В зоне отчуждения

В настоящее время на специализированном учете МВД по Бурятии состоят 1 836 лиц без определенного места жительства.
Общество |

В Улан-Удэ легко ощутить себя представителем элиты. В погожие дни на улицах города появляются многочисленные бомжи.

И любой прилично одетый горожанин, старательно обходящий этих людей, причисляет себя к элите и не думает при этом, что у любого, в том числе и у него, есть возможность пополнить их нестройные ряды. Ведь вероятность потери здоровья и трудоспособности из-за алкоголя, жилья из-за трудной ситуации есть у каждого.

При проведении Всероссийской переписи населения осенью 2010 года за учет лиц без определенного места жительств будут отвечать милиционеры Бурятии. По официальным данным, в республике идет увеличение количества бомжей. В настоящее время на специализированном учете МВД по Бурятии состоят 1 836 лиц без определенного места жительства. И это только официальная статистика. Специалисты утверждают, что в последнее время ряды бомжей стабильно пополняют выходцы из сельских районов. Основная причина того, что человек становится лицом без определенного места жительства, – алкоголизм. От хронического алкоголизма страдает каждый сотый житель Бурятии. Ежегодно от причин, связанных с употреблением спиртных напитков, гибнет несколько тысяч человек.

Бомжи – трудоспособные мужчины

– По сравнению с прошлым годом число людей без определенного места жительства увеличилось на 100 человек. И это несмотря на естественную убыль, – сообщила старший инспектор управления организации деятельности участковых уполномоченных милиции и подразделения по делам несовершеннолетних МВД по Бурятии, капитан милиции Наталья Иванова. Под естественной убылью понимается смерть. Бомжи чаще всего погибают зимой и осенью. С 1 января по 1 мая этого года сотрудниками милиции было обнаружено и поднято 56 тел без признаков насильственной смерти. «Каждый год мы проводим операцию «Бомж». Милиционеры делают дактилоскопирование, фотографируют и составляют опознавательные карты на доставленных граждан. Подобные мероприятия впоследствии помогают нам устанавливать личности неопознанных тел», – сообщила Наталья Иванова.

Бомжи обычно находятся в наиболее оживленных местах Улан-Удэ: на Центральном рынке, у «Сагаан морина», на площади Банзарова, железнодорожном вокзале. Там, где есть возможность выпросить деньги у прохожих и найти себе пропитание. «Вся теплотрасса, начиная от Центрального рынка до площади Советов, занята бомжами. Мы пытались заваривать люки, но через некоторое время они их снова открывают», – рассказала Наталья Иванова.

По словам специалистов, в основном в Бурятии бомжуют мужчины вполне трудоспособного возраста. В последнее время количество бомжей стабильно увеличивается за счет выходцев из сельских районов. Сельчане из-за тяжелых экономических условий в районах республики переезжают в город, где не могут себя реализовать и начинают спиваться. Ведь, по мнению специалистов, алкоголизм это первый шаг к тому, чтобы стать лицом без определенного места жительства. Каждый сотый житель Бурятии страдает хроническим алкоголизмом. Ежегодно от причин, связанных с употреблением спиртных напитков, гибнет несколько тысяч человек. Об этом говорится в республиканской доктрине оздоровления общества. Высокий уровень распространения алкоголизма в этом документе называется одной из главных угроз здоровью населения Бурятии.

Ряды бомжей пополняют и воспитанники детдомов. Их без предоставления жилья по достижении определенного возраста выпускают в никуда. До сих пор в милиции помнят случай, когда при проведении Всероссийской переписи населения в 2002 году сотрудниками МВД по Бурятии была выявлена целая семья бомжей. На тот момент 18-летний выпускник детдома проживал с 20-летней девушкой в люке рядом с медицинским колледжем. Девушка ушла от родителей, а у молодого человека не было жилья. «Они жили в люке и воспитывали двоих детей: 4-летнего мальчика и 2-месячную девочку», – сообщила Наталья Иванова.

Среди бомжей много бывших заключенных. В настоящее время в доме ночного пребывания находится мужчина, который провел за решеткой в общей сложности 22 года. До тюрьмы он работал на приборостроительном заводе. У него была семья и двое детей. «Сел я в советской России, а освободился в абсолютно другой стране. Когда был в тюрьме, родственники перестали поддерживать со мной связь. Выписали из квартиры, – рассказал он свою горестную историю. – После освобождения я сразу пришел сюда, еще в тюрьме я знал, что есть такое учреждение. Я хочу устроиться сторожем где-нибудь в тихом месте. Не хочу никого видеть»

Дом для ночлега

Дом ночного пребывания в Улан-Удэ работает на протяжении десяти лет. Здесь есть две формы работы с гражданами: с предоставлением и без предоставления ночлега. Содержание одного бомжа в день обходится государству в 500 рублей. На ночлег принимают совершеннолетних мужчин, которые могут самостоятельно себя обслуживать. Всего в социальном учреждении 31 койко-место. В среднем за год в дом ночного пребывания обращается более тысячи бомжей.

Лица без определенного места жительства имеют право жить в доме ночного пребывания бесплатно ровно месяц. По истечении этого срока он должен вносить частичную оплату из расчета доходов. За каждым человеком закреплен специалист. По словам сотрудников дома ночного пребывания, когда бомж приходит в различные инстанции за любой справкой, то с ним либо не разговаривают, либо «отфутболивают». «Мы буквально ходим с ними за ручку. Помогаем получить документы, оформить временную прописку, найти работу. Но, если по истечении этого времени человек не работает и не проявляет желания к нормальному образу жизни, мы ничем помочь ему не сможем», – сообщила заведующая сектором реабилитации и адаптации лиц без определенного места жительства дома ночного пребывания Евгения Ральян.

За четыре месяца 2010 года в дом ночного пребывания обратились 322 человека. Из этого числа было трудоустроено 47 граждан. «15-20% обратившихся к нам устраиваются на работу. Самое главное, было бы желание. Ведь они в основном низкоквалифицированные работники, которые между тем вполне востребованы на нашем рынке труда», – отметила Евгения Ральян.

Сколько людей, столько и судеб

Специалисты дома ночного пребывания выделяют три категории бомжей. Первая – это совсем опустившиеся люди, которых полностью устраивает такой образ жизни, их невозможно переделать. «В Советском районе проживает более 200 человек, мы их выявляем, приглашаем к нам. Не идут. Говорят, что им и так хорошо», – рассказала Евгения Ральян.

Вторая категория – эти люди, которые находятся на грани. Третья – жители республики, которые живут за чертой бедности, но хоть как-то пытаются выжить в сложной жизненной ситуации. «Сколько людей, столько и судеб. К нам попадают разные люди: писатели, журналисты, бывшие сотрудники милиции, бизнесмены, ученые, – рассказала Евгения Ральян. – Бывают различные ситуации. Люди становятся бомжами, к примеру, после продажи квартир мошенникам, конфликта в семье, личной трагедии. Люди срываются, теряют веру в завтрашний день и оказываются за обочине жизни».

Продолжительное время в доме ночного пребывания проживал бывший бизнесмен. Раньше он был владельцем фирмы. До занятия бизнесом он работал в «Бурятзолото». Имеет высшее образование. Во время очередной деловой поездки у него произошел инсульт. Пока бизнесмен лечился в больнице, родственники продали все его имущество. В суде он не смог доказать свою правоту и после больницы оказался на улице.

– В наше тяжелее время люди загружены собственными проблемами. Хотя все равно подают местным попрошайкам, – сообщил сотрудник дома ночного пребывания. – Был у нас случай, когда одна семья каждое утро привозила и сажала на одно и то же место человека. А вечером его увозила. Он, таким образом, содержал семью. Когда мы ему предложили поселиться в доме-интернате, он категорически отказался.

Среди бомжей немало людей с высшим образованием. К примеру, один научный работник республики выиграл грант и должен был ехать в Данию. Но запил, потерял документы и в итоге оказался лицом без определенного места жительства. Он преподавал историю английского языка, занимался авиамодельным спортом, работал в отделе техники переводов в крупной компании.

Недостаточное внимание

В Бурятии в 2008 году между 11 министерствами и ведомствами было подписано соглашение по профилактике бродяжничества и реабилитации лиц без определенного места жительства. По соглашению каждое ведомство должно вносить свой вклад в ликвидацию бродяжничества. Однако, по словам специалистов, республиканские власти недостаточно занимаются проблемой бродяжничества. Во многих семьях происходят конфликты из-за жилья, в результате которых на улице оказываются пожилые люди. «Нужно уменьшать число больных алкоголизмом. Нужно как можно меньше травмировать психику людей. Этим вопросам необходимо уделять внимание», – сообщила социальный психолог Людмила Трифонова.

В Николаевском храме на вокзале священнослужители обеспечивают бомжей горячим питанием. «Мы планируем развивать в республике благотворительность. В идеале при каждом храме мы откроем такие кухни», – сообщила пресс-секретарь Улан-Удэнской и Бурятской епархии Марина Алисова.

В последнее время наблюдается рост жестокости по отношению к бомжам. Недавно подростки избили, раздели и скинули в люк одного бомжа, в результате чего он повредил себе спину. У этого гражданина нет пальцев на ногах. «Сейчас молодежь пошла жестокая. Раньше такого не было. Я ведь ничего им не сделал. Просто шел. Меня избили из-за того, что я бомж. А еще смеялись при этом. Знают ведь, что за это им ничего не будет», – сообщил мужчина. «Не надо забывать, что каждый человек может оказаться в данной ситуации. Существует немало случаев, когда человека подло обманывают и он оказывается на улице, но при этом остается человеком. Но многие слабовольны, и, лишившись важного, они опускают руки, а отсюда развод, потеря близких, нежелание общаться, человек просто перестает быть нужным обществу», – сообщила Людмила Трифонова.

Елена Дамбинова

Кол-во просмотров: 2712

Поделиться новостью:


Поделиться: