В Стратегии не хватает маркетинга

Экономика |
Фото В Стратегии не хватает маркетинга

На февральской сессии Народного Хурала депутаты рассмотрят Стратегию социально-экономического развития Бурятии до 2035 года.  Документ разработан Министерством экономики республики совместно с общественностью. Проект Стратегии обсуждался два последних года. В августе-сентябре 2018 года он прошел процедуру общественного обсуждения, в результате которой были учтены все поступившие предложения и замечания. В октябре проект был одобрен советом по стратегическому планированию. Еще несколько месяцев ушло на согласование в федеральных органах власти. Теперь республиканский парламент должен утвердить документ, по которому республика будет жить ближайшие 18 лет. Несмотря на то, что обсуждение уже прошло, рабочая группа, созданная в Народном Хурале, продолжает принимать предложения. Их можно внести до 1 февраля.

Тем не менее проект Стратегии, который глава Бурятии Алексей Цыденов предложил «принять за основу и двигаться дальше - работать над планом реализации», пока вызывает массу вопросов. «Новая Бурятия» в преддверии рассмотрения документа предлагает желающим высказать свое мнение о проекте. Мы ждем ваших предложений по адресу info@newbur.ru. А пока представляем точку зрения заслуженного инженера Бурятской АССР, заслуженного машиностроителя РСФСР, главного инженера завода «Теплоприбор»  Юрия Музыки.

-  Я согласен с замечанием, высказанным кем-то из экономистов: «складывается ощущение, что разработчики Стратегии не сильны в своем предмете и пишут наобум, сваливая все в кучу либо в угоду использования модных слов и выражений». По-моему мнению, слабость проекта Стратегии можно объяснить недостаточным использованием ученых, руководителей и специалистов организаций и предприятий Бурятии. Хотя такой опыт, и положительный, был в республике в 80-е годы прошлого века при разработке и реализации региональных целевых программ. Не беря в целом Стратегию, хотел бы сделать замечания и предложения по ряду близких мне направлений.

Локомотивом развития экономики была, есть и будет промышленность! А среди ее отраслей – машиностроение  и, в первую очередь, станкостроение, авиа- и приборостроение, судостроение и другие его направления. В прошлом столетии все это было представлено в экономике Бурятии. Тогда удельный вес продукции отрасли превышал 50% ВРП республики. Это создавало условия для развития АПК и горнодобывающей промышленности, лесного комплекса и ЖКХ. Кроме того,  на этой базе успешно функционировали общественные организации, двигающие научно-технический прогресс: союз ученых и инженерных обществ (НТО), Всесоюзная организация изобретателей и рационализаторов (ВОИР), Всероссийское общество «Знание» и другие. Все это в комплексе создавало условия для успешного развития экономики региона. Продукция республики «уходила» более чем 12 тыс. потребителей в СССР, в 60 зарубежных государств.

В рассматриваемой Стратегии среди приоритетов Бурятии до 2035 года развитие промышленного комплекса представлено очень слабо. Не сделан анализ, почему в республике погибли предприятия станкостроения. Например, Селендумский ЗДС, с успехом экспонировавший свои деревообрабатывающие станки  на международной выставке в Джакарте (Индонезия). Или Улан-Удэнский судостроительный завод, чья продукция в связи с развитием туризма на Байкале была бы актуальна и сегодня. Завод «Электромашина», выпускавший электродвигатели большой мощности, – пионер борьбы за качество промышленной продукции не только в Бурятии. Завод «Бурятферммарш», выпускавший оборудование для животноводства и кормопроизводства. Илькинский опытно-механический завод, выпускавший и ремонтировавший машины и технику для лесной отрасли. Новобрянский ремонтно-механический завод, который реально мог стать филиалом УАЗа по выпуску автомобилей высокой проходимости. Завод «Теплоприбор», бывший одним из лучших в системе Министерства приборостроения СССР.  Сегодня на ладан дышит бывший ЗММК («Стальмост») - и это при таких катаклизмах на востоке и западе нашей страны, приведших к разрушению мостов и переправ на реках. Значительно потеряли свои мощности УУППО, ЛВРЗ,  да и УУАЗ.

И, к сожалению, анализа всему этому не сделано и, что хуже всего, ничего не предложено,  даже при рассмотрении столь длительной перспективы до 2035 года. Тем более не рассмотрены возможности районов республики удаленных от Байкала, учитывая жесткие экологические требования байкальской природоохранной территории. Это можно объяснить лишь отсутствием обстоятельных маркетинговых исследований с учетом экологических требований и возможностей Бурятии по ее трудовым, природным ресурсам, энергетическому, водному и транспортному обеспечению. А кроме того, реальной слабостью Министерства промышленности и торговли Бурятии.

К сожалению,  механизмы реализации Стратегии ни в области совершенствования государственного управления, ни в области развития институтов гражданского общества, как и кадрового обеспечения экономики, экологической политики хотя и изложены пространно, но не ориентируют на использование маркетинговых исследований под эгидой правительства Республики Бурятия. А также использование международных и российских стандартов и рекомендаций по совершенствованию управления экономикой как на уровне предприятий и организаций, так и на уровне органов государственного и муниципального управления региона. Не говоря уже об использовании стандартов и рекомендаций по социальной ответственности власти и бизнес-сообщества, что привело бы к повышению качества жизни населения. 

Не раскрыты возможности и не предложены меры по дополнительному послевузовскому (сузовскому) образованию, подготовке и повышению квалификации руководителей и специалистов органов власти всех уровней и бизнеса с учетом нужд и возможностей Бурятии в научных учебных заведениях. Например, нет речи о создании школ, аналогичных японской школе «Государственного управления и промышленного менеджмента имени Коносукэ Мацуситы» в г. Тигасаки, например, на базе института экономике и управления БГУ.

Не предусмотрено даже создание республиканского центра маркетинговых исследований, без чего в настоящее время уже невозможно предусмотреть перспективное развитие региона, особенно находящегося в столь сложных условиях как Бурятия.

«Новая Бурятия»

Кол-во просмотров: 995

Поделиться новостью:


Поделиться: