Дети и внутренняя несвобода

«Ульгэр» откроет театральный сезон спектаклем-манифестом.
Общество |
Фото Дети и внутренняя несвобода

Как связаны события 1968 года в Европе и сказка, написанная польской актрисой Люциной Легут? Причём здесь музыкальный магазин в Улан-Удэ и как противостоять злу, оставаясь творческой личностью, – об этом жителям Улан-Удэ расскажет премьера спектакля театра кукол «Ульгэр» «Музыкальный магазин».

Спектакль «Музыкальный магазин», который реализуется в рамках проекта «Культуры малой родины», готовится к юбилею народной артистки Бурятии Аллы Натансон. Алла Анатольевна известна своими работами не только в театре «Ульгэр», но и в Молодёжном театре.

Противостояние мух и сверчков

Премьера спектакля состоится 23 августа, в четверг, в 10:00 и 24 августа, в пятницу, в 10:00 на малой сцене ГРДТ им. Н. Бестужева. А сейчас идут репетиции. Авторы спектакля – режиссёр Влад Костин, а также художник-постановщик Светлана Рыбина – нашли время, чтобы рассказать о грядущей премьере.

В сказке Люцины Легут «Музыкальный магазин», написанной в середине 1960-х годов, два интеллигентных Сверчка торговали музыкальными инструментами в своём магазинчике. Однажды к ним за инструментами пришла Муха. Она была убеждена, что её детям не нужно учиться, чтобы играть на музыкальных инструментах. Муха была уверена, главное, чтобы инструмент был подходящим. Но найти такой волшебный инструмент у нее никак не получалось. После долгих споров и скандалов Сверчки, не вынеся невежества и хамства Мухи, покинули город. Эта сказка переведена и экранизирована во многих странах мира. В нашей стране по ней снято несколько мультфильмов.

Режиссёр-постановщик Влад Костин считает, что за видимой простотой сюжета скрывается актуальная во все времена проблематика. Хамство – как стиль жизни, как ощущение своей правоты, невежество - как уверенность в своих силах.

В то же время история с тонким авторским юмором, написанная еще в прошлом веке, пропитана тоской по уходящей эпохе истинных мастеров. Этот аспект сюжета и заинтересовал постановщиков. Он позволил размышлять о подмене непреходящих ценностей ложными и сиюминутными соображениями – так талант подменяется популярностью, успех – рекламой, профессионализм – воинствующим дилетантизмом.

Музыкальный магазин из детства

– С музыкой связана вся моя жизнь, – рассказывает режиссёр Влад Костин. – Я вырос в семье музыкантов, и так получилось, что нашим общим учителем теории музыки с Аллой Анатольевной была моя мама – Валентина Ивановна Костина. А много лет спустя, когда я пришел работать в «Ульгэр» в качестве артиста, моим наставником и партнёром по сцене оказалась Алла. Я очень радуюсь таким совпадениям в жизни, потому что у нас есть общий камертон.

Постановка спектакля в родном Улан-Удэ для режиссера во многом связана с его детством. В начале 1980-х годов на улице Ленина работал музыкальный магазин. Он был буквально родным для будущего режиссёра.

– Мой папа работал там настройщиком фортепиано и часто брал меня с собой. Помню запах лака и дерева, большое количество музыкальных пластинок, фортепиано, которые загораживали вход. Одной из пластинок была сказка Люцины Легут «Музыкальный магазин». Жаль, что не сохранилась такая достопримечательность. Но радует, что сегодня в центре города можно услышать маленький духовой оркестр музыкантов-пенсионеров и гитару в руках молодых музыкантов, – говорит Влад.

Музыка для спектакля

Специально для спектакля будут записаны живые инструменты. Авторы спектакля выражают благодарность музыкантам за участие в спектакле. Это  тромбонист Николай Хурдей, ученик заслуженного артиста РСФСР Анатолия Николаевича Тина Игорь Маслов, скрипачка Заяна Банзаракцаева и аккордеонистка Надежда Шашина.

Композитор «Музыкального магазина» Сарантуя Жалцанова – певица, хормейстер, композитор, дирижёр и саундпродюсер, выпускница Гнесинки.

Внешний вид, уверены создатели спектакля, декораций спектакля должен отсылать зрителя к эстетике маленьких провинциальных городов Европы. Но в спектакле это условный, кукольный город.

– Мне кажется, что современные дети больше склонны воспринимать анимационных героев. Развилось невероятно интересное течение анимационных фильмов Тима Бертона, Генри Селика, студии Red Nose. Персонаж в театре кукол должен быть выразительным. В нашей истории мы выбрали прием шарнирной куклы, отсылающей к традиции Stop Motion анимации, – говорит художник-постановщик Светлана Рыбина.

Танки и молодежные волнения

Влад Костин и Светлана Рыбина предположили, что мотивами для написания сказки польской актрисы Люцины Легут стали события 1968 года, когда советские танки вошли в Прагу. В тот же год во Франции были известные студенческие волнения. И сегодня в нашей стране люди сталкиваются с серьезными изменениями, считают создатели нового спектакля.

– Не все знают о том, что у мух отсутствует слух. Они оперируют только вибрациями, поэтому они не склонны к пониманию звука как такового. А муха как образ в нашей истории отражает человеческое невежество и хамство. К сожалению, понятие интеллигентности во многом утрачено. Невежество и физические данные позволяют добиваться гораздо больших результатов, нежели образованность и вежливость, – рассказывает Влад Костин, режиссёр.

По мнению Светланы Рыбиной, выбор материала для постановки не случаен. Сейчас интересное, но крайне непростое время, когда каждый человек становится участником социальных и политических событий. К сожалению, как считает Светлана, это напрямую касается области театра и культуры в целом.

Чувство страха и несвобода

– События в Восточной Европе середины XX века и в нашей стране сегодня удивительным образом перекликаются. Чувство страха перед завтрашним днем делает нас внутренне несвободными. И, безусловно, наш главный зритель – это дети, с ними, конечно, не стоит напрямую говорить на столь сложные темы, но детская аудитория интересна тем, что считывает информацию по-своему. Это зритель, с которым надо говорить на особом языке, языке образов, – считает Светлана Рыбина.

Отрицательные персонажи в спектакле кому-то покажутся недостаточно «симпатичными», но авторы решили визуализировать опасность, нависшую над миром героев сказки, ведь сила зла в его анонимности.

– Как в любой истории для детей, у нас есть персонажи, строго говоря, «положительные» и «отрицательные». Мы хотим, чтобы зритель, пришедший на наш спектакль, почувствовал хрупкость мира «положительных» героев, ощутил, насколько просто можно разрушить уютный мирок одним действием, – продолжает Светлана Рыбина. 

В сказке, напомним, Сверчки покинули свой город. Однако в спектакле авторы немного изменили финал историю, чтобы дать надежду.

– Бегство музыкантов из города нам кажется очень похожим на эмиграцию великого поляка Фредерика Шопена, который всю жизнь вынужден был жить вне любимой Варшавы. А причина тому – его желание видеть родину свободной республикой. Но в решении спектакля мы придумали свой финал, потому что музыка вечна, и самое главное – надо работать честно и, грубо говоря, не продаваться. А Мухи – это всего-навсего мухи, – уверен Влад Костин.

Александр Тармаханов

Кол-во просмотров: 1112

Поделиться новостью:


Поделиться: