Как зарабатывают на крупных торговых сетях

В Бурятии в соперничестве трех крупных торговых сетей электроники и бытовой техники – «М.Видео», «Эльдорадо» и DNS – наступает переломный момент.
Экономика |
Фото Как зарабатывают на крупных торговых сетях

В Бурятии в соперничестве трех крупных торговых сетей электроники и бытовой техники – «М.Видео», «Эльдорадо» и DNS – наступает переломный момент. Все больше складывается ощущение, что преимущество в предпочтениях покупателей все больше переходит к торговой сети DNS, которая, как кажется, уже перехватила пальму первенства у «М.Видео».

И это вполне закономерно, несмотря на активную экономическую деятельность группы «Самфар» Михаила Гуцериева, собственника «М.Видео» и «Эльдорадо». Ведь в регионах совершенно непонятна экономическая целесообразность деятельности этих двух торговых сетей, которые, наконец, объединяются в одну.

По крайней мере, в Улан-Удэ заметно, как потенциальные покупатели посещают огромные и пустынные торговые залы «Эльдорадо», затем идут в «М.Видео», но, в конце концов, покупают нужные товары в DNS. Получается, что «Эльдорадо» и «М.Видео» дублируют друг друга, уступая по ценам и уровню сервиса третьей сети.

Экономическая целесообразность в спекулятивных сделках?

Впрочем, экономическая мотивация существования «М.Видео» и «Эльдорадо» есть. И связана она, скорей всего, не столько с объемом розничных продаж, сколько с хитроумными финансовыми операциями, которые с этими сетями проворачивает собственник. Например, с «Эльдорадо» группа «Самфар» не так давно произвела замечательную операцию.

Весной 2018 года группа «Самфар» продала ПАО «М.Видео», которым тоже владеет, 100% в ООО «Эльдорадо» за 45,5 млрд рублей. Напомним, что Михаил Гуцериев покупал «Эльдорадо» за 33 млрд рублей, а продал ее своей же сети «М.Видео» за 45 млрд рублей.

Так, Гуцериев, как видится, продал сам себе один из своих активов, слупив деньги со стороннего банка. Для проведения сделки, как писали СМИ, «М.Видео» воспользовалось кредитом от ВТБ в 40 млрд рублей, заложив в банке 100% «М.видео менеджмента» и товарные знаки «М.Видео» и «Эльдорадо».

По сути, Михаил Гуцериев всучил большую часть этого бизнеса банку, сохранив за собой оперативный контроль. При этом он неплохо заработал на этой сделке. «Ведомости» писали, что прибыль от продажи ритейлера могла составить 12,14 млрд рублей.

Вожделенное объединение

При помощи этой сделки группа «Самфар» сумела объединить, наконец, две торговые сети в составе ПАО «М.Видео». Если вспомнить, то группа «Самфар» еще в 2016 году планировала объединить воедино три сети – «Техносилу», «М.Видео» и «Эльдорадо». Однако тогда этого не произошло, а летом 2017 года «почила в бозе» убыточная торговая сеть «Техносила». При этом собственники «Техносилы» не рассчитались с поставщиками за поставленный товар, который не возвращали. Тогда собственники «Техносилы» получили исков на возмещение товара на сотни миллионов рублей.

Напомним, что контроль над «Техносилой» группа «Самфар» приобрела в 2015 году после покупки «МДМ Банка», собственника сети. Чуть позже, в декабре 2016 года, «Сафмар» купила 100% «Эльдорадо» у чешских компаний PPF и EMMA Capital. А спустя неделю объявила о приобретении 57,7% «М.Видео».

Однако нынешнее вожделенное объединение двух торговых сетей, как говорят, породило другую проблему. Теперь «токсичный» актив «Эльдорадо» может подорвать экономическое здоровье ПАО «М.Видео». До объединения говорили, что у «М.Видео» «выросла прибыль», тогда как «Эльдорадо» – это почти полностью убыточная сеть. По информации «Интерфакс», в 2016 году «Эльдорадо» снизило рентабельность до 2,2%. Аналогичный показатель «М.Видео» в том году незначительно вырос – до 5,6%.

Вероятно, тенденция катастрофического падения рентабельности у «Эльдорадо» продолжилась и в 2017 году. Не зря ведь в начале 2018 года группа «Самфар» приступила к экстренному спасению сети. И, видимо, спасла «Эльдорадо». Впрочем, в региональных магазинах этой сети мало что изменилось, и продажи там явно не растут. Скорей всего, возрастающие риски «Эльдорадо» просто перешли к «М.Видео».

Эксплуатация бренда «М.Видео»

В июле 2018 года «Сафмар» еще раз попользовалась брендом «М.Видео», продав на бирже 4,5% акций ПАО «М.Видео», снизив свою долю до 53,2%.

А к осени 2018 года «Самфар» провернула сделку по поглощению торговой сети Media Markt, ранее принадлежащей германскому розничному холдингу Media Saturn (Ceconomy, крупнейший в Европе продавец бытовой техники и электроники). При этом немец приобрел 15% «М.Видео». То есть эта сделка вновь базировалась на успешности бренда «М.Видео» и обошлась, видимо, относительно недорого.

После закрытия этой сделки группа «Сафмар» осталась крупнейшим акционером ПАО «М.Видео» с долей 38,2% (до сделки – 53,2%), MediaMarktSaturn получил 15%, free float (свободные акции – Ред.), остался на уровне 46,8% (акции «М.Видео» обращаются на Московской бирже – Ред.).

Так германский холдинг избавился от убыточной сети, поскольку убыток Media Markt в России за последние пять лет оценивался более чем в 13 млрд рублей. Этот холдинг также сохранил присутствие на российском рынке за счет покупки стратегической доли в 15% в «М.Видео». А что же приобрела группа «Самфар»? Скорей всего, группа, заработав на продажах, передала «М.Видео» дополнительные риски. Ведь, закрыв одну убыточную сеть «Техносила» и с трудом переварив ее торговые площади, «М.Видео» приобрело еще две убыточные сети – «Эльдорадо» и Media Markt. Вырученные деньги при этом, скорей всего, ушли в группу «Самфар», а убытки стали угрожать экономическому благополучию ПАО «М.Видео».

И вот в таких условиях в лидеры рынка устремилась торговая сеть DNS – по крайней мере, в Бурятии.

Угроза корпоративного дефолта

Вышеуказанные обстоятельства не могли не привести к росту напряжения на рынке электроники и бытовых товаров. Поставщики ПАО «М.Видео», как говорят, опасаются повторения краха торговой сети и полного дефолта, аналогичного тому, какой случился с «Техносилой» летом 2017 года. Как говорится, схема то уже откатанная. Ведь тогда все долги были попросту прощены, несмотря на убытки поставщиков.

Тем не менее, поставщики не могут прекратить отгрузки товаров, поскольку обязаны обеспечивать организацию постоянного потока товаров. Они вынуждены балансировать на краю пропасти и предоставлять этой торговой сети значительные товарные кредиты, постоянно рискуя потерять все в случае внезапного банкротства торгового предприятия.

Видимо, понимают это и в группе «Самфар» и ищут все новые и новые схемы финансирования «М.Видео» в условиях экономического кризиса и стагнации. Это напоминает многочисленные попытки подоить одного и того же козла. Причем это все время удается. К примеру, рассказывают, что в 2017 году «Самфар» пыталась продать свои сети Алибабе. Однако уже тогда было непонятно, – зачем такое приобретение успешной китайской торговой онлайн-платформе? Ведь необходимо содержать значительные торговые площади, людей и пр. В общем, подобная сделка заранее была обречена на провал.

Ремонт? Какой ремонт?

От возможного обрушения «М.Видео» и «Эльдорадо» в значительной мере могут пострадать, в первую очередь, депрессивные регионы, к которым относится и Бурятия. Ведь жители республики потеряют возможности оперативного гарантийного ремонта приобретенной дорогой бытовой техники.

И теперь надо тщательно выбирать торговую сеть для покупок, ведь если ты купишь дорогостоящий товар – холодильник, электроплиту, то тебе нужно будет рассчитывать на нормальное гарантийное обслуживание. А, как известно, «Эльдорадо» в Бурятии уже закрыла свои сервисные службы. А у «М.Видео», в общем-то, в республике и ранее не было своих сервисменов.

Вернее, конечно, есть обслуживание и ремонт, однако не в Улан-Удэ, а в других городах. Так, теперь ближайший сервисный центр «Эльдорадо» находится в Новосибирске. У «М.Видео» ситуация примерно та же. 

Есть, кстати, еще один кризисный фактор для традиционных сетевых магазинов – это конкуренция с крупными онлайн-игроками – не только зарубежными, как Alibaba, но и российскими, как Ozon.

Валерий Зубрицкий

Кол-во просмотров: 1119

Поделиться новостью:


Поделиться: