Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

Уважаемые кандидаты в депутаты Народного Хурала Бурятии! Прошу вас обратить внимание на то, что в 2018 году есть все предпосылки и законные основания для того, чтобы республиканский законодательный орган – Народный Хурал РБ – изменил существующую порочную практику установления тарифов на тепловую энергию в столице Бурятии. И создал бы возможность для снижения тарифов на тепловую энергию для населения и потребителей города Улан-Удэ сразу в 1,5 - 2 раза.

Добиться этого можно, установив в Улан-Удэ раздельные тарифы на тепловую энергию с дифференциацией по источникам энергии или по системам теплоснабжения в случае, если два и более источника энергии расположены в пределах одной системы теплоснабжения.

Ниже предлагается пошаговая «дорожная карта» – как это сделать.

Шаг первый: понять, как устанавливается «единый тариф»

Одноставочный тариф для населения г. Улан-Удэ (с 01.11.2017 г. по 30. 06. 2018 г. - 1923,45 руб/Гкал; с 01.07.2018 г. по 31.12.2018 г. - 1983,50 руб/Гкал) установлен органом правительства РБ (Республиканская служба по тарифам, далее РСТ. – Ред.) в соответствии с приказами РСТ РБ от 14.12.2017 № 2/128 «О внесении изменений в приказ РСТ от 30.11.2015 № 2/124 «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ПАО «ТГК №14» на территории Республики Бурятия».

С 2006 года практика установления единого тарифа на тепловую энергию для населения г. Улан-Удэ претерпела изменения. 2 февраля 2005 года было подписано «Соглашение о порядке взаимодействия правительства РБ, администрации города Улан-Удэ, ОАО «ТГК №14» в сфере теплоснабжения города Улан-Удэ».

На основании этого соглашения администрация г. Улан-Удэ издала постановление от 14.03.2006 №77 «О наделении ОАО «ТГК функциями единого поставщика» (признано утратившим силу постановлением администрации г. Улан-Удэ от 07.04.2011 №142). В соответствии с этими двумя документами РСТ РБ до 2010 года устанавливала единый тариф на тепловую энергию для населения Улан-Удэ в рамках действия постановления мэрии о едином поставщике.  

И с 2006 по 2010 годы такой единый тариф, получается, устанавливался в нарушение ФЗ №210 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (утратил силу с 1 января 2018 года). В соответствии с этим законом тарифы на одном уровне могут устанавливаться только для тех потребителей, которые получают тепло от организаций, находящихся в одной системе теплоснабжения. То есть от тех организаций, в которых «снабжение потребителей осуществляется из одного источника (или источников) тепла через общую тепловую сеть».

С 2011 года после прекращения действия тройственного соглашения и отмены постановления мэрии Улан-Удэ о едином поставщике эти нарушения законодательства (установление на одном уровне тарифов для источников энергии, расположенных в разных системах теплоснабжения) продолжаются по сей день.

В частности, постановление правительства РФ от 22.10.2012 №1075 (ред. от 08.02.2018) «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (вместе с «Основами ценообразования в сфере теплоснабжения», «Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения») установило норму (п. 86), согласно которой «тарифы на тепловую энергию без учета стоимости передачи тепловой энергии должны устанавливаться по каждому такому источнику отдельно».

Согласно этому же постановлению (п. 86, абзац 2) тарифы на тепловую энергию (мощность) устанавливаются без дифференциации по каждому источнику тепловой энергии, только если эти источники «расположены в пределах одной системы теплоснабжения и принадлежат одной регулируемой организации на праве собственности или на ином законном основании».

Шаг второй: понять, что «единый тариф» устанавливается незаконно.

В то же время в Улан-Удэ существует более 40 отдельных друг от друга систем теплоснабжения, производящих тепловую энергию и снабжающих ею население города. Это обе «улан-удэнских ТЭЦ, все 35 муниципальных котельных («УУЭК», включая крупные котельные - Юго-Западная, Загорск, п. Аэропорт, п. Заречный, п. Стеклозавод, а также крупные ведомственные котельные – «УУАЗ», «УУСМ», ФКУ ИК-2 и др.).

Каждая из этих систем теплоснабжения является отдельным источником (источниками) тепловой энергии с отдельной тепловой сетью, не связанной с другими тепловыми сетями.

Можно сказать, что ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 входят в одну систему теплоснабжения – их тепловые сети соединены так называемой перемычкой. Тем не менее, технологически и экономически их целесообразнее рассматривать как две отдельные системы теплоснабжения. Ведь их сети находятся на большом расстоянии друг от друга, а способ производства тепловой энергии различается.

Напомню, что ТЭЦ-1 работает в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а недостроенная ТЭЦ-2 остается, по сути, просто большой котельной. 

Недостроенная ТЭЦ-2 (фото: Андрея Свинчукова)

И так устанавливать единый тариф для населения Улан-Удэ, снабжаемого от разных систем теплоснабжения, по сути, является грубым нарушением федерального законодательства.

В настоящее время РСТ РБ формально не устанавливает тариф для ТГК-14, как для «единого поставщика» тепловой энергии. До недавнего времени единственной законной лазейкой, позволяющей устанавливать на одном уровне тарифы на тепловую энергию, производимую на разных источниках и передаваемую через не связанные между собой тепловые сети, являлся п. 29.5 ведомственного приказа ФСТ от 6 августа 2004 г. N 20-э/2 «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке».

В этом пункте Методических указаний действительно говорилось о том, что «по решению регионального органа тарифы на тепловую энергию, отпускаемую в горячей воде, для всех потребителей, расположенных на территории субъекта РФ, могут рассчитываться на едином уровне».

Именно это положение и трактовалось ТГК-14 и РСТ РБ в пользу установления, по сути, единого тарифа на тепло для населения Улан-Удэ. Поэтому в названиях приказов РСТ РБ последних лет и говорится о неких «тарифах на тепловую энергию, поставляемую потребителям ТГК-14 на территории РБ».

Однако, на наш взгляд, правильнее будет другое прочтение данного п. 29.5. В нем, кстати, в следующем же предложении указывается на то, что «тарифы на тепловую энергию, отпускаемую в горячей воде, для всех потребителей в одной системе, в которой теплоснабжение потребителей осуществляется от источника (источников) тепла через общую тепловую сеть (далее – система централизованного теплоснабжения (СЦТ), могут рассчитываться на едином уровне».

Ключевым здесь является то, что п. 29 относится к разделу VI Методических указаний под названием «Ценообразование для отдельных групп потребителей электрической и тепловой энергии (мощности)». То есть в данном пункте все потребители разделены на четыре группы: «базовые потребители», «население», «прочие потребители» и «организации, оказывающие услуги по передачи энергии». И логичнее было бы это словосочетание «для всех потребителей» в п. 29.5 понимать так, что здесь говорится о потребителях, разделенных по этим четырем группам, а не по источникам, от которых они получают тепло.

То есть тарифы могут устанавливаться на одном уровне для всех четырех групп потребителей, но только в пределах одной системы теплоснабжения! А не так, чтобы все потребители, получающие энергию от разных источников энергии, платили бы по тарифам, установленным на одном уровне.

В любом случае сегодня и эта законодательная лазейка для ТГК-14 исчезла. Согласно Приказу ФАС России от 21 ноября 2017 г. N 1546/17, этот пункт (п. 29) Методических указаний утратил силу с 28 апреля 2018 года. Таким образом, сегодня не осталось формальных оснований для того, чтобы устанавливать тарифы на тепловую энергию, производимую в Улан-Удэ на разных источниках.

Шаг третий: понять, как технически разделить тарифы на тепло

Тем временем законных оснований для установления раздельных тарифов в Улан-Удэ предостаточно.

Во-первых, даже по уже недействующему положению (п. 29 Методических указаний) теплотарифы для всех потребителей на территории субъекта РФ могут рассчитываться на одном уровне, а могут и не рассчитываться! И если бы у правительства Бурятии была бы политическая воля устанавливать раздельные тарифы, то РСТ РБ вполне законно могла бы это делать.

Во-вторых, как говорилось выше, действующие в настоящее время Положения постановления правительства РФ «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» ясно говорят о том, что «тарифы на тепловую энергию должны устанавливаться по каждому такому источнику отдельно».

И, в-третьих, два федеральных закона – «О теплоснабжении» (п. 6 ст. 7)  и «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию» (ч. 6, ст. 7) – содержат следующую норму. О том, что «органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта РФ полномочиями на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию (за исключением производимой электростанциями в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования».

Таким образом, наделив органы местного самоуправления (в частности, Улан-Удэнский городской Совет депутатов) такими полномочиями, Народный Хурал РБ создал бы условия для того, чтобы путем установления тарифов с дифференциацией по каждому источнику тепловой энергии существенно снизить тарифы для населения Улан-Удэ.

Шаг четвертый: понять, какие устанавливать тарифы

Согласно документу «Схема теплоснабжения городского округа «Город Улан-Удэ» до 2028 года (Актуализация на 2018 год)», в настоящее время 45% нагрузки теплоснабжения г. Улан-Удэ присоединена к ТЭЦ-1, 25% нагрузки присоединено к ТЭЦ-2, остальная часть присоединена к крупным и мелким локальным котельным, работающим на обособленные зоны теплоснабжения.

Так, например, согласно расчету тарифов на тепловую энергию, отпускаемую от источника тепловой энергии Улан-Удэнской ТЭЦ-1 (открытая информация ПАО «ТГК-14», прил. 6.1), тариф на 2017 год равен 1 008,39 руб./Гкал, а на 2018 год – 916,57 руб./Гкал. То есть больше чем в 2 раза меньше, чем действующий «единый» тариф для Улан-Удэ. То есть при установлении раздельного тарифа для ТЭЦ-1 почти половина потребителей тепловой энергии г. Улан-Удэ платили бы в 2 раза меньше, чем сейчас!

Согласно расчету тарифов на тепловую энергию (мощность), отпускаемую от источника тепловой энергии ТЭЦ-2 (прил. 6.1), тариф на 2017 год  составляет 1 340,58 руб./Гкал, на 2018 год – 1 285,62 руб./Гкал. То есть еще 1/4 потребителей Улан-Удэ при введении дифференцированного тарифа для ТЭЦ-2 платила бы в 1,54 раза меньше, чем сейчас.

Итак, при дифференциации тарифов только для двух городских ТЭЦ в общей сложности для 70% потребителей Улан-Удэ, в основном населения, тарифная нагрузка снизилась бы в 1,5 - 2 раза.

Далее. Если в среднем для 35 муниципальных котельных, входящих в УУЭК (филиал ПАО «ТГК-14»), тариф составляет 3 202,76 руб./Гкал (2017 г.) и 3 135,29 руб./Гкал (2018 г.), то раздельные тарифы для крупных котельных значительно ниже.

Так, согласно приказу РСТ РБ от 30.11.2017 № 2/83 «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «УУАЗ» в МО ГО «Город Улан-Удэ» потребителям и другим организациям», тариф на 1-е полугодие 2018 года составляет 1 230,40 руб./Гкал (в 1,61 раза меньше, чем «единый» тариф). А на 2-е полугодие – 1306, 01 руб./Гкал (в 1,51 раза меньше, чем сейчас).

Расчет тарифов для котельной ЗАО «Улан-Удэстальмост» на 2018 год составляет 1 179,56 руб./Гкал (в 1,68 раза меньше, чем «единый» тариф).

Такой же эффект был бы и для большинства потребителей, получающих тепловую энергию от крупных муниципальных и ведомственных котельных. Это еще приблизительно 20 - 25% горожан. Дело в том, что расчеты тарифов для крупных котельных дают показатели, близкие к тарифу для ТЭЦ-2. Это касается котельных, питающих теплом большие городские поселки и микрорайоны - Юго-Западная, Загорск, п. Аэропорт, п. Заречный, п. Стеклозавод, «УУАЗ», «УУСМ».

Напомним, что две их них (Загорск, УУАЗ) снабжают теплом поселок с населением почти 60 тыс. человек и крупнейшее предприятие города. Это более 1/3 всех потребителей, которые получают тепло от котельных.

В целом приблизительно 90 - 95 % потребителей Улан-Удэ при установлении теплотарифов, дифференцированных по источникам энергии, могли бы платить в 1,5 - 2 раза меньше, чем по тарифу, устанавливаемому РСТ РБ для населения Улан-Удэ в 2018 году.

Для остальных потребителей, получающих сегодня тепловую энергию от высокозатратных и неэффективных котельных, более низкие тарифы будут установлены после закрытия этих котельных и присоединения их тепловых сетей к сетям ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 или крупных котельных. Ускорению этого процесса будет способствовать введение в Улан-Удэ тарифов, дифференцированных по источникам теплоэнергии.

Шаг пятый: разработать закон о дифференцированных теплотарифах

Таким образом, в условиях, когда правительство РБ в лице РСТ РБ, администрация МО ГО «Город Улан-Удэ» не используют законодательную базу РФ для снижения тарифной нагрузки на население столицы Бурятии в сфере теплоснабжения, Народный Хурал РБ, проявив политическую волю, смог бы эффективно решить эту насущную проблему.

Для этого необходимо внести изменения в Закон РБ «О государственном регулировании цен и тарифов в РБ» (ст. 9 «Полномочия органов местного самоуправления»). В результате принятия данного законопроекта никакого социального взрыва, которым пугают ТГК-14 и РСТ РБ, не будет.

Вот предварительный вариант текста законопроекта о внесении этих изменений (ч. 2 ст. 9): «Наделить органы местного самоуправления г. Улан-Удэ полномочиями на государственное регулирование  тарифов на тепловую энергию (за исключением тепловой энергии, производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии),  отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории муниципального образования ГО «Город Улан-Удэ».

В результате внесения этих изменений тарифы на тепловую энергию, производимую на ТЭЦ-1 (а после модернизации и на ТЭЦ-2) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, будет устанавливать  орган исполнительной власти субъекта Федерации (РСТ РБ). А остальные теплотарифы с дифференциацией по источникам энергии – Улан-Удэнский городской Совет депутатов.

Шаг шестой: включить пункт в предвыборные программы

Уважаемые кандидаты в депутаты Народного Хурала Бурятии! Прошу вас включить пункт о разработке и принятии данного закона в свои предвыборные программы с целью его реализации в ходе работы нового созыва парламента республики. Путем внесения законопроекта в план работы Народного Хурала РБ на 2018 - 2019 годы и обсуждения его на заседаниях рабочих органов парламента.

Со своей стороны, я готов представить все официальные расчеты и аналитические материалы, использованные при разработке данного законопроекта, всю законодательную базу для принятия закона, а также дать консультации и разъяснения кандидатам в депутаты, заинтересованным в том, чтобы принять участие в разработке и продвижении этого законопроекта.

Шаг седьмой: принятие закон о дифференцированных тарифах

И самое главное. Став депутатами Народного Хурала РБ, пожалуйста, выполните свои предвыборные обещания! И примите закон, наделяющий органы местного самоуправления Улан-Удэ полномочиями госрегулирования тарифов на тепловую энергию на территории столицы Бурятии. Что позволит, повторюсь, снизить эти тарифы для населения города сразу в 1,5 - 2 раза.

С уважением, Сергей Басаев, журналист