Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

Известная актриса «Ульгэра» и Молодежного театра Бурятии Алла Натансон отмечает юбилей. О «тоннельном отряде», как это быть актрисой в эпоху перемен и для чего дается жизнь, рассказала народная артистка Бурятии.

«Тоннельный отряд» Натансон

Когда говоришь об Алле Натансон, на ум приходят три вещи: октябрь, БАМ и школа. В октябре отмечается всеобщий день рождения семьи – ее родители, брат Николай (кроме младшего «июльского» брата Вениамина) и сама Алла родились в один месяц. Отец -  Анатолий Залукаев - работал геологом, приехал из Нальчика, а мама - Эмилия Залукаева-  работала на Судостроительном заводе.

В школе №47 (сейчас в этом здании находится Хореографическое училище) она училась только до четвертого класса. Но в 1979 году семья переехала на БАМ. Отец работал в тоннельном отряде №19, семья будущей актрисы жила в поселке Гранитный. Там они проживут пять лет. Романтическое время, когда люди побеждали природу, пробивали сквозь горы тоннели и строили новые города. «Тоннельный отряд» – символично для Аллы. Это в ее духе, это значит идти вперед.

Вообще готовность преодолевать трудности – это, скорее всего, наследственное. Ее прадеде -  Вениамин Васильевич Натансон - в 1900 году стал первым врачом на Транссибирской железной дороге, которая сыграла огромную роль в развитии здравоохранения Верхнеудинска. Благодаря ему открылась амбулатория, а затем и больница. В 1932 году он стал первым Героем труда в Бурятии. Его имя носит отделенческая железнодорожная поликлиника.

Сама актриса говорит, что и не думала становиться актрисой. Ее мама считает, что это, наверное, от бабушки Виктории Натансон. Она работала корректором в газете «Молодежь Бурятии». В их доме собиралось много гостей, читали стихи, ставили разные сценки. Люди были веселые, часто шутили друг про друга: «Кто танцует словно слон – это Вика Натансон». 

В 10-м классе пришла режиссер народного театра «Призвание» из ДК ЛВРЗ Елена Гильмулина. Там тогда поставили пьесу Володина «Две стрелы» и нужны были ребята для массовки. Так Алла стала актрисой Народного театра.

После окончания школы Натансон осталась работать пионервожатой. Вскоре школа останется в прошлом, но желание постигать новое, учиться у друзей, коллег, у жизни останется навсегда.

А после в театр «Призвание» пришло письмо из Республиканского комитета профсоюзов о том, что в качестве стипендиатов театр может направить на обучение двоих человек в институт культуры на режиссуру. И это изменило судьбу юной Аллы.

Театр в эпоху перемен

1986 год – перестройка в СССР, премьера последнего фильма Андрея Тарковского «Жертвоприношение», Борис Ельцин избран кандидатом в члены Политбюро ЦК КПСС, а Алла Натансон поступила на первый курс «театральной режиссуры» ВСГИК. Ее педагогом стала Туяна Баяртуевна Бадагаева.

– Мне очень повезло с педагогами. Преподавателями были Дарима Владировна Халматова, Людмила Николаевна Ильина, Нелли Петровна Дугар-Жабон. Со мной учились Борис Константинов, Андрей Тимофеев и другие ребята. Мама меня во всем поддерживала, а папа постоянно спрашивал, почему так допоздна задерживаемся, – вспоминает Алла.

Уже на первом курсе будущие режиссеры выпустили музыкально-пластический спектакль «Бэмби».

– Это был нонсенс, так как спектакли выпускали только на последних курсах. Я играла Бэмби-маленького, – говорит актриса.

В 1988 году, на третьем курсе, Натансон пришла в Молодежный театр к Анатолию Баскакову. Заканчивалась перестройка, и в стране шла большая театральная реформа.

- «Молодежный театр» менял статус – становился театром-студией. Но как по-новому должны работать подобные театры, никто не знал, вспоминает Алла.

– Конечно, здесь, в глубинке, глобальные события воспринимаются не так остро, как в Москве. Ну и к тому же мы, студенты, были погружены в театр и политикой мало интересовались. Я тогда вышла замуж, была студенческая свадьба, катались по городу на «Чайке». А потом поехали на Верхнюю Березовку, расставили палатки и весело отпраздновали свадьбу. Денег в то время, конечно, не было, но играли спектакли. Помню, в 1991 году, когда произошел путч, я была дома, занималась уборкой. Приходит муж и говорит: «Ты знаешь, что в стране произошло?!», «Нет», «Путч – власть сменилась». Хотели посмотреть новости, а телевизоры не показывают, просто шум, и только позже запустили «Лебединое озеро» по всем каналам. Но все же нельзя сказать, что местные театры были в стороне от политики. В 1988 году в «Молодежке» поставили спектакль о Сталине «Чёрный человек, или Я бедный Сосо Джугашвили» по пьесе Виктора Коркия. Важно было осмыслить наше прошлое, что с нами было и что будет, – рассказывает Алла.

В «Молодежке» она проработала два года. И в этой неопределенности эпохи перемен Туяна Бадагаева позвала ее в «Ульгэр». Так, в январе 1990 года Алла Натансон пришла переводом из Молодежного театра. Первым спектаклем в «Ульгэре» были «Чудеса для Алисы».

– Я сказала Туяне Баяртуевне: «Я же мало что знаю о куклах». «Ничего страшного, –  говорит она, – научишься. Основа везде одна и та же – актерское мастерство».

Сейчас ее репертуарный лист – это 87 спектаклей в двух разных театрах.

– «Ульгэр» – это вся моя жизнь. И трудно выделить какую-то одну роль в «Ульгэре» – они для меня все родные, – говорит Алла.

В 2012 году спектакль «Иссумбоси» режиссера Ольги Шуст стал лауреатом на фестивале «Путь кочевника» сразу в трех номинациях: «Лучшее художественное оформление спектакля» – Санаида Тогмитова, специальный приз «За режиссерский поиск» – режиссер Ольга Шуст и «Лучшая актерская работа» – Алла Натансон.

Особо вспоминает она спектакль «Марьино поле» в Молодежном театре.

– Спектакль о любви, о времени, о встрече с прошлым и будущим. Он о том, что любовь не предается, – рассказывает актриса. И продолжает: – Очень хотелось, чтобы люди не забывали, что они люди. И с маленьким зрителем мы говорим о том, что такое хорошо и что такое плохо и что человек должен быть ответственным. Ведь жизнь дается для того, чтобы человек, преодолевая разные трудности, нес пользу людям.

Руслан Михайлов