Мифы культуры Бурятии-3

Миф о бескорыстных местных профессионалах высшей пробы, теснимых приезжими бездарными барыгами от искусства, активно поддерживается. Лозунг «наших бьют!» – это безотказное орудие гоп-патриотов и провокаторов всех времен и народов.
Общество |
Фото Мифы культуры Бурятии-3

Итак, как уверяют власти, нынешняя культурная «политика» в Бурятии состоит из стремления возродить то, чего никогда не было – систему подготовки кадров для культуры и искусства; сохранять то, что еще не сложилось – традиции и школы; и делать то, чем никогда не занимались – поддержкой и развитием «своих».

В нашей культуре работает много таких, у кого, по выражению минкультовской чиновницы, «ни флага, ни родины», и, мол, надо уже выгнать приезжих и поднимать своих. Так вот эти всхлипывания звучат почти полвека. Это уже «культурная традиция» такого самоуничижительного «плача Ярославны». И в том, чтобы ощущать себя жертвой, есть что-то героическое, соответственно, миф о бескорыстных местных профессионалах высшей пробы, теснимых приезжими бездарными барыгами от искусства, активно поддерживается. Лозунг «наших бьют!» – это безотказное орудие гоп-патриотов и провокаторов всех времен и народов.

Плач о «своих»

На сей раз плач о гонимых «своих» пустил в ход глава Бурятии. Но и он сам, и министр культуры в сфере культуры явно «не свои» – многих из людей искусства они даже не знают в лицо. И глава республики уже почти два года живет в Бурятии, работает в двух шагах от оперного театра. И, тем не менее, впервые своими ушами услышал Ариунбаатора и Дариму Линховоин случайно – в середине ноября оказался на концерте в петербургском Мариинском театре, Да и то только потому, что концерт посетил президент Путин. Спасибо Владимиру Владимировичу. Приобщает.

Так откуда такая внезапная обеспокоенность за тех, кого знать не знают и видеть не видели?

После «блистательного» выступления главы РБ на собрании коллектива оперного театра пресс-служба главы РБ настаивала на том, что «его не так поняли», а злые люди этим спекулируют. Возможно. Но зато все поняли главное – то, что для главы республики «свои» – это сотрудники его администрации и в целом аппаратчики.

Не так давно в Минкультуры РФ решили награждать премиями за лучший спектакль по произведениям русской классики. И эту премию получил новосибирский театр «Глобус» за постановку «Игрока» по Достоевскому. Новосибирцы обошли один из театров  Бурятии. Но в негласном конкурсе на воплощение бессмертной грибоедовской фразы «Ну, как не порадеть родному человечку!» Бурятия вчистую обставила Новосибирск.

Не так давно все в том же театре «Глобус» едва не уволили директора, как и у нас в оперном. Тайга.инфо считает, что «всё началось после выборов губернатора, на которых победил кремлевский «единоросс» Андрей Травников. Его конкурентами согласились стать депутат Госдумы от ЛДПР Дмитрий Савельев и вице-спикер Заксобрания, бессменный лидер реготделения «Справедливой России» Анатолий Кубанов…

Ключевую роль во взаимоотношениях с Кубановым играл первый зампред правительства региона Владимир Знатков… Во время неформальной беседы они обсуждали награду «справедливоросса» за «успешно» проведенную избирательную кампанию. Ценой оказалось место директора «Глобуса» для давнего соратника Кубанова  - Виктора Старкова. В последние годы он работал в департаменте лесного хозяйства…», по специальности он слесарь.

Не в пример новосибирцам

Но если сибирские функционеры отыграли назад, то наши, дальневосточные, кремень, устояли. И награды нашли «героев». Член комиссии того самого «конкурса» на должность министра культуры РБ, на котором выиграл абсолютный непрофессионал, стал худруком театра. А его супруга – директором другого театра. И так два театра были отданы на откуп одной семье.

Этнографический музей за какие-то неимоверные подвиги был отдан «на кормление» бывшему сотруднику администрации главы РБ, вышедшему на пенсию, железнодорожнику по образованию. А Кяхтинский краеведческий музей – бывшему заместителю главы Кяхтинского района, депутату райсовета, по специальности учителю труда.

И директорами хранилищ исторических, культурных, антропологических артефактов были назначены не научные деятели, не исследователи, не этнографы, не историки, не культурологи, не географы, не специалисты по музейному делу, а люди, ни дня, ни часу, ни минуты до этого не работавшие ни в культуре, ни в музее!

В этих актах поддержки «своих» невозможно не увидеть и неприкрытую «торговлю» должностями и, видимо, осознанную цель – разгромить хранилища нашей исторической памяти и национальной идентичности.

Из недавних промо-текстов о директоре Этнографического стало известно, что он успешно справляется с функционалом завхоза – поставил новые электроопоры, протянул новые электропровода, сделал новые вольеры в зверинце. На всё это просто дали денег, чтобы завхоз, простите, директор, явился «весь в белом». Столбы стоят, медведи в берлогах спят, новокупленный тигренок растет вместе с расходами на его содержание. Но ни слова нигде не сказано о том, что железнодорожник смыслит в главном деле любого музея – работе с музейной коллекцией вообще и с обширнейшей, специфически многораздельной коллекцией Этнографического? При этом нигде не говорится, обновил ли новый директор систему Камис – специальную электронную систему по учету, каталогизации, описанию, хранению, движению, экспозиционированию, обмену, реставрации и прочему экспонатов. Покупка новой версии стоит пару миллионов, но обновляться надо регулярно, однако данных о такой закупке найти не удалось...

Специалистов в Этнографическом музее не хватает, и остается только гадать, как там ведется музейная деятельность? И адекватность заполнения научных карточек, или каталогизацию новый директор будет оценивать с помощью железнодорожных компетенций? А может, на фоне кадрового голода он сам займется всем этим? С помощью чиновничьих навыков? Как собирается выплачивать доплаты, премии сотрудникам, если доходы музея упали?

Те же самые вопросы и к новому директору Кяхтинского музея, культовому месту в истории и культуре Бурятии.

Неважно, слова какого именно гоп-патриота о «своих» озвучил глава республики. Таких люмпенизированных василисков бородавкиных и других персонажей Салтыкова-Щедрина у нас  половина Хурала. Еще существует совет ветеранов культуры, созданный министром культуры при своей особе в качестве экспертного совета. Кстати, министр, наверно, не догадывается, что эксперта экспертом делает не возраст, а владение актуальной культурной ситуацией.

И в актуальной культурной ситуации делить людей искусства на «своих» и «чужих» по национальному и территориально-географическому признаку – дикость, полное отсутствие и политической, и общественной, и внутренней культуры.

Ущерб от «своих»

Искусство в Бурятии сформировано приезжими специалистами, но ни один из приезжих не нанес нашей культуре столько ущерба, сколько свои. Одна только «реконструкция» оперного театра чего стоит!

Кстати, пока шла реконструкция, в балете произошло сокращение ставок педагогов-репетиторов. За более чем полвека Национальный музей не обеспечили необходимыми помещениями для хранения ценностей. За 55 лет существования хореографический колледж, за 50 лет театр кукол так и не обрели своих зданий. Реконструировали оперный и Бурдраму, построили здание ГРДТ, но нигде не сделали репетиционных площадок, идентичных размерам сцены.

Цирк – без манежа. Филармония в приспособленном, а вернее, в неприспособленном помещении. Театр «Байкал» без своей сценической площадки. Музей природы и театр кукол, по существу, на улице. И так далее и тому подобное... Своим талантам не дают расти и развиваться вовсе не «чужие». Группу молодых артистов Бурдрамы и молодого Цырена Бальжанова на взлете подрезали еще какие свои! Когда худруком в ГРДТ назначили Олега Юмова, не «чужие» устроили ему «геноцид русского народа». Вынудили уехать Игоря Григурко и театр «Человек» – великолепно выученных, выпестованных артистов. Вынужденный отъезд, повлекший трагическую гибель Татьяны Дудеевой. Трагическая гибель Николая Сибирякова.

Это всё сделано и не сделано «своими», в те годы, когда министрами, директорами, худруками были те, кто входит в совет ветеранов при министре культуры. То есть это те люди, которые так и не сформировали систему подготовки кадров, а также не сохранили настоящие национальные бурятские традиции и бурятский язык…

Зато создали вот эти самые «мифы», которыми, как формалиновой смесью, всегда можно мумифицировать культуру. Этими «мифами» не преминули воспользоваться министр культуры и ее хозяева – депутатская и правительственная верхушка, еще какие «свои»! Нами избранные, нами окормляемые, нами поддерживаемые, нами и нашей культурой, нашим искусством, нашим достоянием, нашей памятью, от нашего имени торгующие.

И немного про чужих

… Хореографический колледж сегодня ютится в чужом помещении, в классах такой величины, что студенты старших курсов делать большие прыжки практически не могут – раз-два и носом в стену. В подобных помещениях обучали первых артистов бурятского балета «чужие» московские хореографы Михаил Арсеньев и Татьяна Глязер. Им на склоне их лет, видимо, из по-нашему, по-бурятски понимаемого чувства благодарности тогдашний глава Бурятии Модогоев отказал в благоустроенном жилье. Наверное, тоже поддерживал «своих». Примерно так же, как нынешний «свой» глава республики, который на вопрос о строительстве здания для хореографического колледжа ответил, мол, не до вас, школ и детских садов не хватает, а тут вы со своим балетом.

Собственно, это «не до вас!», как теперь принято говорить, все, что нам надо знать про «своих», про будущее культуры Бурятии и ее «мифы».

P. S. Впрочем, если кому-то из депутатов или кому-то из правительства понадобится пристроить в директорское кресло, например, хореографического колледжа, еще какого-нибудь «своего», то тогда и до строительства недалеко – надо же как-то поддержать «родного человечка». Так велят наши славные традиции общинно-родового строя.

Туяна Будаева

Кол-во просмотров: 1224

Поделиться новостью:


Поделиться: