Завершились выборы в республике, и началось формирование нового правительства Республики Бурятия. Первые вопросы возникли к Министерству образования и науки РБ, где буквально перед выборами главы РБ произошло назначение двух высокопоставленных чиновников Министерства образования и науки РБ, а именно Г.Н.  Фомицкой и В.А. Позднякова.

И если Поздняков не является медийной фигурой, засвеченной в скандальных событиях, то новый первый заместитель министра вызывает своим назначением массу неприятных вопросов.

Предпосылки назначений

Известно, что ничего просто так не происходит, всему есть причины. В связи с этим попробуем разобраться в них и начнем с истории вопроса. Все педагоги республики прекрасно знают имя Александра Адамского, для которого на протяжении многих лет Бурятия является своего рода «дойной коровой». Многие регионы страны, с которыми поддерживал отношения так называемый Институт образовательной политики «Эврика» (Адамский – руководитель этого учреждения. – Ред.), прекратили их в связи с высоким уровнем расценок услуг этого института. Однако Бурятия традиционно с распростертыми объятиями встречает «эвриканцев».

Надо признать организаторские возможности Александра Изотовича. Сформированная в свое время им команда в нашей республике в эти годы взяла на себя роль законодателя мод в области образования. Активных своих сторонников, которые содействовали его деятельности в республике, он забрал с собой в Москву (Н.М. Шадрина, Е.Ю. Петряева и др.). Безусловно, к членам этой команды можно отнести и бывшего директора гимназии №14 Н.В.Митряеву. Впоследствии покинула Бурятию и Т.Ч. Будаева.

«При чем здесь Фомицкая Г.Н.?», – спросят читатели. Дело в том, что все эти вышеперечисленные люди и составляют ее окружение, они являются ее ближайшими соратниками. Злые языки говорят, что Адамский якобы это автор её кандидатской и докторской диссертаций. Впрочем, докторскую работу зарубили, уличив в плагиате.

Особый интерес фигура Александра Адамского вызывает у профессионального педагогического сообщества Бурятии в связи с его любовью к деньгам. До сих пор в республике ходят слухи о его пресловутой спортивной сумочке, в которой он провозил в Москву заработанные в Бурятии немалые наличные деньги. Многие директора образовательных учреждений могли бы при определенных условиях рассказать, каким образом собирались эти деньги для Адамского. Их, как рассказывают, добровольно – принудительно заставляли ходить на его семинары и курсы. При этом они оплачивали их из собственного кармана. И это были значительные деньги.

В официальных кругах полагают, что роль Адамского и его команды способствовала развитию образования республики. Однако все мы являемся свидетелями тяжелого кризисного состояния системы школьного образования в республике. Зачем же еще из года в год проводить эти абсолютно ненужные и бессмысленные для нашего педагогического сообщества лекции и семинары? Тем более что, рассказывают, многие руководители образовательных учреждений получали сертификаты о прохождении курсов менеджмента (72 часа и т.п.) даже не посещая курсов. И якобы задним числом ставили свою подпись.

Бессмысленные затраты

Зачем же нужны были такие затраты? На какие результаты они были рассчитаны?

В определенный период времени взаимодействие с институтом «Эврика» от Министерства образования и науки обеспечивала работавшая тогда в этой структуре Т.Ч. Будаева, которая окружила себя близкими ей людьми. В этот круг входили знакомые нам Г.Н. Фомицкая, Н.М. Шадрина, Н.В. Митряева и другие лица. Впоследствии в этот круг попал назначенный тогда на пост министра образования РБ А.В. Дамдинов.

На протяжении многих лет эти замечательные люди проводили Байкальский образовательный форум (БОФ) и позиционировали его как достижение своей деятельности. Естественно, это мероприятие было дорогостоящим проектом. А основная нагрузка при организации форума падала на педагогов образовательных учреждений. Причем все это происходило летом, когда абсолютное большинство педагогов находились в отпусках. Говорят, что руководители школ и районных управлений образования (РУО) выполняли задания руководства по изысканию средств на угощения и подарки гостям и т.д. И никто у педагогов не спрашивал об их желании участвовать в этом.

Преподносится, что БОФ являлся эффективным средством позиционирования региона. Может быть?! Но тогда какие реальные эффекты от его проведения мы имеем сегодня? Кто-нибудь проводил детальный анализ?

При этом педагоги замечали, что уровень благосостояния вышеназванных «околоминистерских» граждан почему-то неуклонно улучшался. Среди педагогов давно ведутся разговоры о зарубежных вояжах Фомицкой и Будаевой. И в этой связи возникает еще один вопрос: «Какие духовные ценности мы можем прививать детям, когда в самом ядре образования республики главным смыслом деятельности стало добывание денег?».

Вполне закономерно, что после ухода Алдара Дамдинов с поста министра в депутаты Госдумы РФ, стал Баир Жалсанов, которого неоднократно уличали в корыстолюбии. Чего стоит отчет Счетной палаты РБ по его деятельности на посту директора ГОУ «Республиканский бурятский национальный лицей-интернат №1». 

Мошенничество с пирамидой

Несколько лет назад педагогическое сообщество, и не только педагоги,  бурно обсуждало своего рода финансовую пирамиду под названием «Фольксваген». Как вы думаете, в каком учреждения находился мозг этого зиккурата? В Министерстве образования и науки Бурятии. Этим бурно занимались известные нам фигуры – Т.Ч. Будаева со своим мужем, Г.Н. Фомицкая, А.В. Дамдинов. Многих учителей республики они оставили без денег путем использования служебного положения и примитивного обмана (просто «кинули», говоря бытовым языком). Это было чистой воды мошенничество. А сейчас уже подошел срок давности или подходит. И все, как обычно, тихо замалчивается. А где при этом были ФСБ, МВД и другие контролирующие органы? Ходят слухи о том, что за эти дела муж Т.Ч. Будаевой держал ответ перед бандитами.

Раз мы заговорили о Т.Ч. Будаевой, то она никогда не обделяла себя и своих близких вниманием. Она устроила своего мужа директором кадетской школы-интернат. По сути, ее муж (на тот момент не имевший управленческого стажа)  не исполнял свои обязанности, допустил серьезные финансовые нарушения, выявленные Счетной палатой республики. Об этом знают педагоги учреждения.

Своего зятя она устроила директором школы №13 г. Улан-Удэ. В силу его неподготовленности к управлению школой того со скандалом уволили через некоторое время. Сын

Т.Ч. Будаевой  сейчас является  помощником депутата Дамдинова А.В., который тогда был ее непосредственным руководителем.

Вот такая «команда»

И по сию пору эта «образовательная команда» продолжает трудоустраивать своих приближенных на различные управленческие должности. Поразительно, что до последнего времени Г.Н. Фомицкая и действующий и.о. министра образования РБ Б.Б. Жалсанов не были в хороших отношениях. И решение назначить ее первым заместителем было неожиданным для педагогического сообщества.

В комментариях к материалам различных сайтов люди это высказывают. Сам Жалсанов  не имеет ученой степени, и непонятно, как он собирается решать вопросы развития системы образования Бурятии в существующей ситуации неопределенности. Ведь руководитель, а тем более министр, должен обладать определенным набором качеств, позволяющих решать сложные задачи.

И еще, пусть даже уголовное преследование Г.Н. Фомицкой было прекращено по нереабилитирующим обстоятельствам, все же факт совершения преступления никто не оспаривает. В этой связи возникает множество вопросов к руководству  республики. Будет ли развиваться система образования республики? Кто это будет делать? Каким образом будет выстраиваться кадровая политика? Если таким образом, как было представлено выше, то это тупиковый путь – путь в никуда.