От такси и сумы не зарекайся

Экономика |
Фото От такси и сумы не зарекайся

Протестная акция таксистов оголила самую главную проблему Бурятии — безработицу

Первая массовая забастовка в Бурятии — с 21 января таксисты отказались возить пассажиров через службу заказов такси (СЗТ) MAXIM и «Поехали!».  При этом они не только игнорировали заказы от диспетчерской службы, но и блокировали движение в некоторых районах столицы Бурятии. Тем самым привлекая к решению своих проблем, как горожан,  так и представителей республиканской власти. Министерству транспорта пришлось пойти на переговоры с перевозчиками, многие из которых являются нелегалами. Итогом встречи должно стать создание региональной службы заказов. Но что же на самом деле скрывается за стихийной акцией?

Дело о пяти рублях

Официальной причиной забастовки сами бастующие называют 5-рублевый сбор, который ввели СЗТ MAXIM при заказе такси через звонок оператору.  Как пояснили в пресс-службе компании,  «никаких дополнительных сборов с водителей сервис не вводил. 5 рублей, о которых спорят водители, — это не часть их выручки. Это плата пассажиров за услуги контакт-центра. Объясним на примере. Допустим, поездка стоит 150 рублей. Вся сумма является выручкой водителя. Но если пассажир вызвал автомобиль через оператора, он дополнительно оплачивает услугу обработки звонка контакт-центром в размере 5 рублей, для него поездка будет стоить 155 рублей. Пассажир передает эту сумму водителю, который, в свою очередь, передает 5 рублей сервису для дальнейших расчетов с контакт-центром», - говорится в официальном пресс-релизе службы заказа такси.

Сами водители при этом утверждают, что  5 рублей изъяли из их кармана. Так, например, 150-рублевая поездка так и осталась 150-рублевой для пассажира. Но водитель должен от этой суммы 10% за работу сервиса и еще 5 рублей за звонок оператору. Но итого с одной поездки он отдает в СЗТ 20 рублей вместо 15.

— Казалось бы, пять рублей — смешная сумма, но за месяц поступает 10 тыс. заявок  — вот вам и 50 тыс. рублей, — проводит несложные подсчеты Дмитрий, один из активных членов неформального профсоюза таксистов.

Создать конкуренцию

После встречи Минтранса с таксистами ведомство внезапно задумалось о создании в Бурятии собственной диспетчерской службы такси с учетом опыта других субъектов РФ и соответствия федеральному законодательству.

22 января, то есть буквально на следующий день после объявления забастовки, в Минтрансе РБ состоялось совещание с участием инициативной группы водителей такси региона. В совещании также приняли участие представители администрации Улан-Удэ и официальные перевозчики такси. Представители инициативной группы водителей такси предложили создать местную диспетчерскую службу такси. Данную инициативу поддержали представители лицензированных перевозчиков.

— Мы думаем, что на базе государственно-частного партнерства вполне можно создать местную диспетчерскую службу, — говорит еще один из активистов Константин и рассказывает, что уже успел обсудить этот вопрос с местными бизнесменами. Но как новая служба будет конкурировать с тем же  MAXIM или гигантами Uber и Яндекс.такси, пока не знает.

Нищета и безработица

Тем временем в чате, который создали таксисты, многие говорят о том, что из-за забастовки элементарно не на что купить продукты или оплатить аренду автомобиля. И это самый скрытый и тяжелый из подводных камней забастовки. По сути, в программе сервиса сегодня зарегистрирован каждый второй автомобилист столицы Бурятии — кто-то таксует, когда есть время, кто-то выезжает вечерами, а для кого-то это стало постоянной работой. И, если смотреть с этой точки зрения, то массовая забастовка таксистов это очередной звоночек исполнительной власти Бурятии. Суперреспублика пока из серии «супер» имеет   супербезработицу, суперзакредитованность и суперотток экономически активного населения, в том числе в качестве гастарбайтеров. Повышение НДС, рост тарифов на ЖКХ и увеличение акцизов на бензин будут вести к снижению покупательской способности населения, а грубо говоря, к обнищанию. В таких условиях массовые акции протеста, вероятнее всего, будут проходить все чаще и собирать все больше участников. И если ФСБ действительно, как пишут некоторые телеграмм-каналы, предупреждала власти Бурятии о массовых акциях протеста, то, можете считать, началось. Властям останется лишь оперативно, как в случае с таксистами, реагировать на подобные акции. Ведь решить вопрос развития экономики Бурятии моментально не получится.

 Соелма Сандакдоржиева

Кол-во просмотров: 1496

Поделиться новостью:


Поделиться: