Старообрядцы Бурятии встречали митрополита Московского закрытыми дверьми

«Пастырский» визит в Бурятию главы Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) митрополита Московского и всея Руси Корнилия разжег тлеющий до сих пор костер разногласий в среде старообрядцев.
Общество |

«Пастырский» визит в Бурятию главы Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) митрополита Московского и всея Руси Корнилия разжег тлеющий до сих пор костер разногласий в среде старообрядцев.

Надежды немногочисленных местных сторонников митрополита на использование президентского «административного рычага» в разрешении юридического спора вокруг имущества Верхнеудинской православной старообрядческой общины пока не оправдались.

Удачей визита митрополита Корнилия в Улан-Удэ следует назвать «наведение мостов» в общении части старообрядцев с президентом Бурятии Вячеславом Наговицыным и мэром Улан-Удэ Геннадием Айдаевым, о встрече с которыми церковный иерарх высказывался в весьма восторженных тонах. Но, если президентский конференц-зал был гостеприимно открыт перед митрополитом, то двери всех действующих храмов старообрядцев-поповцев Бурятии были закрыты.

В настоящее время на территории Бурятии постоянные религиозные службы старообрядцев РПСЦ проходят в трех местах. В столице республики небольшая домовая церковь действует в доме причта Верхнеудинской православной старообрядческой общины на улице Ботанической. На этом же земельном участке уже возведено здание будущей церкви, которую достраивают члены этой общины. В 2007 году они вышли из подчинения главы РПСЦ и сейчас относят себя к «христианам РПСЦ, не поминающим митрополита Московского Корнилия».

Митрополит Корнилий: «Храм будет наш!»

Еще 3 года назад члены Верхнеудинской общины обустраивали выделенный им мэрией земельный участок в 20а квартале и рынком «Крестьянский», по соседству со строящимся «элитным» 2-хэтажным жилым комплексом. Фирма-застройщик предложила верующим обменять участок на равноценный в районе «Старой барахолки». В качестве компенсации за причиненные неудобства строители предложили старообрядцам бесплатно перевезти уже построенный верующими дом причта (дом для приходского священника и служителей храма – С.Б.) с домовой церковью. А заодно и построить новый храм из бруса. На новом месте фундамент и стены здания были возведены строительной фирмой «Байкалмет» в рекордный срок. Однако в конце 2008 года в дело строительства храма вмешался «мировой кризис» и здание уже почти 2 года стоит недостроенным.

- В «Байкалмете» от своих обещаний не отказываются, и нас не бросают, – сообщил «Новой Бурятии» исполнительный секретарь управления Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии старообрядцев-поповцев Алексей Карнаухов. – Время от времени, когда у фирмы появляются свободные деньги, сюда прибывает бригада рабочих и строительство продолжается.

В настоящий момент главная угроза строящемуся храму старообрядцев не мировой кризис, а аппетиты московского руководства РПСЦ, считающего будущий храм «своим».

– Юридически это наш храм. – заявил 2 сентября на пресс-конференции митрополит Корнилий. – Документы на него все оформлены, вчера мне их показали. Храм сейчас достраивается, процесс идет. В недостроенном храме мы не молимся, но как достроят, это будет наш храм, а вас (журналистов – С.Б.) мы пригласим на освящение!

Протоиерей Елисей: «Мы выиграли пять судов!»

В среде старообрядцев Бурятии главу РПСЦ митрополита Корнилия часто называют «вторым Никоном», или «засланным казачком» от официальной Русской православной церкви Московского патриархата – С.Б.). По словам старообрядцев, большая часть староверов Бурятии не принимает авторитет митрополита Корнилия (Титова).

Улан-удэнские старообрядцы встали на защиту своей святыни — строящегося храма

- Сегодня в РПСЦ принят типовой Устав Московской митрополии. Этот устав является неканоничным, но, тем не менее, он зарегистрирован государством, – рассказал протоиерей Елисей Елисеев, управляющий делами Иркутско-Амурской епархии. – Согласно этому уставу, митрополит Московский практически является собственником всего имущества церкви. В Улан-Удэ этот устав старообрядцами не принят, а принят другой, нетиповой устав Верхнеудинской православной старообрядческой общины, благодаря которому он (митрополит Корнилий – С.Б.) не может выгнать нас из нашего помещения. Мы прошли уже пять судов, в том числе дважды в Верховном суде Бурятии, и все судебные решения подтверждали наше право распоряжаться имуществом нашей общины.

1 сентября в день приезда в столицу Бурятии митрополита Корнилия на территории старообрядческого храма готовились к приезду «нежданного гостя».

- Здесь митрополита Корнилия будут ждать закрытые двери, потому что мы не намерены пускать на нашу территорию его людей, – сообщил отец Елисей Елисеев. – Мы их не приглашали, они не имеют никакого отношения к нашей общине. В случае противоправных действий со стороны представителей московского митрополита я буду вызывать милицию. То же самое будет ожидать его в храме села Верхний Жирим, куда он хочет поехать, а также в Ягодном, где также есть наш храм. У митрополита Корнилия в Бурятии нет в подчинении ни одного храма и ни одного прихода старообрядцев.

Кроме нескольких активистов Верхнеудинской старообрядческой общины на территории храма ожидало несколько казаков во главе с городским атаманом.

- Сегодня нас сюда в частном порядке пригласили просто присутствовать, чтобы предотвратить возможные экстремистские моменты, – пояснил ситуацию атаман Улан-Удэнского городского казачьего общества Вадим Невежин. – Мы надеемся, что ничего такого не будет, но казаки готовы выполнить свои охранные функции.
Позже выяснилось, что во время планируемого вечером 1 сентября «посещения места строительства храма Верхнеудинской общины» митрополит Корнилий с сопровождением ограничился осмотром стройки с расстояния в 200 м.

- Документы на храм, которыми якобы располагают люди митрополита Корнилия, это или ложь с его стороны или его самого ввели в заблуждение подтасованными документами. Через суд я могу это легко доказать, – заявил журналистам отец Елисей после пресс-конференции митрополита.

«Раскольники в кубе»

В чем же заключаются идейные разногласия между старообрядцами, породившие столь острые хозяйственные споры?

Сегодняшняя ситуация в православной среде напоминает многослойный пирог, состоящий из разных по количеству последователей течений современных православия и старообрядчества.

Существует общий «раскол» в Русской церкви и деление на:
1. «древлеправославных христиан»;
2. «никониан» (последние включают современных последователей православия):

а) РПЦ МП (Русская православная церковь Московского патриархата) или «сергиан» ,

б)РПАЦ (Русская православная автономная церковь) или «автономщиков»,

в)РПЦЗ (Русская православная церковь зарубежом) или «зарубежников»

г)ИПЦ (Истинно-православная церковь) или «катакомбников».

А сами старообрядцы «раскалываются» на:
1. поповцев («Белокриницкая иерархия»),
2. беглопоповцев («Новозыбковская иерархия») и
3. беспоповцев, разбитых в свою очередь на множество мелких течений.

То есть, любой «человек русский, православный», старовер или «новообрядец» уже по определению является «раскольником в квадрате» для своих единоверцев-оппонентов.

При этом среди староверов раскол идет еще глубже. Так, например, в последние несколько лет Русская православная старообрядческая церковь (РПСЦ), объединявшая ранее всех старообрядцев-поповцев, разделилась на три неравные части:

Это, во-первых, собственно РПСЦ во главе с нынешним митрополитом Корнилием, во-вторых, образованная в 2007 году Древлеправославная церковь Христова Белокриницкой иерархии (ДЦХ БИ), и, наконец, группу «христиан РПСЦ, временно прервавших молитвенное общение с митрополитом Московским Корнилием».

Таким образом, каждый из членов некогда единой РПСЦ может назвать своих визави «раскольниками в кубе».

Как солнце

Справедливости ради заметим, что все эти разногласия внутри РПСЦ кажутся временными и не связаны с различиями в вероучении и богослужебной практике. По словам староверов-поповцев, вышедших из подчинения митрополита Московского, их выход связан лишь с личностью нынешнего главы РПСЦ. А он после Бурятии планирует ехать дальше, к старообрядцам Дальнего Востока, большей частью не подчиняющимся ему.

По словам, многих старообрядцев из ДЦХ БИ и группы «не поминающих» они готовы «вернуться в лоно» РПСЦ при условии «извержения из сана» митрополита Корнилия. Он сам с этим не согласен, сравнив себя на пресс-конференции с «солнцем».

- Если кому-то кто-то не нравится, ну что ж, бывает! Темные пятна и на солнце есть, и у меня, наверное, тоже есть. – заявил митрополит Корнилий. – Надо же понимать, есть чье-то частное мнение, а есть мнение Церкви! Можно говорить, мол, грешники кругом и я грешник. Но есть мнение «Книги Кормчей» и мнение Собора Церкви, который утвердил наше достоинство!

- В книге «Кормчей» заложено, что, если кто отрекся от Бога, он не может быть… (священником – С.Б.) Отречения такого с моей стороны не было. Это положение было очень подробно разобрано на Соборе 2007 года, на котором присутствовало более 200 человек. Епископы были и миряне, и все сказали, что никаких нарушений «Кормчей» не было. И это записано в решениях Собора. Есть люди, которые это оспаривают, но это все равно, что сказать, что солнце не светит. А все равно светит солнце! – продолжил иерарх.

Именно о нарушениях митрополитом «Книги Кормчей» – обширного свода всех правил Церкви – и говорят его оппоненты, относящие себя к «фундаменталистскому» крылу церкви. В противовес «либералам» из окружения нынешнего митрополита, вносящим, якобы, недопустимые нововведения. Самому митрополиту вменяется отход от церкви и членство в КПСС, установление молитвенной лампады в «никонианском» храме РПЦ, посещение синагоги и почитание там иудейского царя Давида, поцелуи и кулуарные встречи с «еретическими» патриархами РПЦ, поздравление «инославных» верующих с их религиозными праздниками. По мнению «ревнителей древнего благочестия», любое из этих нарушений «Кормчей» ведет к «извержению из сана» священника или иерарха.

Объединит ли старообрядцев святитель Афанасий

Противники митрополита Московского Корнилия требуют отмены одного из решений Освященного собора РПСЦ 2007 года, согласно которому собор «не нашел в деяниях митрополита действий, подлежащих каноническим прещениям» (п. 4.1 Постановлений Собора). Они говорят, что подчиняются не ему, а другому первоиерарху – митрополиту Белокриницкому и всех древлеправославных христиан Леонтию (Румыния), объединяющему под своим омофором всех старообрядцев-поповцев вне России (Европа, Австралия, Америка) и часть староверов-россиян. Сам же митрополит Московский не признает верховенство Белокриницкого митрополита.

Тем временем митрополит Корнилий налаживает отношения с «власть предержащими». В Улан-Удэ в рамках Дня города с его участием состоялась литургия в музейной церкви Святителя Николы в Этнографическом музее и концерт духовных песнопений Новосибирского старообрядческого хора в филармонии. Посетил митрополит и «пещеры на Богах», где 5 лет назад его предшественником, митрополитом Андрианом, был установлен памятный крест в честь священномученика Афанасия Тарбагатайского, первого святого сибирских старообрядцев.

Во время встречи с президентом Бурятии митрополит Московский и всея Руси Корнилий представил Вячеславу Наговицыну нового главу Уссурийской и всего Дальнего Востока епархии – епископа Патермуфия (Артемихина). В ближайшее время эта епархия РПСЦ будет переименована в «Иркутско-Амурскую и всего Дальнего Востока епархию», и ее новое название будет дублировать название уже существующей у оппонентов митрополита епархии.

Кол-во просмотров: 1513

Поделиться новостью:


Поделиться: