легким прикосновением щек. Этот обряд иногда дополняется тем, что младший может на вытянутых руках преподнести хадак и возложить его на кисти протянутых рук старшего, тот возвращает его, перекладывая на кисть правой руки младшего, и лишь после этого ритуала оба совершают «Чолукшуур».

Раньше женщины вместо хадака получали платок, и при совершении обряда «Чолукшуур», в отличие от мужчин, не снимали головные уборы, а обшлага их рукавов были спущены. Во время обряда «Чолукшуур» тувинцы обменивались не только хадаками или платками. Дарили, например, пушнину белого цвета. А иногда преподносили дадаазын  – ремешок от одежды, подношение бедняков. Завершив обряд «Сан салыр», все возвращаются домой. Праздник переходит на стадию взаимных поздравлений, приема гостей и хождения в гости.

Прежде всего, члены каждой семьи поздравляли друг друга. Особенно полагается усердствовать младшим членам семьи. Они должны спешить поздравить старших первыми. Затем непрерывная цепь хождений по домам, из юрты в юрту, поздравлений, застолий, обмена подарками до тех пор, пока все родственники не обойдут друг друга. Современные тувинцы за время запрета Шагаа в советское время утратили обычай хождения в гости, поэтому стараются праздновать его уединенно, в узком семейном кругу. Здесь заметно влияние традиций празднования европейского, а скорее, советского Нового года. Но, тем не менее, сегодня можно наблюдать, как некоторые люди возрождают церемонию приема гостей и посещения домов родственников, друзей. В старину люди, собираясь то в одной юрте, то в другой, играли в различные игры, пели песни, играли на музыкальных инструментах, слушали сказителей, устраивали гадания.

Единение народа

Весь остальной месяц Шагаа считается праздничным. В течение месяца продолжаются молитвы, молебны, посещения хурээ, хождения в гости. В обязательном порядке следует проведать родственников, живущих в других населенных пунктах, в отдаленных местностях, обменяться с ними приветствиями, подарками.

Важнейшая особенность празднования Шагаа – во время него категорически запрещается употреблять спиртные напитки. Тувинцы с давних времен считали водку и всякое спиртное  – «аза суксуну»  – напитком чертей. Шагаа считается самым трезвым праздником.

Сегодня Шагаа (Сагаалган) – это большой всенародный праздник. Первый день наступившего нового года официально объявляется нерабочим днем в республике. В этот день все население республики встречает наступление Шагаа, во время которого происходит единение родных и близких людей, единение народа, где молодые учатся почтительному отношению к возрасту человека, умению ценить и уважать свое и чужое время, а также жизнь всего живого на земле.

Валерий  Ханхашкеев, историк, юрист (Республика Тыва)