Бурятия – лицом к миру

В Улан-Удэ недавно прошло немало знаменательных мероприятий: форумы, сессия IV Конвента монголов мира, которые сопровождались национальными праздниками и фестивалями. И это очень выгодный способ показать гостям солнечной республики, что называется, товар лицом. Это самое «лицо республики», таинственный имидж Бурятии до сих пор представляли собой группу неясных явлений. Однако весь этот сумбур образов теперь надо выстроить в единую систему.
Общество |

В Улан-Удэ недавно прошло немало знаменательных мероприятий: форумы, сессия IV Конвента монголов мира, которые сопровождались национальными праздниками и фестивалями. И это очень выгодный способ показать гостям солнечной республики, что называется, товар лицом. Это самое «лицо республики», таинственный имидж Бурятии до сих пор представляли собой группу неясных явлений. Однако весь этот сумбур образов теперь надо выстроить в единую систему.

Фестивальный сумбур

Прошедшие недавно массовые мероприятия – «Ночь ёхора», Сурхарбан и II Республиканский туристический этнофестиваль «Бурятия на Великом чайном пути» оставили разнообразные, почти полярные впечатления. «Ночь ёхора» поразила пришедших долгой задержкой, полной «импровизацией» и отсутствием хорошей организации в целом. Действо традиционного Сурхарбана было организованным и даже слишком спокойным: люди, сидя на стареньких трибунах ипподрома и просматривая «выходы» спортсменов, вскоре начали скучать. Часть их постепенно перемещалась в ту сторону, где проходил фестиваль «Бурятия на Великом чайном пути». Этот фестиваль, расположившийся за ипподромом, предстал перед горожанами и гостями действительно ярким, шумным и многогранным праздником. Там можно было ознакомиться с бытом и культурой народов Бурятии, с природными богатствами районов, приобрести национальные сувениры в «Городе мастеров».

Общее впечатление от фестиваля создалось неплохое, однако бросилась в глаза его явная перенасыщенность. Воссозданные мини-этнопоселения народов смешались с ярмаркой, а фоном для всего этого служили непрекращающиеся в течение шести часов презентации районов на сцене. Сложно было проследить за всем происходящим. Постоянно двигающийся поток людей и слишком громкий музыкальный фон не давали возможности сконцентрироваться на чем-то одном. Весь фестиваль, занимая небольшую площадь за ипподромом, к тому же напоминал «тусовку для своих»: иногородних туристов было немного, за ломящиеся от угощений национальные столы участники приглашали лишь друг друга и почетных гостей. Не был организован транспорт и, чтобы доехать до ипподрома и уехать обратно, люди толпами осаждали редкие автобусы маршрута № 37.

Фестиваль «Бурятия на Великом чайном пути» показал все этническое разнообразие республики

Больше брендов, хороших и разных

Несомненно, это хорошо, что подобные мероприятия вообще проводятся в нашем городе, особенно в то время, когда внимание российской и мировой общественности привлекается к событиям в республике. И ясно, что в республике достаточно «изюминок», творческих сил и энергии, чтобы привлечь внимание. Развивая отношения со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и развивая международный туризм на территории Бурятии, мы должны понимать: все то, чем богата и славится наша земля, необходимо преподнести правильно и в системе, а не сумбурно. Позиционирование республики в этом ключе – один из важнейших аспектов выстраивания имиджа.

Очевидно, что, помимо уникальной природы нашего региона, красоты Байкала, самобытность и разнообразие культур, национальные традиции – это то, на что теперь можно сделать ставку. Бурятии не хватает национальных, концептуально выстроенных брендов. Ранее в публикациях «Новой Бурятии» мы приводили пример эпоса «Гэсэр», пока не используемого в качестве такого бренда в полной мере.

Победитель родео на Сурхарбане получил в награду барана Фото: Герман Намжилов

Ведь, помимо развития основных брендов, связанных с Байкалом, природными и историческими памятниками, можно развивать и «суббренды»: буддизм и его святыни, национальные традиции отдельных народов. Более того, необходимо создавать и новые образы и бренды. Примером подобного может служить образ Белого старца – Сагаан убугун, недавно взятый на вооружение.

Он уже стал неотъемлемым персонажем зимних праздников и своеобразным «представителем» Бурятии. Теперь же в планах создателей образа построить для Белого старца целую «резиденцию» – круглогодичное жилище в реалистически воссозданном бурятском этнопоселении. Ведь существуют успешные примеры соседних регионов, например, якутский Чысхаан: он уже живет в собственном «ледяном доме», куда организуются специальные тематические туры, уже пользующиеся большой популярностью.

Но, поскольку Сагаан убугун является, в первую очередь, священным буддийским божеством, с позиционированием его в качестве полноценного туристского бренда все еще возникают закономерные сложности. В настоящее время компания «Спутник-Бурятия» ведет переговоры с Традиционной буддийской сангхой по поводу предполагаемого места для жилища старца. Это место должно соответствовать всем канонам буддизма, образ Белого старца должен быть принят и, прежде всего, истолкован правильно. Впрочем, благословение Пандидо Хамбо ламы получено, и в скором времени, будем надеяться, Сагаан убугун и его жилище станут еще одним символом Бурятии, олицетворяющим и достойно представляющим самобытную бурятскую культуру в целом.

Таким образом, в нашей республике достаточно не только природных богатств, но и богатств культурных: нам есть что показать, придумать и куда расти. Остается только пожелать, чтобы наши богатства были представлены достойно и, в лучшем смысле этого слова, были поставлены на календарный «конвейер». Теперь нужна единая концепция, ведь пока мы «сваливаем все в кучу», желая показать все и сразу.

Кол-во просмотров: 1613

Поделиться новостью:


Поделиться: