«Хозяева» Иркутска и Ольхона приехали в Улан-Удэ

В Художественном музее имени Сампилова открылась выставка «Легенды и мифы земли Предбайкалья».
Общество |
Фото «Хозяева» Иркутска и Ольхона приехали в Улан-Удэ

В Художественном музее имени Сампилова открылась выставка «Легенды и мифы земли Предбайкалья»

На открытии выставки, которую привезли в Улан-Удэ «Усть-Ордынский центр художественных народных промыслов» и Национальный музей УОБО, встретил Бориса Данилова. Мэтр был уже, что называется, «на выходе».

- Уже посмотрел. Интересно, слушай! Даже кое-что купил... - сказал удивленно бывший полпред президента России в Бурятии и бывший же глава Усть-Ордынского Бурятского округа.

Глазам не поверил

Удивиться, как оказалось, было чему. Глазам не поверил: в залах нашего Художественного музея самые настоящие онгоны иркутских бурят и изображения эжинов, - «хозяев местности», - как будто бы списанные с материалов знаменитого Хангаловского фонда! Как сейчас модно говорить, аутентичные. Можно посмотреть и даже пощупать...

Вспомнились, традиционные корейские маски, изображающие домашних духов. В последние десятилетия западные туристы разнесли эти korean masks по всему миру.

Все эти бурятские маски, панно и гобелены выполнены из традиционных материалов – дерева, ивовых прутьев, металла, войлока, кожи, конского волоса. Выполнены, можно сказать, мастерски и с художественным вкусом. Причем вся эта «архаика» смотрится вполне себе современно и презентабельно. А главное, утилитарно. То есть, все это можно приобрести и повесить дома в качестве украшения интерьера – гобелена, панно или картины. Интересно, что приобрел здесь Борис Васильевич Данилов? Будет поклоняться у себя дома онгонам? Шутка...

Для молодежи объясню, что онгоны – это такие изображения или фигурки (выполненные в примитивистской манере) из дерева или металла, атрибуты культа предков иркутских бурят. Обычно они вырезались линиями на деревянных дощечках или просто вырезались из дерева как фигурки или маски.

Раньше западные буряты-шаманисты хранили эти изображения своих личных и семейных гениев-хранителей на домашних алтарях. Они каждый день делали им подношения едой (иногда выпивкой), обращались к сакральным предкам с весьма конкретными просьбами. Типа, «не могли бы Вы, сэр, похлопотать за меня перед тем-то и тем-то»?! По блату, так сказать!

Имелось в виду, что предки «замолвят словечко» за просителя перед представителями обширного шаманского пантеона. Перед эжинами, то есть, духами-«хозяевами местности». Перед земными божествами-ханами, - покровителями бурятских этнических групп (булагатов, эхиритов, хори) и больших географических объектов (Байкала, Лены, Ольхона, Саянских гор). И, наконец, перед небесными богами – тэнгри.

«Маскоиды», «ландшафтные божества»

Народный мастер Анжелика Алсаткина на открытии выставки выполняла роль экскурсовода. Она рассказала о том, что эти самые «маскоиды» (онгоны культа предков) и «ландшафтные божества» (изображения духов местности) изготовили мастера Центра художественных народных промыслов из Усть-Орды. Это семейная чета Ефима и Екатерины Осиповых, Валентина Ажунова, Эдуард Куклин.

В первом зале выставки на самом видном месте – четыре гобелена из конского волоса высотой метра в два. На этих портретах очень тонкой работы – великие бурятские улигершины Маншуд Эмегенов, Пеохон Петров, Папа Тушемилов, и Аполлон Тороев. Кстати, именно у них ученые-этнографы и фольклористы Цыбен Жамцарано, Сергей Балдаев, Илья Мадасон записали бесценные улигеры, сказания и легенды бурят. Успев записать в начале XX века «последний вздох» той традиционной культуры бурят, которая тысячи лет сохранялась в устной форме.

Татьяна Бороноева, директор Национального музея Бурятии, сказала, что портрет Аполлона Тороева художники Осиповы принесли в дар главному музею столицы Бурятии.

Во втором зале – весь этот загадочный мир «бурятского шаманизма», по-другому, тэнгрианства или тэнгризма.

- Всю эту работу мы основывали на базовых знаниях, обращаясь к научным этнографическим источникам, материалам по материально-бытовой культуре бурят, нашему духовному наследию – легендам и мифам, – говорит Анжелика Алсаткина, заслуженный деятель искусств Усть-Ордынского Бурятского округа. – На этих маскоидах изображены наши ландшафтные божества, «хозяева» Ангары, города Иркутска, Ольхона, местностей Култук и Кырен. Они наблюдают за нами, как мы обращаемся с нашими породными землями, с нашими водоемами!

И современная живопись

Есть на выставке – в третьем зале – и живопись современных художников, в которой отражены традиционные мотивы культуры западных бурят. Интересно было посмотреть на первопредка булагатов, знаменитого Буха Нойона (картины художников Бальжинимы Доржиева и Екатерины Асалхановой), написанного сугубо в духе contemporary art.

В общем, впечатлило.

Проникнувшись, так сказать, духом предков, приобрел на память традиционный мужской головной убор. Так называемую, хонгодорскую шапочку аларских бурят. Правда, куда в ней пойти, пока не знаю.

Кол-во просмотров: 1160

Поделиться новостью:


Поделиться: