Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

ОАО «РЖД» в лице своего филиала «Восточно-Сибирская железная дорога» (ВСЖД), видимо, придумало новый способ своеобразного «раскулачивания» своих грузоотправителей. С лета 2016 года Арбитражный суд РБ неожиданно завалили иски от ВСЖД о взыскании с грузоотправителей огромных штрафов на основании ст. 16 Соглашения о международном грузовом сообщении (СМГС).

Всего по настоящее время в Арбитражном суде РБ оказалось порядка 450 дел. Причем иски эти преимущественно затронули тех грузоотправителей, которые в Китай отправляют продукты деревообработки, в том числе брус, доску обрезную.

Почему столько нарушений?

С лета 2016 года на приграничной станции Наушки при проведении контрольных взвешиваний перед пересечением груза границы с Монголией стали обнаруживать превышение массы загруженной продукции над массой, указанной в накладной. Такие расхождения стали выявлять практически в каждом пятом вагоне с лесом.

С точки зрения статистики, внезапное увеличение фактов выявления нарушений договоров международного грузового сообщения вроде бы должно иметь свою причину. Например, в таком духе – стали чаще проводить контрольные мероприятия по перевешиванию вагонов, вследствие чего и могло в разы вырасти число выявленных нарушений. Или, к примеру, увеличился грузопоток, и больше грузов отправляется через границу, как следствие, возросло число выявленных нарушений.

Однако ничего подобного не произошло, наоборот, грузооборот в торговле лесоматериалами в последние годы даже упал. И контрольных мероприятий не стало больше. Неужели летом 2016 года грузоотправители, отправляющие пиломатериалы в Китай, вдруг одновременно решили загружать вагоны сверх массы, указанной в накладной, и дарить своим китайским партнерам эти дополнительные тонны леса? И коснулось это только тех грузоотправителей, которые находятся в зоне ответственности ВСЖД. Именно они и отправляют свои грузы в основном через Наушки.

Или, может быть, в ВСЖД думают, что грузоотправители в накладной указывают одну массу груза, оплачивают её, а потом загружают груз гораздо больший? Но, скорей всего, именно этих грузоотправителей в ВСЖД считают наиболее обеспеченной прослойкой грузоотправителей, которых можно «раскулачить» при помощи внеэкономических методов. Такие методы были в ходу в 30-е годы, когда у крестьян продотряды в массовом порядке отбирали зерно. Однако с тех пор многое изменилось, и вместо винтовок теперь можно, к примеру, использовать Арбитражный суд.

Кстати, к примеру, на Дальнем Востоке подобных нарушений с превышением массы груза железная дорога выявляет считанные единицы. Можно предположить, что это пока своеобразное «ноу-хау» ВСЖД.

Как рассчитывается масса груза

Грузоотправитель определяет массу груза самостоятельно и указывает его в накладной. Определение массы груза для международной железнодорожной перевозки регламентируется разд. 4 прил. 1 к Соглашению о международном грузовом сообщении (СМГС). Есть два способа определения массы леса – весовой и расчетный (по обмеру) (п. 4.3. прил. к СМГС). С весовым способом все понятно – масса груза определяется на вагонных весах. А вот для получения массы расчетным способом есть формула – надо плотность древесины умножить на её объем, что предусмотрено п. 4.3. прил. 1 к СМГС.

В Бурятии вагонные весы имеются на станциях Медведчиково и Заудинская. Соответственно, все грузоотправители, которые территориально находятся недалеко от этих станций, имеют договоры на взвешивание. Вагонные весы, установленные на этих станциях, принадлежат частным лицам, оказывающим услуги по взвешиванию вагонов. Однако установкой, обслуживанием и поверкой весов занимается ОАО «РЖД», за что берет плату по договору.

На указанных станциях грузоотправитель взвешивает вагоны на путях общего пользования и полученные данные заносит в накладную. При взвешивании присутствует работник ОАО «РЖД», поскольку надо проводить сопутствующие маневровые работы. Затем вагоны отправляются по месту назначения. Ответственность за их доставку ложится на ОАО «РЖД». И вот по прибытии на станцию Наушки в части вагонов вдруг обнаруживается перевес. Это какое-то волшебство. На весах станции Медведчиково, скажем, вес груза в вагоне определяется в 65 тонн, а на весах станции Наушки – 67 тонн с небольшим. Откуда берутся две с лишним тонны?

Был и такой вопиющий случай, когда грузоотправитель формировал груз на Полигоне, где нет весов, поэтому масса груза определялась расчетным способом. Затем вагон поступил на станцию Заудинскую, где уже без участия грузоотправителя производилось контрольное взвешивание груза. При этом был обнаружен недовес в 200 кг. А когда вагон пришел на станцию Наушки, то там в этом же вагоне почему-то был обнаружен перевес в 2,5 тонны!

Интересно, что ни российские таможенники, которые дислоцируются на той же станции Наушки, ни монгольские или китайские железнодорожники, которые находятся в километре от ВСЖД по другую сторону границы, не выявляют никаких перевесов.

Можно предположить, что в этом феномене массированных перевесов все-таки может быть коммерческий интерес ВСЖД. Ведь если бы этот перевес выявился там же на станции отправления в Медведчиково, то в кассу надо было бы доплатить не более 400 рублей.

А вот из-за обнаруженных перевесов в Наушках грузоотправителю прилетает штраф до 160 тыс. рублей. Согласитесь, что это неплохая прибавка к обычной плате за перевозку грузов.

Космические штрафы

Согласно ст. 16 Соглашения о международном грузовом сообщении, предусмотрена ответственность за неправильное указание сведений о массе груза в накладной, повлекшее за собой занижение провозных платежей. Эта ответственность выражается в виде штрафа, взимаемого в размере 5-кратной стоимости провозной платы. Статистика предъявленных исков такова: при занижении провозных платежей от 50 до 400 рублей (если такое занижение в действительности было) сумма штрафа составляет от 120 000 до 160 000 рублей. То есть штраф в сотни, в то и тысячи раз превышает предполагаемую недоплату. 

Сведения о массе груза ВСЖД проверяет в соответствии с российским законодательством. И перевес осуществляется железной дорогой без вызова представителя грузоотправителя с составлением коммерческого акта. Иными словами, вагон с грузом выходит со станции отправления, доходит до станции Наушки, где происходит некое таинство с участием работников ОАО «РЖД», в результате которого появляется коммерческий акт по факту выявления перегруза вагона.

Затем в ВСЖД на основе коммерческих актов составляются исковые заявления о взыскании штрафов в пользу ОАО «РЖД», которые массово предъявляются в Арбитражный суд РБ и Арбитражный суд Иркутской области.

Логично предположить, что далее в ходе судебного процесса с соблюдением норм АПК должен быть либо установлен факт искажения сведений о массе груза, либо не установлен. И в зависимости от этого грузоотправители должны привлекаться или не привлекаться к гражданско-правовой ответственности в виде штрафа.

Однако при рассмотрении дел в Арбитражном суде начинается самая интересная часть истории. Судьи сплошь и рядом становятся на сторону ВСЖД и в массовом порядке назначают грузоотправителям эти гигантские штрафы. И при этом используют документы, которые составляются в коммерческой организации, которой является ОАО «РЖД», на основании каких-то нормативных документов.

И, видимо, не важно, что таким образом могут нарушаться права грузоотправителей, несущих незапланированные внеэкономические убытки из-за манипуляций с весами и документами, которые невозможно проверить. И это больше похоже на экономические репрессии и санкции в отношении грузоотправителей со стороны государственной корпорации, которая является естественной монополией в железнодорожных перевозках. Непонятно также, почему перед законом ОАО «РЖД» имеет больше прав, нежели представители частного бизнеса.