«Денежные опилки»: почему Бурятия ежегодно теряет сотни тысяч рублей?

Политика |
Фото «Денежные опилки»: почему Бурятия ежегодно теряет сотни тысяч рублей?

Выездное рабочее совещание Комитета Народного Хурала РБ по экономической политике, природопользованию и эко­логии состоялось в Баргузинском районе. Это первая поездка парламентариев в текущем году, и связана она с подготовкой к рассмотрению на февральской сессии республиканского пар­ламента законопроекта о внесении изменений в закон РБ об организации деятельности пунктов приёма и отгрузки древе­сины в республике в части обращения с отходами распиловки и строгания древесины, сообщает газета «Бурятия».

Наряду с депутатами Бар­гузинский район посетили ми­нистр природных ресурсов РБ Вадим Кантор и другие офици­альные лица. По итогам сове­щания в посёлке Усть-Баргузин состоялось заседание, на ко­тором были приняты прото­кольные решения для органов исполнительной власти и мест­ного самоуправления.

Ответственность за утилизацию

Проблема утилизация древесных отходов (опилки, горбыль, срезы и др.) стояла остро и в прежние годы. Горы опилок, накапливаемые после деревообработки, большинство деревообработчиков сжигали или вывозили в лес. Но с уже­сточением природоохранного законодательства за такие дей­ствия, нарушающие экологию, сегодня по головке не погладят. Теперь каждый заготовитель, деревопереработчик обязан складировать отходы, а затем утилизировать, в противном случае его будет ждать штраф.

По данным минприроды по состоянию на 26.07.2018, в республике 1035 официаль­ных пунктов приёма и отгруз­ки древесины. Наибольшие объёмы скопления отходов в Баргузинском, Заиграевском, Хоринском, Прибайкальском районах. В общей сложности в 1 квартале 2018 года там на­ходилось более 74871 куб. м отходов, а в центральной эко­логической зоне Байкальской природной территории - 9394 куб. м. И всё это необходи­мо утилизировать.

Учитывая, что не все предприниматели добросовестно занимаются утилизацией (а практика это показала), необходимо внести изменения в республиканский закон. Он обяжет юридические лица и индивидуальных пред­принимателей, занимающих­ся заготовкой и переработкой леса, не только складировать отходы древесины, но и пере­рабатывать или утилизировать их. Впрочем, если нет такой возможности, они вправе пе­редавать эти функции другой организации, понятно, что не бесплатно.

Отходы или сырьё?

Древесные отходы можно и даже нужно перерабатывать, получая при этом доход. Это доказали ведущие деревопе­рерабатывающие предприятия района, которые депутаты НХ посетили в Усть-Баргузине.

Одно из них - ООО «Байкал­лес», руководит которым Алек­сандр Сосновский. Предприятие занимается глубокой перера­боткой леса, изготавливает раз­личную продукцию из дерева. Для заготовки древесины арен­дует лесной участок, в среднем в год заготавливает 90 тысяч кубов леса. Все древесные от­ходы, а это опилки и стружка, полностью перерабатываются – из стружек изготавливают пел­леты, помещения предприятия отапливают котлом, который работает на опилках.

Схожая картина и у инди­видуального предпринимателя Евгения Родионова, который изготавливает из опилок бри­кеты. Евгений использует опил­ки не только как вторсырьё, но и как топливо. Побывав в строящемся гостевом доме ИП, депутаты убедились в этом. Причём используется экологич­ный котёл российского произ­водства.

«Можно ли такие котлы поставить в небольших по­селениях, отапливать школы, клубы, детские сады?» - интере­суется председатель Комитета по экономической политике, природопользованию и эколо­гии Анатолий Кушнарёв. Полу­чив, утвердительный ответ, он удивляется, почему до сих пор это не делается.

«В республике есть такие котлы, например, в посёл­ке Майский Курумканского района, - поясняет консуль­тант отдела промышленности минпрома Наталья Левченко. – Но таких котлов очень мало, муниципалитеты не могут фи­нансово их осилить».

Тем не менее, в минстрое разработана целая программа, направленная на замену кот­лов, работающих на древесных отходах.

Готов полностью взять на себя переработку древесных отходов и Александр Корнеев из Усть-Баргузина. Он ведёт переговоры с японской фирмой «Скайгрупп», которая готова инвестировать средства на открытие предприятия по из­готовлению пеллетов. Причём японская сторона все расходы возьмёт на себя. В случае по­ложительного результата пе­реговоров предприятие будет производить 50 тысяч тонн продукции в месяц, соответ­ственно вопросы с древесны­ми отходами в районе будут решены. К тому же, несмотря на то, что всю продукцию япон­цы намерены вывозить к себе, открытие предприятия даст дополнительные рабочие ме­ста, налоговые поступления в местный и республиканский бюджеты. Казалось бы, дело осталось за малым, но…

Нужна поддержка государства

Но каждый из предприни­мателей в решении вопроса с утилизацией и переработкой древесных отходов сталки­вается с проблемами, часть из которых - общие. В первую очередь – это сбыт. В основном свою продукцию предприни­матели реализуют в Улан-Удэ, что-то покупает Селенгинский ЦКК, да и местное население охотно пользуется брикетами и пеллетами. Но рынок сбыта нестабильный.

Поэтому в Усть-Баргузине пока ориентируются на объ­ёмы, которые востребованы на данный момент. Чтобы увеличить производитель­ность, необходимо переобо­рудовать производство. Вот здесь и вся загвоздка. Своих средств у предпринимателей не хватает, брать банковские кредиты – большая проблема. В какой-то мере можно было бы рассчитывать на субсидии, которые выделяет правитель­ство республики для дерево­переработчиков, – ежегодно Минпромторг выделяет на их поддержку 45 млн рублей плюс 15 млн по лизингу. Но…

«Чтобы получить субси­дию, нужно в министерство подавать уже готовые счета об оплате за приобретённое обо­рудование. Другими словами, сначала купи, потом обращайся за субсидией, - объясняет Алек­сандр Сосновский. – Но я не знаю, компенсируют ли часть моих расходов в этом году или нет, тогда как банковские про­центы «тикают». Оборудование, которое планирую приобрести, стоит 6 млн рублей, в целом же оно обойдётся мне в 10 млн. Для меня это неподъёмная сумма, но если бы я железно знал, что 2,5-3 млн рублей мне вернут обратно, тогда другое дело».

Как считает Анатолий Куш­нарёв, в этом вопросе нужно разобраться:

«Давайте хотя бы одному человеку поможем. Тем более вопрос утилизации, деревопе­реработки Глава Бурятии по­ставил как приоритетный для республики».

Немало внимания было уделено и такой проблеме, как строительство новых зданий и сооружений в центральной эко­логической зоне, которое в ней запрещено.

«Нужна нормативная база, хотя бы на республиканском уровне, которая бы чётко опре­делила, что можно делать в ЦЭЗ, а что нельзя, - говорит Сосновский. – Вот построю что-нибудь, приедет Роспри­роднадзор и закроет его. А если бы была какая-то правовая ос­нова, в местном законе всё про­писано, была бы и уверенность».

Эта же проблема и у ИП Кор­неев, где планируют открыть новое предприятие по изготов­лению пеллетов. Как вариант было предложено не строить, а реконструировать, модерни­зировать производство на име­ющихся площадях, что, кстати, законом не запрещено.

«В любом случае, данный вопрос нужно проработать с юристами, - отметил Анатолий Кушнарёв, - чтобы найти реше­ние, удовлетворяющее пред­принимателей».

Закон нужен!

Подводя итоги рабочего со­вещания, Анатолий Кушнарёв отметил, что цели они достигли:

«Мы хотели услышать реакцию тех людей, которые занимаются деревопереработ­кой, их мнение о предполагае­мом республиканском законе о заготовительных пунктах по утилизации древесных отходов. Согласно ему предпринима­тель теперь будет обязан ути­лизировать отходы либо сам, либо платить за утилизацию другому предпринимателю. Как известно, этот закон парла­мент рассматривал в декабре прошлого года, но депутаты большинством голосов тогда перенесли его на февральскую сессию Народного Хурала. Но до этого мы ещё раз хотели побы­вать в районах, выслушать раз­ные точки зрения - каким быть будущему закону.

Нужно взвесить всё, ус­лышать мнение самих пред­принимателей, принять закон, который был бы направлен на развитие экономики и в то же время соблюдалась экология и не было социальной напряжён­ности на местах. Время, когда мы просто сжигали отходы, давно закончилось, загряз­нять окружающую среду нам никто не даст, особенно в цен­тральной экологической зоне. Пришло время научиться ци­вилизованно обращаться с дре­весными отходами и получать доходы. Думаю, каждому рай­ону необходимо определиться, по какому варианту пойти, а предпринимателям - консоли­дироваться и сообща прийти к общему коллегиальному реше­нию. Возможно, это будет одно предприятие, открытое вне ЦЭЗ, которое возьмёт на себя скла­дирование, переработку и утилизацию древесных отходов. Один из вариантов – это котлы, работающие на опилках, в Заиграевском и Баргузинском рай­онах уже пошли по этому пути. На республиканском же уровне наши министерства в этом бу­дут им помогать».

Были высказаны пожелания о переносе рассмотрения зако­нопроекта в Народном Хурале на более поздний срок. Но, как считают министр природных ресурсов Вадим Кантор и Ана­толий Кушнарёв, это нецелесо­образно по нескольким причи­нам. И главная из них связана с тем, что пока не будет принят закон, ждать инвесторов в му­ниципалитеты не придётся.

Герман НАМЖИЛОВ  ИД Буряад Yнэн

Кол-во просмотров: 965

Поделиться новостью:


Поделиться: