Улан-Удэ загоняют в прошлый век

Программу доведения населения Улан-Удэ до 700 тыс. человек правительство Бурятии предлагает реализовать за счет выделения земельных участков для индивидуального строительства. Таким образом, горожан загоняют в прошлый век, считает архитектор Александр Яковлев.
Общество |

Программу доведения населения Улан-Удэ до 700 тыс. человек правительство Бурятии предлагает реализовать за счет выделения земельных участков для индивидуального строительства. Таким образом, горожан загоняют в прошлый век, считает архитектор Александр Яковлев.

Только в этом году городские власти намерены по программе «бесплатные лес и земля» раздать порядка 600 участков – они уже сформированы, готовятся документы на землю. Естественно, потребности всех нуждающихся это не удовлетворит, соответственно придется увеличивать количество участков и пока, к сожалению, за счет «зеленых зон».

– Сегодня вырубается прекрасная сосновая зона на Аршане, уже пострадала Верхняя Березовка, в городских районах сокращается количество зеленых насаждений. Город постепенно лишается «легких», а горожане получают еще один риск для здоровья, – отметил архитектор.

Справка

Согласно данным главной геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова при Росгидромете, 68% городского населения Бурятии проживает в населенных пунктах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения воздуха. В столице Бурятии отмечен заметный рост концентрации взвешенных веществ — смеси из пыли, золы, сажи, дыма, нитратов и других твёрдых веществ, находящихся в атмосфере. Образуются они в результате сгорания всех видов топлива, а также при производственных процессах. Попадая в дыхательную систему человека, они приводят сначала к нарушению дыхания, а затем и кровообращения. Особенно чувствительны к ним астматики, сердечники, старики и дети – их лёгкие быстро всасывают мелкие частицы взвешенных веществ, составляющие от 40 до 70% их общей массы.

Впрочем, риск составляет не только загрязнение атмосферы – постоянная сейсмическая активность должна предусматривать надежность возводимых зданий. Как отметил г-н Яковлев, при этом необходимо задумываться и об укреплении самих строительных площадок. «Например, дом, который в народе прозвали кубик-рубик (ул. Бабушкина, 32), постепенно съезжает вниз. Виноват в этом песок – дом построен на песчаной почве, которую постоянно размывают подземные воды. В итоге дом проседает».

Решить проблемы можно только целенаправленно, считает архитектор, для этого необходим генеральный план развития города, который бы основывался на полном знании всех взаимосвязанных аспектов. И власти не должны отстраняться от руководства развитием, в том числе нести ответственность как за строительство инфраструктуры, так и за безопасность горожан. Сегодня же власти, как городские, так и республиканские, предлагают улан-удэнцам самим нести эту обязанность. «Именно так сегодня можно рассматривать желание властей увеличить население за счет выдачи бесплатных земельных участков. Получается, что в итоге из всех благоустройств у улан-удэнцев будет только электричество. А электроэнергия в Бурятии дорогая, за счет нее нельзя сделать дом благоустроенным, как в других регионах», – подчеркнул архитектор.

В то же время по планам 20-летней давности была рассчитана максимальная емкость столицы Бурятии – чтобы оставаться комфортным для горожан, город не должен превышать 500-тысячный рубеж. И именно под эту цифру проектировалось строительство 100-х кварталов – они планировались как стотысячники с полной инфраструктурой: школами, детскими садами, централизированным отоплением и водоснабжением. «Все инженерные коммуникации в юго-восточном направлении заведены с таким расчетом. Но сегодня развитие этих микрорайонов фактически остановлено. Вместо строительства благоустроенных многоквартирных домов городские власти развернулись в сторону индивидуального строительства, а собственный дом во всем мире считается дорогим удовольствием», – отметил г-н Яковлев.

Еще одним негативным последствием ухода в частный жилой сектор является рост тарифов на ЖКУ. Сети изначально рассчитаны на поставку услуг определенному количеству жителей, в настоящее же время эти расходы ложатся на плечи уже подключившихся горожан. В итоге растут тарифы.

Меняется и внешний облик города – «большая деревня» становится еще больше, электрические сети не справляются с нагрузкой, не успевает транспорт. Отсюда вытекает и напряженная социальная обстановка.

Выход может быть только в планомерном развитии города с обеспечением его полной инфраструктурой: инженерными сетями, объектами соцкультбыта, транспортной составляющей. «И не надо гнаться за миллионом, Улан-Удэ в силу в том числе и географической структуры этого не может себе позволить», – резюмирует архитектор.

Кол-во просмотров: 1776

Поделиться новостью:


Поделиться: