Виктор Алферов: «Вампилов вывел на сцену новых героев»

C 15 ноября в Бурятии, как и по всей стране, вышел в прокат фильм «Облепиховое лето», первый и единственный о жизни и гибели драматурга Александра Вампилова.
Общество |
Фото Виктор Алферов: «Вампилов вывел на сцену новых героев»

C 15 ноября в Бурятии, как и по всей стране, вышел в прокат фильм «Облепиховое лето», первый и единственный о жизни и гибели драматурга Александра Вампилова. Режиссер фильма Виктор Алферов, родившийся в Оронгое, рассказал «Новой Бурятии» о работе над фильмом и творческих планах.

- Виктор Владимирович, какое произведение Александра Вампилова оказало на вас влияние?

Моя мама, Вера Матвеевна Алферова, всю жизнь проработала в детской библиотеке. Свой первый читательский билет я получил в Оронгое. Помню металлические книжные стеллажи и много закладок с указателями... Потом мы переехали в Иволгинск. Там библиотека часто меняла свой адрес, как сейчас понимаю, специально построенного здания для нее никогда не было. Хотя именно библиотеки были тогда источником вдохновения и информации. Хочется в каждом районе Бурятии построить современную библиотеку. Люблю библиотеки. Недавно меня поразила библиотека Выборга – она международного уровня!

Мама всегда приносила домой много книг: романы Жюля Верна, сказки и повести Александра Волкова, «Остров сокровищ» Роберта Стивенсона. А у Александра Вампилова я сразу полюбил пьесу «Старший сын». На мой взгляд, она гениальная. В ней есть надежда и чудо. Невероятная ситуация, которая приобретает гениальный образ! В ней соединились мифичность и реализм, комедия и драматизм.

- Как родилась идея фильма «Облепиховое лето»?

Идея фильма сформировалась на Байкале. Несколько лет назад мы с супругой отправились туда в поисках материалов для документального проекта. Я рассказал ей, что именно здесь погиб великий драматург Александр Вампилов. Ее первая реакция подтвердила догадку: этот факт известен далеко не всем. Тогда как сегодня драмы Вампилова идут во многих театрах, но, к сожалению, не каждому известно о его судьбе. А судьба художника всегда находит отражение в его творческой жизни.

Замысел перерос в сценарий, который написала мой друг и профессиональный драматург Ольга Погодина-Кузмина.

- В вашем фильме Вампилов всё время думает о своем отце, что с ним могло случиться…

- Вспомним сцены из «Старшего сына» – «вырос и ищет своего отца». Он про это всегда думал и не веселился в это время. Понимаете? И в «Утиной охоте» отец умирает, помните? Вот что важно.

- Ваш фильм, Виктор Владимирович, хочется надеяться, побудит читателей, особенно молодых, почитать произведения Вампилова. И постановки его пьес будут... Однако среди отзывов есть и негативные.  Как к ним относитесь?

- Мне кажется, ответ очевиден. Это художественное кино, а не музей. Примеров, кто кого играет, очень много. Австралийцы играют национальных героев Шотландии, к примеру. Фильм «Храброе сердце» – это история легендарного национального героя Уильяма Уолласа, посвятившего себя борьбе с англичанами при короле Эдварде Длинноногом. Исполнил его роль  австралийский актер Мел Гибсон.

Примеров много! Евгений Леонов играл в спектакле «Поминальная молитва», в котором действие происходит в дореволюционной России в тот период, когда начались гонения на евреев. И без того нелегкую жизнь молочника Тевье судьба раскрашивает чередой происшествий, испытывая его веру. Выдержит ли он все ее нелегкие удары? Сложно сказать, сколько осилит человек, но становится понятным, что вера помогает человеку не сломиться в тяжелейшие моменты жизни. Это же искусство!

Это мой взгляд, и он не обязан всем нравиться. У каждого свой Вампилов. Повторяю, это художественный фильм, а не документальный. Это искусство. «Черный квадрат» тоже не понимают. Я готов к разным реакциям. 

При этом в Петербурге и в Иркутске зрители аплодировали на премьере, стоя. Супруга поэта Николая Рубцова и ее дети в восторге от фильма! Самое важное – нас поддержала семья Вампилова, его супруга и дочь.

Уметь смотреть и понять второй план не каждый может. Не надо цепляться к мелочам, разговор, который ведется в фильме – значительно объемнее! Это тема отцов, наших родных. Тема искусства и тема людей, которых мы теряем, в числе которых  поэт Рубцов, Вампилов. Бродский, наконец, которого выгнали из страны в 1972 году. А мы про какие-то мелочи... Мы слишком заняты собой. Александр Вампилов нам точно говорит, что его волнует.

- Как вы подбирали актерский состав для своего фильма?

Большая часть актеров, приглашенных в проект, это люди, с которыми я работал на театральных подмостках. Кастинг проводили в Москве и Санкт-Петербурге. В первую очередь я приглашал театральных актеров, ведь фильм о человеке театра. Вампилов мечтал о театре, сочинял для театра. Драматург пишет для сцены – это важно. Хотя надо отметить, что незадолго до гибели Александр Вампилов подал на «Ленфильм» свой первый киносценарий «Сосновые родники».  Родник, источник… Место рождения, природа – все это формирует человека.

Для меня важно и близко и то, что Вампилов писал о простых людях из провинции, что ему был интересен этот герой. Его фокус – человек во всей его противоречивости. Вне сомнений, он вывел на сцену новых героев.

- Вы родом из Бурятии. Следите ли сейчас за жизнью на малой родине, новостями в сфере культуры и искусства в том числе?

 Да. Когда есть время, читаю о событиях в Бурятии, не только новости в сфере культуры. Мне интересно все: что ставят в театрах, что показывают в музеях, какие строят дома, чем живут люди... Я подписан на страницу правительства Бурятии, стараюсь быть в курсе событий. Очень радуюсь, что в месте, где я родился, возрождают один из старейших буддийских храмов России - Янгажинский дацан. Это место я очень люблю. Рядом с ним, можно сказать, наш источник, к которому всегда приезжаем набрать целебной воды.

Киноиндустрия в нашей республике не так развита, как, например, у наших северных соседей – в Саха-Якутии. Что нужно сделать для активизации работы в этом направлении?

- Что касается индустрии кино, радует одно: еще лет десять назад действующих кинотеатров в стране катастрофически не хватало. Сейчас ситуация улучшилась, но это не предел: у нашей республики огромный потенциал для успешного кинопроизводства. 

К счастью, культура смотреть фильмы в кинозале возрождается, ведь большой экран – это магия! Поэтому всех призываю смотреть фильм «Облепиховое лето» именно в кинотеатре. Мы снимали его специально для большого экрана.

- А кто-то конкретно из современных авторов вас интересует? 

- Сотрудничаю с Полиной Барсковой, Верой Полозковой, Ольгой Погодиной-Кузминой, Катей Капович, Иваном Вырыпаевым. Недавно выпустил спектакль по произведениям современных поэтов. Автором этой идеи была Алиса Гребенщикова, и теперь тексты современных авторов – Веры Полозковой, Михаила Чевега, Али Кудряшевой, Анны Русс, Анны Логвиновой, Даны Сидерос и Фёдора Сваровского – живут на сцене театра «Практика». Стихотворение Федора Сваровского «Маша» я экранизировал, его можно увидеть в интернете. 

СПРАВКА:

Виктор Алферов родился 20 сентября 1977 года в селе Оронгой Республики Бурятия. В 1999 году окончил Восточно-Сибирскую государственную академию культуры и искусств (г. Улан-Удэ) по специальности «художественный руководитель театрального коллектива». В 2004 году окончил с красным дипломом режиссерский факультет ГИТИСа, где учился в творческой мастерской Марка Захарова. В 2018 году его первый полнометражный игровой фильм «Облепиховое лето» занял III место в конкурсе «Выборгский счет» на кинофестивале «Окно в Европу».

Цыренжаб Чойропов, Дулма Баторова, газета «Нютаг хэлэн / Диалекты» специально для «Новой Бурятии»

Кол-во просмотров: 653

Поделиться новостью:


Поделиться: