Автомобилистам не хватает «сладких пряников»

20 марта всероссийской акцией протеста Федерация автовладельцев России (ФАР) намерена отметить все усилия правительства страны по подъему отечественного автопрома. Свою поддержку проведению акции уже высказали автолюбители Санкт-Петербурга, Ярославля, Казани, Тюмени, Барнаула, Екатеринбурга, Красноярска и других городов. В Бурятии за организацию акции никто не взялся.
Экономика |

20 марта всероссийской акцией протеста Федерация автовладельцев России (ФАР) намерена отметить все усилия правительства страны по подъему отечественного автопрома. Свою поддержку проведению акции уже высказали автолюбители Санкт-Петербурга, Ярославля, Казани, Тюмени, Барнаула, Екатеринбурга, Красноярска и других городов. В Бурятии за организацию акции никто не взялся. Недовольство автолюбителей остается стабильно высоким после введения заградительных пошлин на ввоз поддержанных иномарок из Японии и других стран. Хотя правительство России в ходе разработки стратегии развития автопрома предложило несколько программ стимулирования продаж отечественных автомобилей. В том числе – программу субсидирования автокредитов и программу утилизации автомобилей старше 10 лет.

Отечественный автопром

Возмущение автомобилистов направлено против Стратегии развития автопрома до 2020 года. Государство готово потратить на реализацию этой программы около 1,2 трлн рублей. На Интернет-форумах автолюбители выражают свое недовольство тем, что деньги налогоплательщиков вкладываются в «АвтоВАЗ» – предприятие, которое находится в предбанкротном состоянии и демонстрирует падение продаж даже в ходе действия программ их стимулирования.
Правительство же планирует, что отрасль преодолеет кризис до конца года. А к 2020 году планируется, что доля автопрома в ВВП страны вырастет с нынешних 0,98% до 2,38%. К этому времени в стране будет продаваться более 3,5 млн авто в год. В частности, к 2020 году «АвтоВАЗ» должен будет выпустить не менее 1 млн машин.

В Бурятии есть сторонники новой стратегии. Представитель ООО «БурятМоторс» считает, что понятие «отечественный автопром» многие понимают слишком узко. «На «Ладе» отечественный автопром не заканчивается. Toyota и Ford, которые собираются в нашей стране, – это тоже российский автопром», – заявил представитель предприятия. Он утверждает, что с запуском госпрограммы субсидирования автокредитов спрос на отечественные машины значительно вырос. «Нам обидно, когда наших клиентов, выбирающих российский автопром, называют дураками, – сообщил автодилер. – Дурак не тот, кто приходит в салон за новым отечественным автомобилем, а тот, кто идет за «распилышем» на авторынок, который собрали китайцы где-нибудь во Владивостоке».

Льготные автокредиты

Программа субсидирования автокредитов начала действовать весной 2009 года, практически сразу после увеличения таможенных пошлин на ввоз иномарок для физических лиц.

Напомним, что в рамках программы компенсируется часть расходов на кредит для покупки авто, собранного в России. Ставка по кредиту составляет 2/3 ставки рефинансирования Центробанка. В начале 2010 года срок действия программы истек. Правительство обещало продлить программу, но возникла пауза. Банки приостановили выдачу льготных автокредитов, возобновив работу в этом направлении только после официального продления программы.

Новость о возобновлении действия программы в автосалонах Бурятии встретили позитивно. В автосалонах, продающих отечественные автомобили, снова наплыв покупателей. Дело в том, что в программе произошли изменения. Ранее стоимость машин, которые вошли в не очень большой список Минпромторга, не превышала 350 тыс. рублей. В этом году действие программы распространилось на 50 моделей автомобилей, а стоимость автомобиля увеличилась до 600 тыс. рублей. В перечень попали новые отечественные автомобили и иномарки, собранные в России, такие как Chevrolet Niva, Chevrolet Cruze, Fiat Albea, Fiat Doblo, Fiat Ducato, Ford Focus, Kia Spectra, Reno Logan, а также Hyundai Sonata, Hyundai Accent.

В этой связи количество заявок возросло. До 100 увеличилось количество банков, участвующих в программе. Условия остаются прежними: минимальная величина предоплаты за приобретаемые автомобили должна составлять 15% от их стоимости. Максимальный срок, на который выдается кредит, составляет три года. За 2009 год льготой воспользовались чуть более 71 тыс. человек. Хотя, по планам Минпромторга, банки должны были выдать до 100 тыс. кредитов. В текущем году планируется реализовать свыше 120 тыс. автомобилей. Государство на эти нужды выделило 1 млрд рублей.

В Бурятии льготный автокредит можно получить в Сбербанке, «ВТБ 24», «Русфинанс банке». Пакет документов во всех банках практически одинаковый (справка 2-НДФЛ, копия паспорта и трудовой книжки), а вот ставки по кредитам разные. Это связано с тем, что ставка по льготному кредиту определяется как разность между действующей ставкой по автокредитам предприятия и ставкой, которую возмещает государство. А базовая ставка по автокредиту во всех банках различная. Например, в «Русфинанс банке» колебания процентной ставки наиболее высокие – от 12,17% до 17,67%.

В «ВТБ 24» ставки по кредиту на зарубежные автомобили российской сборки и на отечественные авто разные. Дешевле приобрести иномарку, ставка составит 10,33%, а ставка на отечественные автомобили на один процент выше.

Наиболее низкая ставка по льготному автокредиту в Сбербанке – 9,33%. Для получения кредита в банке супруг должен выступить поручителем в случае, если кредитор состоит в браке, для холостых и незамужних поручитель не требуется. Залогом будет служить приобретаемый автомобиль, который нельзя продавать до погашения кредита. Кроме того, необходимо оформить страховку.

Из 50 автомобилей, представленных в списке Мипромторга, которые можно приобрести по программе субсидирования автокредитов, в Бурятии можно найти большинство моделей. В Рено Центре – Renault Logan. Стоимость автомобиля в базовой комплектации (объем двигателя – 1,4 л; 75 л.с.) составит 332 900 рублей. В Форд Центре – Ford Focus в любой комплектации, на любой цвет и вкус. Трехдверный хетчбэк базовой комплектации обойдется покупателю в 439 тыс. рублей. В новом автоцентре «Стрела» в продаже были Chevrolet Cruze.

ООО «БурятМоторс» предлагает всю линейку ВАЗ, УАЗ, ГАЗ, ИЖ, а также Chevrolet Cruze, Hyundai Sonata, Hyundai Accent. По словам одного из сотрудников компании, автомобилей постоянно не хватает, потому что спрос очень высокий. Спрос на «Ладу» остался прежним. Практика продаж показывает, что россияне по-прежнему отдают предпочтение иномаркам.

Не для Бурятии

С 8 марта начала действовать еще одна госпрограмма. Согласно распоряжению правительства России, любой владелец подержанного автомобиля весом не более 3,5 т старше 10 лет и зарегистрированный на последнего владельца сроком не менее года может обменять свое авто на ваучер номиналом 50 тыс. рублей, который можно использовать для покупки автомобиля отечественной сборки.

В перечень автомобилей, которые можно будет приобрести, входят все модели ОАО «АвтоВАЗ», ОАО «УАЗ» (в том числе внедорожники Hunter, Patriot, Pickup), Volga Siber (ОАО «ГАЗ»), Kia Spectra и Sorento (ОАО «ИжАвто»), Hyundai Sonata, Accent, Santa Fe (ООО «ТагАЗ») и ТагАЗ Road Partner, Tager, LC100.

Пункты по утилизации, по официальным данным, расположены в 43 регионах России. Тюмень и Владивосток – ближайшие города, где работают пункты приема старых автомобилей. На сайте Минпромторга был опубликован перечень торговых организаций, имеющих право принимать у населения ваучер. В список вошли и улан-удэнские автодилеры – «БайкалМоторс», «БурятАвто», «Форд Центр Редут», «БурятМоторс».

Однако новая программа в Бурятии не работает, хотя в местные автосалоны уже обращаются желающие обменять авто на ваучер. Проблема в том, что дилеры пока не знают, что делать со старыми автомобилями. По словам замдиректора, можно перегонять автомобили в другие регионы. Но дело упирается в цену вопроса: государство выделяет на утилизацию всего 5 тыс. рублей. Президент Бурятии Вячеслав Наговицын поручил министру по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства РБ Сергею Козлову оперативно решить, какая организация будет заниматься утилизацией старых автомобилей. При этом высок риск не успеть с реализацией программы, так как она рассчитана до 1 ноября.

На практике, автовладелец при сдаче старого – покупке новогосэкономит около 40 тыс. рублей, остальные деньги уходят на затраты связанные с утилизацией. По мнению редактора журнала «Автомания» Тимура Бадмаева, некоторым автовладельцам в такой ситуации выгоднее продать свое авто на рынке, они получат за это больше денег. Получается, что программа рассчитана на тех, кто пожелает затратить силы на сдачу автохлама за 40 тыс. рублей в Тюмени или Владивостоке.

Светлана Раднаева

Кол-во просмотров: 2563

Поделиться новостью:


Поделиться: