Защити свои права!

Ежегодно 15 марта международная общественность отмечает Всемирный день защиты прав потребителей. Празднование этого дня вошло в историю после выступления президента США Джона Кеннеди 15 марта 1962 года в Конгрессе США, где он впервые охарактеризовал понятие «потребитель» и выделил четыре основных права потребителя. В России Всемирный день защиты прав потребителей отмечается с 1994 года.
Общество |

Ежегодно 15 марта международная общественность отмечает Всемирный день защиты прав потребителей. Празднование этого дня вошло в историю после выступления президента США Джона Кеннеди 15 марта 1962 года в Конгрессе США, где он впервые охарактеризовал понятие «потребитель» и выделил четыре основных права потребителя. В России Всемирный день защиты прав потребителей отмечается с 1994 года.

В настоящее время Всемирная организация союзов потребителей выделяет восемь основных прав потребителей: право на удовлетворение основных нужд, на безопасность, на информацию, на выбор, на выражение интересов потребителей, на возмещение или удовлетворение основных претензий, на потребительское просвещение, на здоровую окружающую среду.

С каждым годом в отделе защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора Бурятии отмечают рост количества обращений. Это связано с повышением уровня потребительских знаний среди населения республики и стремлением к их защите. «Правовой нигилизм постепенно уходит в прошлое, люди начинают осмысленно приобретать товар. Естественно, существует оборотная сторона. Качество реализуемых товаров и предоставляемых услуг вызывает определенные вопросы, но мы над этим работаем», – сообщил «Новой Бурятии» начальник отдела Баир Ботоев.

По данным отдела, в 2008 году было более 3,5 тыс. обращений граждан по республике, а в 2009 году уже около 6 тыс. обращений. Большая их часть связана с защитой прав потребителей (88%). Актуальными остаются обращения, связанные с санитарно-эпидемиологическим благополучием (12%). Специалисты Роспотребнадзора отмечают, что больше всего нарушений было связано с торговлей: «Торговля у нас «впереди планеты всей» – это и низкое качество продовольственных и непродовольственных товаров, как и качество предоставления услуг». Поэтому по-прежнему нередки случаи, когда приобретенную технику не принимают на гарантийный ремонт. Часто можно услышать истории о том, как кто-то из родных или знакомых купил товар с истекшим сроком годности или ненадлежащего качества. В такой ситуации, когда права потребителя ущемляют, может оказаться каждый.

В подобном случае в первую очередь необходимо обратиться в торговое предприятие с претензией. Если эта мера не решает вопроса, можно обратиться за бесплатной консультацией, где вам подскажут, как действовать именно в вашем случае дальше. В Бурятии для этого действуют несколько телефонов горячей линии Управления: 41-49-25, 41-34-89. Можно обратиться и по бесплатной горячей линии: 8-800-350-00-15.

Кроме того, в Улан-Удэ работает Республиканский многофункциональный центр для обращения граждан по адресу: ул. Ключевская, 76 «а», кабинет 114 «а». Справки по телефону 28-72-87. Максимальный срок рассмотрения письменной жалобы в отделе по защите прав потребителей – 30 дней. Обычно, по словам начальника отдела, вопрос решается за 15-20 дней.

Для того чтобы не быть обманутым, необходимо быть бдительным, внимательным и требовательным потребителем. Надо обращать внимание на наличие элементарных вывесок и уголков потребителя в магазинах и заведениях, ценники на товарах должны быть единообразными. При покупке техники необходимо посмотреть на изделие в рабочем режиме.

В этом году Всемирный день зашиты прав потребителей посвящен вопросам защите прав в сфере финансовых услуг. Праздник в России проходит под девизом «Наши деньги, наши права». Эта область также остается проблемной. Например, при получении кредитов по-прежнему существует большая вероятность введения клиентов в заблуждение со стороны банков. Во избежание этого при заключении кредитного договора необходимо внимательно изучить его полностью. Кроме того, нужно помнить, что для оформления кредита банк не вправе заставлять потребителя застраховывать жизнь или брать плату за открытие и ведение счета. «Человек приходит в банк, чтобы получить деньги, а не для того, чтобы получить какую-либо другую услугу. Если в договоре есть эти пункты, потребитель вправе потребовать их исключения либо оспорить их в суде», – сообщил Баир Ботоев.

Также признаны нарушающими права потребителя условия кредитного договора о возможности одностороннего изменения условий кредитования со стороны банка или если в договор включено условие по рассмотрению возникающих споров по месту нахождения кредитной организации.

Светлана Раднаева

Кол-во просмотров: 3466

Поделиться новостью:


Поделиться: