Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

Одиннадцатый день Сагаалгана в Иволгинском дацане, как один из дней проявления чудес Будды, обычно посвящается Соодой-ламе. В этот день, находясь в гостях у одного из жителей Шравасти, Будда погрузился в медитацию и стал невидимым. Он превратился в яркий луч света, который еще раз раскрыл Учение. Также поступил и знаменитый Соодой-лама.

Соодой-лама на панно

Как рассказал «Байкальской правде» известный журналист Владимир Ширапов, в селе Барагхан Курумканского района в 1989 году, то есть еще в советское время, на фасаде сельского Дома культуры был увековечен великий йогин Соодой-лама. Это знаменитый мастер буддийской медитации конца XIX – начала XX веков из Баргузинской долины. За свои заслуги он был признан мировым буддийским сообществом воплощением великого индийского философа и йогина Нагарджуны, легендарного основоположника Махаяны – учения «Срединного Пути».

В то время подготовить такое панно художнику Эрдынееву Жаргалу Цырен-Базаровичу поручил председатель колхоза имени В.И. Ленина Владимир Дармаевич Цыренов. По словам Владимира Ширапова, руководитель колхоза дал художнику прямое указание разместить в центре художественной композиции на бурятскую тему Соодой-ламу. Даже в годы гонений и репрессий на севере Бурятии жители Курумканского и Баргузинского районов продолжали скрытно поклоняться великому учителю.

Художник, естественно, был озадачен таким заказом, ведь никто еще тогда не знал, что через два года – в 1991 году Советский Союз распадется. Однако председатель колхоза настоял на этом «техническом задании», пояснив, что на вопросы, кто, мол, изображен на панно, отвечать, что это его отец. И то, что художник выполнил заказ и изобразил Соодой-ламу, стало одной из важных идеологических «ласточек свободы».

- По сути, сегодня стена барагханского Дома культуры является картиной благородного содержания, воздержусь от профессионального термина «танка». И наряду с Великой святыней всей монгольской ойкумены – гора Бархан Уула – освящает пространство и время, напоминая о служении Соодой-ламы.

Кстати, еще раньше – в 1970-х годах жители Элэсуна воздвигли недалеко от села субурган в честь своего знаменитого земляка. Они собрали средства, сложили кирпичный фундамент и установили на нем чугунный субурган в честь Соодой-ламы. Чугунный монумент в буддийском исполнении был доставлен из Санкт-Петербурга.

Необычные способности Соодой-ламы

Цэдэн Содоев – будущий Соодой-лама – родился в 1846 года в курумканском селе Элэсун. Его рождению предшествовало предсказание, что в Баргузинской долине перед появлением на свет Гэгэн-ламы у дома его отца вырастет цветок невиданной красы. Так все и произошло, и когда в семье Соодэя родился сын Цэдэн Содоев, то все заговорили, что он станет будущим баргузинским Гэгэном.

Мальчик с детства отличался умом, он мог предсказывать будущее, писала Лариса Будаева на сайте АРД в статье «Бурятский Нострадамус». Он мог перелетать через избу, взлетать на высокий столб и проходить сквозь стену. С семилетнего возраста он стал хувараком в Баргузинском дацане. Когда он был хувараком, был такой случай – однажды в дацане ламы увидели у хувараков опухшие руки. Они стали спрашивать, из-за чего это произошло. Те отвечали, что они били кулаками по стенам, так как хуварак Цэдэн Соодоев показывал им, как его рука проходит сквозь стены.

Затем его отправили на учебу в Тамчинский дацан, который тогда был резиденцией Хамбо-ламы. В Баргузин он вернулся, получив степень гэбши.

А в 1881 году его направили в Лхасу для обучения в известном буддийском храме Балдан-Брейбуч хинд. После возвращения из Тибета он стал ширетуем Баргузинского дацана. Со своим сподвижником Аранжабой-ламой посетил такие буддийские страны, как Индия, Непал, Бутан, Бирма и Япония. Бывал он и в российских столицах – Санкт-Петербурге и Москве.

Соодой-лама отличался сверхъестественными способностями – мог переходить реки по поверхности воды, буквально взлетать на крутые склоны Бархан-Уулы, мог под дождем оставаться сухим и др.

Несмотря на то, что Соодой-лама был высокообразованным и признанным тулку, настоятелем дацана, жил он очень скромно, носил самую простую одежду. Он не любил почести, помогал бедным, лечил их, отдавал полученные им подношения тем, кто нуждался.

Когда Соодой-лама уезжал в другие страны на учебу или в паломничество, провожать его выходили многие жители долины с подарками и деньгами. Однако Соодой-лама быстро и незаметно проходил через толпу, ничего не взяв для себя. Люди отмечали, что в тех семьях, где он останавливался переночевать, налаживалась жизнь.

Свет радуги

Соодой-лама медитировал в отрогах Баргузинского хребта, объектом его созерцания там стала богиня Янжима, которая оставила своё изображение на этом камне. В настоящее время это место является пунктом буддийских паломничеств.

Знаменитый лама обладал мощным даром предвидения. При этом он специально никогда не демонстрировал удивительные способности. Давал советы по жизни лишь в тех случаях, когда видел необходимость вмешательства, чтобы предсказать негативные последствия, и предостерегая от неправильных поступков. Соодой-лама предвидел первую мировую войну, революцию. Он давал наказ «слишком не краснейте, потому что идеи красных через 100 лет забудутся».

Из жизни Соодой-лама ушел на 71 году в апреле 1916 года, проведя уникальный буддийский обряд «джа-лю» – «превращение тела в радугу». Он ушел в медитацию, попросив не беспокоить его в течение семи дней. На третий или четвертый день старший лама все же решил заглянуть к нему. Он увидел на месте Соодой-ламы мальчика лет девяти-десяти, сидящего в позе лотоса. А по истечению семи дней от него осталась только одежда. Он ушел в виде яркой вспышки света, которая прошла по всей долине. Соодой-лама ушел также как и Нагараджуна, превратив свое тело в свет радуги.