Как выбирают профессию

Как правильно выбрать профессию? Этот вопрос задают себе многие выпускники школ, ведь от этого выбора может зависеть вся дальнейшая жизнь.
Общество |

Как правильно выбрать профессию? Этот вопрос задают себе многие выпускники школ, ведь от этого выбора может зависеть вся дальнейшая жизнь.

Выбрать профессию – это не столько выбрать себе работу, сколько выбрать образ жизни. Выбор будет удачным только тогда, когда выпускнику удастся совместить «хочу», «могу» и «надо».
«В советское время проще было. Мы знали, кто куда пойдет. Стабильность была. Сейчас все сложнее. Склонности у моего сына больше гуманитарные, но и по математике неплохие оценки. Подадим документы в разные вузы. А там будем выбирать. В крайнем случае в БГУ останется. Сам он хочет на юриста поступать. Они сейчас все хотят на экономистов да на юристов. Только потом кому они нужны будут? Я бы предпочла, чтобы он стал инженером», – рассуждает мать выпускника этого года Людмила Николаева.

Кем быть: ассенизатором или ресепсионистом

В России насчитывается более 6 тыс. профессий, и каждая предъявляет к выпускникам разные требования. Одни профессии требуют от человека силу и ловкость, другие – ум или скорость реакции, третьи – общительность, аккуратность или сдержанность.

Одна из учениц 9 класса сказала, что после сдачи государственной аттестации будет работать «ресепсионисткой». Выяснилось, что это что-то вроде секретарши, т.е. девушка на ресепшене. Появилось большое количество новых и необычных названий для профессий: риэлтор, мерчендайзер, маркетолог и другие. «Дети часто не понимают, чем занимается тот или иной специалист. Я однажды спросила, чем занимается ассенизатор? Никто не ответил правильно. Кто-то считает, что это музыкант или еще что-то в этом роде. Детям нравится само звучание слова. В большинстве своем ученики очень плохо информированы о том, что входит в обязанности того или иного специалиста», – сообщила школьный психолог Марина Васильева.

Грамотно выстроенная профориентационная работа позволяет решать многие насущные проблемы в период школьного обучения, особенно в старших классах. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни (прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегает школьников от необдуманных шагов, от глупостей и соблазнов.

Проблема нашего времени

Пока школьная профориентация переживает не лучшие времена. «Во многих психологических и педагогических вузах, где готовят школьных психологов, профориентация преподается очень слабо, а то и вовсе отсутствует в учебных программах», – рассказала психолог Анна Клименко.

Во многих школах психологи профориентацией подростков не занимаются, ограничиваясь работой с младшими классами в режиме обычных психодиагностических обследований и психокоррекции, привязанной лишь к школьной успеваемости и общепсихологическому развитию ученика. И хотя такой вариант психологической работы все-таки лучше, чем никакой, но специалисты называют такую работу все-таки профанацией. Еще хуже обстоят дела в сельских школах, где психологов либо вообще нет, либо их заменяют неспециалисты.

Профориентация в действии

Однако в ряде школ педагоги прекрасно понимают, что именно профориентационная работа является стержнем всего образовательного процесса. Именно она должна школьнику помочь в ответе на вопрос, зачем он вообще учится? Примером такой школы в Улан-Удэ может служить гимназия № 14. «Знания не усваиваются, если они не применяются на практике», – заявила специалист по профориентационной работе гимназии и педагог с 30-летним стажем Лидия Борисова. По ее словам, профориентационная работа с детьми начинается уже с пятого класса. Проводятся классные часы с приглашением представителей разных профессий. Школьников вывозят на экскурсии. «Мы показываем цеха ЛВРЗ и приборостроительного завода, демонстрируем, чем занимаются повара, парикмахеры, бармены, гиды. С 8 класса начинается углубленное изучение предметов. Дети занимаются в языковом, лингвистическом, математическом, эстетическом или экологическом классах. В 10 классе дети имеют право перейти в любой другой профильный класс», – сообщила Лидия Борисова.

Гимназия тесно сотрудничает с вузами республики. «В последнее время дети стали чаще поступать в улан-удэнские вузы на бюджетные места. Это связано с тем, что они заранее планируют получить первое бесплатное образование здесь, а второе уже в других городах», – сообщила Лидия Борисова. Тесные связи гимназия поддерживает также с ТГУ, НГУ и Высшей школой математики в Новосибирске.

Родительская воля или собственная

Главная задача профориентации дать ученикам возможность осознанного выбора. Ведь перед ними стоит сложная дилемма. С одной стороны, выпускники часто сталкиваются с чрезмерным давлением родителей. Многие дети выбирают не те специальности, к которым они сами склонны, а те, которые их родители считают наиболее перспективными.

С другой стороны, дети склонны переоценивать свои возможности и могут сами ошибиться в выборе профессии и в результате бросают университеты. Хорошо если ребенок просто ищет себя, и у него достаточно способностей. Однако за обучение платят родители, а для них это может оказаться бесполезной тратой денег.

Чтобы выяснить, к какой сфере деятельности склонен ребенок, существует огромное количество тестов. Наиболее эффективны, по мнению психологов, дифференциально-диагностический (ДДО) опросник Климова и традиционный тест Дж. Холланда. Впрочем, к итоговым результатам любого теста относиться следует критически. А во многих случаях для серьезной оценки своих качеств требуется «живая» консультация психолога.

Юлия Мисюркеева

Кол-во просмотров: 2880

Поделиться новостью:


Поделиться: