Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

Июньскую сессию Народного Хурала Бурятии многие ждали как финального аккорда в скандале с «РАЛИКом».

Одни верили, что министр сельского хозяйства Александр Манзанов и его подшефный Александр Перевалов наконец-то расскажут, как они освоили средства федерального бюджета. Другие надеялись, что депутаты по итогам работы прокуратуры и Счетной палаты укажут-таки на дверь зампреду по экономическому развитию Александру Чепику, чья тень незримо витает над «РАЛИК». Но не случилось…

Скорее вышло даже наоборот – президент показал народным избранникам «кто в доме хозяин».

Едва появившись в Бурятии после весьма продолжительного отпускного отсутствия, Вячеслав Наговицын взял «РАЛИК» под свою опеку. Сначала была проведена встреча главы республики с главами парламентских фракций, как всегда при закрытых дверях. А после его отповеди на сессии Народного Хурала депутатам просто пришлось согласиться на выделение 52 млн рублей для компенсации части стоимости высокотехнологичной техники по договорам лизинга. И только самый недогадливый не знал, что эти средства будут направлены на решение проблем все того же «РАЛИКа» – компания рассчитается с налоговой. Весенний политический сезон обострения вместо обещанного восклицательного знака закончился многоточием – единожды «поставив на вид», депутаты будут добиваться своего, вероятно, осенью.

Не смогли отказать

На сессии отчетливо были видны попытки правительства защитить главных действующих лиц скандала от депутатских вопросов. Так, в ходе обсуждения повестки вице-премьер Иннокентий Егоров попросил заменить докладчика по итогам реализации программы социально-экономического развития Бурятии. Вместо заявленного зампреда по экономическому развитию Александра Чепика с докладом об успехах республики выступила министр экономики Татьяна Думнова. А в ходе обсуждения собственно вопроса о субсидиях, несмотря на требования депутатов на трибуну так и не вышел министр сельского хозяйства Александр Манзанов. На вопросы депутатов вызвался ответить президент Бурятии Вячеслав Наговицын.

Глава республики отметил, что увязывать предлагаемые изменения в бюджет и уже начавшую работать схему агролизинга не совсем правильно.

- Запрашиваемые 52 млн рублей – это схема поддержки сельхозпроизводителя. В прошлом году хозяйства уже получили компенсацию по аналогичной схеме. Неважно, как приобретена техника – через лизинговую компанию, напрямую или еще по какой-то схеме. Предприниматель имеет право получить компенсацию части стоимости техники. Если в дальнейшем бюджет позволит, то мы с удовольствием увеличим эту схему поддержки селян, – заметил президент.

Впрочем, на главные вопросы, которые озвучил депутат Сергей Мезенин: «почему закупили трактора по столь высокой цене», и главное: «что будет дальше и куда все-таки будут направлены запрошенные средства» – ответы так и не были озвучены. И, несмотря на то, что профильный – бюджетный комитет не поддержал поправку, депутаты большинством проголосовали «за». Против выступило шесть человек – коммунисты во главе с Вячеславом Мархаевым, который озвучил позицию фракции и двое их поддержавших, еще два депутата воздержались, а семеро предпочли и вовсе не голосовать.

К слову, на этой же сессии разыгралась настоящая человеческая трагедия – вторая жертва РАЛИКа. Был уволен аудитор Счетной палаты Ойдоп Гармаев, проводивший проверку деятельности ОАО «РАЛИК». В отличие от экс-замминистра Николая Доржиева, которого уволили по статье, Гармаева отправили в отставку по собственному желанию.

Отстояли Конституцию

Впрочем, депутаты все-таки «побряцали оружием» – народные избранники отказались предоставить избирательной комиссии Бурятии право законодательной инициативы. По замыслу инициаторов законопроекта, эти изменения помогли бы оперативно реагировать на изменения в избирательном законодательстве. Для этого депутатом пришлось бы изменить основной закон республики – Конституцию.

Как отметили разработчики, региональные парламенты имеют право наделять законодательной инициативой государственные органы власти. В настоящее время правом такой инициативы в Бурятии обладают сами депутаты, президент, правительство, представительные органы местного самоуправления, конституционный, верховный, арбитражный суды, а также прокуратура.

В качестве аргумента были приведены примеры ряда российских регионов, где избирательные комиссии имеют такие права. В большинстве российских регионов избиркомы наделены такими правами. Однако депутаты не согласились. Особенно активно возражал депутат Владимир Гейдебрехт: «Это наши полномочия, а мы их пытаемся раздавать. Я считаю, что это неправильно. Тем самым мы снимаем с себя груз ответственности. У избиркома и так много полномочий, почему мы должны давать им что-то еще?»

Еще более резко, но с других позиций выступил депутат Степан Калмыков: «Конституция республики – это основной закон. И в него постоянно вносить изменения – это совершенно неправильно. Он не должен изменяться в связи с какой-то конъюнктурой. Я, в принципе, против регулярных и постоянных попыток внести изменения в Конституцию»

В итоге законопроект был отклонен. Против его принятия проголосовали 36 из 52 присутствующих. Только 11 высказались – за.

- Законодательство требует решений на основании реальных вещей. Кто реально владеет избирательной практикой? Это члены комиссии. А депутаты этого не осознают. Они рассматривают это в том ключе, что у них что-то отбирают. Избирательная комиссия от этого решения ничего не теряет. Мы как работали, так и будем работать, – так оценил свое поражение глава избиркома Бурятии Дмитрий Ивайловский.

Позаботились о близких

На второй день сессии депутаты провели весьма значительные изменения в расходах на содержание, как самого Народного Хурала, так и Счетной палаты при республиканском парламенте в 2011 году. В среднем заработные платы сотрудников двух аппаратов будут увеличены на 10%. Вернее, как не раз уточняли депутаты, увеличение лишь предусмотрено в соответствии с федеральным законодательством. На деле же в бюджет 10%-ное увеличение не заложено. При этом как заявил спикер Народного Хурала Матвей Гершевич, повышение не коснется самих депутатов. Речь идет в первую очередь о помощниках народных избранников и сотрудниках аппарата. Так на зарплату помощникам будет направлено 74,4 млн рублей.

Кроме того, увеличились расходы на выплаты страховых взносов – с 1 января 2011 года выплаты в ПФР, ФСС и ФОМС составят 34,2% вместо действующих сегодня 26%.

В целом, расходы республиканского бюджета на Народный Хурал и счетную комиссию составят в 2011 году 295,5 млн рублей.

При всем этом, парламентарии не стали увеличивать расходы на правительство. А именно на обязательную диспансеризацию государственных служащих. На эти цели правительство было намерено выделить 4,3 млн рублей. Однако депутаты заявили, что в условиях посткризиса и сокращения бюджетных расходов, такая статья расходов не выглядит целесообразной. «Да и вообще существуют масса профессий с повышенным уровнем риска, лучше тогда их представителей диспансеризировать», – заявил Владимир Гейдебрехт. Депутаты предпочли согласиться с коллегой и проголосовали «против».