История с «украденной бурятской авиацией» продолжается

В 90-е годы, несмотря на жесточайший кризис в целом по стране, когда полеты на местных и региональных авиалиниях остановились почти полностью, бурятская авиация осваивала новый тип магистрального самолета высшего класса ТУ-154М.
Общество |
Фото История с «украденной бурятской авиацией» продолжается

В 90-е годы, несмотря на жесточайший кризис в целом по стране, когда полеты на местных и региональных авиалиниях остановились почти полностью, бурятская авиация осваивала новый тип магистрального самолета высшего класса ТУ-154М для выполнения рейсов «Улан-Удэ – Москва». Мы были вынуждены это делать, чтобы наша авиация не умерла совсем.

На этой линии сохранялся достаточный поток пассажиров. Нужно было конкурировать с «Внуковскими авиалиниями», которые давно закрепились на этой линии. Трудно сейчас поверить, но это был хороший план, который осуществлялся в лихие 90-е благодаря силе коллектива республиканского авиапредприятия. Ведущим специалистам летного и инженерно-технического персонала удалось реализовать эту программу. Было подготовлено восемь полноценных, подготовленных для полётов на международных линиях экипажей из состава нашей авиакомпании «Бурятские авиалинии».

Переучивание и стажировка летного состава требовала значительных усилий и затрат. Командирам экипажей приоритетно предоставлялись бесплатно квартиры в строящихся в авиагородке домах. Или им предоставлялись участки земли для строительства своего дома. Особое внимание уделялось ведущим специалистам, от которых зависело качественное выполнение рейса.

Для приобретения в Польше двух самолетов ТУ-154М из президентского отряда с хорошим ресурсом и в хорошем техническом состоянии в коммерческом банке «БИН» был оформлен кредит в $5 млн. Коллективу единого тогда республиканского авиапредприятия пришлось «затягивать пояса». Это позволило с трудом, но расплатиться по этому кредиту. Нанесенные по бортам самолета по всему фюзеляжу цветные полосы с изображением флага республики с надписью «Бурятские авиалинии» долго вдохновляли коллектив на трудовые подвиги. Авиапредприятие продолжало развиваться.

С начала 2000-х годов по программе Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) наша группа, имеющая авторитетные сертификаты авиационных менеджеров, полученные в США, начала разработку бизнес-плана по модернизации и развитию всего авиационного комплекса республики. Работа производилась при методической поддержке канадской консалтинговой фирмы в ходе взаимных рабочих визитов друг к другу. Сложившиеся дружеские отношения с экспертами из Канады позволили нам установить хорошие контакты с крупными авиакомпаниями, заводом-изготовителем самолетов серии Bombardier. Также нам самим удалось по мировым стандартам разработать бизнес-план и начать его реализацию.

Но в период антикризисных процедур, которых нам не удалось избежать, в руководстве авиацией республики оказался уроженец г. Улан-Удэ А.М. Попов. Человек с сомнительной репутацией, известный по махинации с ликеро-водочным заводом «Ливона». При поддержке президента РБ Л.В. Потапова он взялся за уничтожение бурятской авиации прямо на глазах у всей республики. СМИ освещали эти события, но в основном при этом лицемерно улюлюкали.

Трагически для бурятской авиации закончилась продажа Поповым двух самолётов ТУ-154М. После этой утраты «Бурятские авиалинии» перестали летать в Москву. 60 высококлассных авиаспециалистов остались без летной работы. Были поломаны судьбы и жизни многих из них.

На обращения членов Совета директоров руководитель республики Л.В. Потапов просто не реагировал. Им был дан «зеленый свет» в пользу одного якобы инвестора в ущерб авиаторам, в ущерб всей бурятской авиации и республике в целом.

Вслед за проданными самолетами через Красноярск в Австрию «улетел» международный аэропорт Улан-Удэ. Были осуществлены махинации – сначала на 102 млн рублей, потом на $24 млн.

Эти махинации с украденным у республики аэропортом мог пресечь новый президент республики В.В. Наговицын, пришедший в Бурятию в 2007 году. Заодно он мог сохранить «Бурятские авиалинии». Однако он, как сейчас кажется, не давал команды правоохранительным органам республики о возобновлении и возбуждении уголовных дел. Считаю, что он не задумывался о страдающем коллективе авиаторов. Люди без летной работы были обречены на жалкое существование.

Чиновниками Наговицына были организованы нападки на подписантов коллективного письма бурятских авиаторов с призывом о помощи республиканской авиации. Оно было подготовлено в июле 2009 года. О какой-то государственной позиции и реакции на это письмо не было и речи.

Все внимание президента Бурятии Наговицына было направлено на организацию празднования 350-летия вхождения Бурятии в состав России. При этом бесхозное существование аэропорта, совершенно запущенное австрийскими собственниками, требовало срочного проведения косметического ремонта здания аэровокзала. Видимо, это обстоятельство и стало одной из причин привлечения к сотрудничеству по аэропорту олигарха Михаила Слипенчука. МФК «Метрополь» стало собственником аэропорта, профильная деятельность которого была далека от авиационного бизнеса. При полной поддержке Наговицына «украденный у республики» аэропорт был выкуплен за много меньшую цену. А через некоторое время был продан новому собственнику.

В период Наговицына негативное наследие Потапова нисколько не уменьшилось, а стало прирастать олигархами. При этом правоохранительные органы республики продолжали находиться на стороне «преступной группы» Попова.

Логичным следствием всего этого организованного хищения бурятской авиации стало то, что Росавиация лишила сертификатов годности самолетов, а также дальнейшее банкротство авиакомпании «Бурятские авиалинии», которая была родоначальницей авиации республики с 90-летней историей.

В газете «Новая Бурятия» от 6 марта 2017 года я обращался от ветеранов авиации к Алексею Цыденову, тогда еще врио главы РБ, с просьбой попытаться возродить нашу авиацию. И, в первую очередь, покончить с криминальным наследием в авиации, привлечь мошенников к ответственности в уголовном порядке и тем самым оздоровить моральную атмосферу в авиационных коллективах.

К сожалению, пока никакой реакции не последовало. Можно было в очередной раз убедиться, насколько является живучим наше «бурятское лицемерное наследие». Руководители, которых направляют из Москвы, меняются, а наследники Потапова-Наговицына всегда оказываются в правящей «команде».

Да, в советское время у нас в Бурятии было достаточно лицемерия, особенно во властных структурах. Однако советские и партийные руководители всегда с особым уважением относились к авиаторам республики. Труженики-авиаторы заслуживали высоких государственных наград, к примеру, звания Героя Социалистического Труда был удостоен известный в республике вертолётчик Леонид Нургалович Ахметвалеев.

Вот и на этот раз ответ на вопрос авиаторов – кто украл самолеты ТУ-154М и уничтожил бурятскую авиацию? – пытается найти сенатор Вячеслав Мархаев, представляющий в Совете Федерации РФ Иркутскую область. В Генпрокуратуре РФ по его второму запросу в июне 2018 года по данному вопросу процессуальные решения о прекращении уголовных дел признаны необоснованными. Даны соответствующие указания, исполнение которых взято на контроль.

А нам остается надеяться, что криминальное наследие в республике все-таки будет уничтожаться. И это поможет главе Бурятии Алексею Цыденову лучше решать насущные проблемы народа в республике - желательно вместе с народом.

Ветеран авиации А. Абашеев

Кол-во просмотров: 1070

Поделиться новостью:


Поделиться: