Тайны Байкала

День Байкала отметили 12 сентября. И это хороший повод, чтобы написать о самом озере. Тем более что экспедиция «Миров» всколыхнула интерес к тайнам «священного моря». Чего стоит легенда о подземном тоннеле, соединяющим Байкал с Ледовитым океаном.
Общество |

День Байкала отметили 12 сентября. И это хороший повод, чтобы написать о самом озере. Тем более что экспедиция «Миров» всколыхнула интерес к тайнам «священного моря». Чего стоит легенда о подземном тоннеле, соединяющим Байкал с Ледовитым океаном.

Есть вариант – существование тоннеля до озера Щучьего. Декабрист Николай Бестужев приводил рассказы местных жителей. «Щучье озеро имеет подземное сообщение с Байкалом, потому что очень часто замечают в нем движение воды и даже волнение без всякой видимой причины, потом узнают, что в это же время на Байкале свирепствовала буря. Есть предание, что когда-то озеро выкинуло со дна на берег руль так называемой мореходной лодки, какая используется на Байкале».

Народные предания населяют озеро невероятными существами. Так, Н.А. Маненко приводил рассказ XIX века тобольского крестьянина Кузьмы Морокова. «... сказывал Федча Таразан... што в Байкале море...водятся фараоны. Однажды ефти фараоны разыгрались и утопили судно; вот жители... закинули невод и вытащили ефтих фараонов до 50-ти человек совсем... голова, руки и все человечье... и ноги только... срослись, и хвост рыбий; ефти жители фараонов перестегали и побросали в море; опосля как рукой сняло».

В 1903 году некий польский автор опубликовал в Варшаве книгу, где утверждал, что в Байкале водятся дельфины, киты, сохатки. «В безднах еще не измеренных находятся особые животные – «животорыб» - создание, похожее на пушку, наполненную жиром.

Байкал стал героем романа Жюля Верна «Михаил Строгов», вышедшего в 1876 году. В нем часть действия разворачивается на Байкале. Подлинным героем Байкал стал в романе «Тайна Байкала, или В 1950 году». Он был опубликован в 1937 году в рижском издании «Газета для всех». К сожалению, в нашей библиотеке есть только один экземпляр газеты с началом самого романа. Продолжение сочинения найти не удалось, неизвестен и его автор, поскольку роман опубликован анонимно. Однако даже предлагаемая часть настолько интересна, что мы надеемся найти произведение и установить имя автора. И таким образом разгадать еще одну загадку Байкала.

Тайна Байкала, или в 1950 году

(Отрывок из «Романа приключений»)

Байкал лежал просторный и неподвижный. Цепь гор противоположного берега четко рисовалась на еще светлом небосклоне... Снежные вершины Хамар-Дабана пламенели отблесками заката. Казалось, гористые берега с трудом сдерживали эту массу воды... Вблизи розовая, она темнела, уходя в сумеречную даль.

Зафрахтованный для киноэкспедиции моторный бот «Соболь» стоял наготове. Вода была необычайно прозрачна. Чудилось, будто мостки и бот висят в воздухе.

Киноэкспедиции с большим трудом удалось достать себе бот. Весь парусный и моторный флот озера был мобилизован на поиски омуля. Эта рыба из породы лососевых. С нежным мясом, напоминающим по вкусу семгу, является основной промысловой рыбой Байкала, самой ценной из 35 видов рыб, которые в нем водятся. Зимует омуль в глубоких местах, а летом, с июля до сентября, тысячными стаями-«косяками» пробирается в устье Селенги, Верхней Ангары, Баргузинки и других рек, впадающих в Байкал.

Тысячи людей заняты здесь ежегодно на ловле омуля. Но в этом году омуль не появлялся в своих обычных излюбленных местах. Исчезновение его сначала вызвало удивление, а потом серьезное опасение, что сезон лова омуля будет упущен. Ихтиологи и лимнологи, изучающие жизнь рыб и озер, пустились на поиски. Высказывались самые разнообразные догадки о том, куда и почему исчез омуль...

Режиссер Карин, примостясь на носу бота и разложив на коленях газету, внимательно читал статью, доказывающую, что запоздание хода омуля вызвано суровой зимой.

Прибыв сюда по поручению кинофабрики для проведения подготовительных работ к съемке картины «Байкал», Карин жадно интересовался всем, что имело отношение к озеру. Вникать в детали порученного ему дела было в характере этого скромно одетого человека средних лет, с худощавым лицом, отмеченным небольшим шрамом на подбородке. Еще в 1916 году 12-летним мальчишкой Карин начал свою работу в кинематографии склейщиком позитива. Не было такой киноспециальности, по которой ему не пришлось бы поработать, даже таскал на себе в песках Средней Азии кинопередвижку. Довелось ему быть и актером: он снимался в первых картинах. Наконец, вот уже четвертый год, как он окончил кино­институт и стал режиссером.

Бурят Дам-Дин – моторист, он же рулевой бота – принимал доставленный с поезда груз киноэкспедиции. Уложив последний ящик на дно бота, Дам-Дин заглянул через плечо Карина в газету и неодобрительно покачал головой.

- Это все не то... Зима тут не причем...

- А что причем, Дам-Дин? - живо повернулся к нему Карин. - Почему исчез омуль?

- Один Байкал знает... - Дам-Дин вытряхнул за борт пепел из трубки. - На Байкале еще не то случается...

- А что?

Дам-Дин не ответил.

Начинало темнеть. Нужно было торопиться, чтобы сегодня же добраться до поселка Лиственичное, расположенного на другой стороне бухты. Там на лимнологической станции Карин должен был получить необходимые для работы киноэкспедиции научные данные об озере.

К боту подошли Тенин и Волосов. Карин сердито отчитал их за опоздание и велел отшвартовываться.

Джеку Тенину, первому ассистенту режиссера, на вид было лет двадцать. Чуть припухлые, словно надутые губы придавали его лицу по-детски капризное выражение. Гольфы в большую, изумрудного цвета клетку, светло-желтый вязаный жилет и веселая болтливость говорили о некотором легкомыслии Джека. Большие роговые очки с простыми стеклами не скрывали его живых серых глаз. Художник Волосов был сдержан, молчали и застенчив. Он никогда не расставался со своим альбомом и ящиком с красками. Его дорожная сумка всегда была при нем. В киноэкспедицию он попал случайно, из-за болезни постоянного художника, и в своих обязанностях теперь проявлял исключительную старательность.

Бот отшвартовался и медленно тронулся.

- Хотелось бы Шаманский камень увидеть, - сказал Джек, вглядываясь в сторону, где расступились высокие берега, пропуская единственную реку, вытекающую из Байкала, - Ангару.

Шаманский камень лежит на самом истоке Ангары. Вода Байкала мчится через него. На поверхности виден лишь небольшой скалистый уступ. Строительство еще невиданного масштаба должно было начаться здесь через полгода. А уже через год на Шаманском камне вырастет большая плотина. Русло Ангары протяжением в 1800 км станет сухим. В течение года на нем будут построены 3 гидроэлектростанции. За этот период уровень Байкала поднимется на 170 см. Затем шлюз плотины откроется, и вода снова устремится в Ангару, вращая по дороге лопасти турбин новых электростанций.

На лимнологической станции

К причалу поселка Лиственичное бот пришвартовался в совершенной темноте. На берегу долго шли по узким, пахнущим смолой мосткам. Перед дощечкой с надписью «Байкальская лимнологическая станция Академии наук» путешественники остановились. Здесь находилась опорная база лимнологов, изучающих происхождение, жизнь, флору и фауну Байкала - этого крупнейшего в мире пресноводного озера.

На стук Карина дверь открыл старичок сторож. Небольшое помещение было сплошь заставлено банками с образцами байкальской флоры и фауны. Путешественники с интересом осматривали обстановку. Разглядывая какого-то глубоководного рака, Джек спросил у сторожа:

- Что у вас тут с омулем случилось?

- С омулем? - старик замялся. - Несчастье стряслось. Пропал. Говорят, - сторож понизил голос, - будто со дна зверь поднялся, вот и пугает рыбу.

- Какой же зверь?

- А я откуда знаю? Говорят... Мало ли в Байкале зверя водится...

На дальнейшие расспросы старик отвечал коротко и нехотя. Приход профессора оказался как нельзя более кстати.

- Что я могу сказать о Байкале? Мы изучаем его. Упорно и настойчиво. Многое мы узнали, но остались еще загадки, над разрешением которых науке придется еще долго и усиленно работать...

Глаза Шагина заблестели.

- Вот хотя бы вопрос о том, как появились и развивались обитатели озера... Нерпа-тюлень, как известно, морское животное, а оно великолепно существует в Байкале... А что вы думаете о пиявке? - Неожиданно строго спросил профессор у Джека, напряженно записывавшего его слова.

Нерпа — морское животное, но оно прекрасно существует в Байкале

- О пиявках? - смутился Джек... - Я их в детстве ловил в баночку...

- Ну, так вот, молодой человек, чтобы поймать пиявку, о которой я говорю, вам пришлось бы с вашей баночкой отправиться в Китай, в Тонкин. Потому что, кроме Байкала, она водится только в Тонкине. А многощетинковый червь, который вообще живет лишь в морях? Для Байкала это уважаемое животное делает исключение и соизволит в лице этого своего представителя, - профессор ткнул пальцем в одну из банок, - проживает в его пресноводной воде. А откуда взялись здесь эти морские формы? Вы не знаете?

- Нет, - растерянно ответил Джек.

- Ну и я не знаю, - улыбнулся вдруг профессор. Представьте, я до сих пор не видел, например, живую голомянку. Да и никто еще не видел ее живой. А она у нас под носом, здесь, в глубинах Байкала...

- А как же вы знаете, что она здесь живет, если ее никто никогда не видел? - решился спросить Волосов.

- Я говорил, что еще ни один человек не видел живую голомянку, - строго поправил Шангин. - Для этого нужно было бы нырнуть метров на 500 в глубь Байкала. На поверхность голомянка выбрасывается только мертвой...

Сбившись в своих записях, Джек стушевался и, отойдя в угол, задумался.

Еще в дороге Джек наслушался рассказов о замечательном Байкале и его загадках. Взять хотя бы погоду. Бывает - ни малейшего ветерка. И вдруг - при полном безветрии - вздымаются страшные волны. Но обычными хозяевами озера являются ветры: горный, култук, верховик и шелонник. На 345 дней в году превращают они Байкал в одно из самых бурных озер мира. Глубины озера, достигающие, по сегодняшним данным, 1741 м, скрывают разгадку многих тайн Байкала. Да и не только Байкала...

Разговор Карина с профессором Шангиным перешел на последние события.

- Мы все поставлены в тупик необъяснимым исчезновением омуля, - заволновался Шангин. - Наши научные работники дни и ночи проводят на озере. Буквально в воду лезут, в водолазных костюмах, конечно. Не поймем, в чем дело... Может быть, произошло эпидемическое заболевание рыбы. Возможно и другое... В глубинах Байкала (а омуль уходить вглубь на сотни метров) происходят разные геологические катастрофы, заставляющие омуль изменить свои вековые пути. Как бы то ни было, десять дней промыслового сезона уже прошли. А может быть, тут что-то совершенно иное...

Профессор стал шарить в карманах, что-то отыскивая.

- На днях среди рыбаков распространился слух о том, что из глубины Байкала вышли какие-то страшные звери. Как ни странно, эти слухи имеют известное основание...

- Имеют основание?! - Джек насторожился.

- Да! - профессор наконец вытащил из кармана несколько бумажек. - Вот что пишет нам начальник маяка из бухты Песчаной: «Вчера в 22 часа под водой в десяти метрах от берега я в течение трех минут наблюдал слабо светящееся пятно». Или вот сообщение с другого берега Байкала - из Харауза: «Рыбаки увидели в воде животное неизвестной породы, размерами значительно больше нерпы. При приближении лодки животное сразу скрылось...». Есть и еще...

Профессор остановился и взглянул на часы.

- Завтра на судне «Ангара» выходит в Байкал наша глубоководная экспедиция, к которой мы готовились больше года. Она тоже займется вопросом об исчезновении омуля. Я советую вам сейчас же отправиться на судно... Вы еще успеете. Оно отходит в пять утра. Мой помощник доцент Маша покажет вам интересные материалы...

Профессор торопливо написал короткую записку и простился, крепко пожимая руки.

Разведчики глубин

Дам-Дин ловко подвел бот к трапу «Ангары». Это было однотрубное судно, окрашенное в белый цвет. Путешественники поднялись на борт.

- Нам нужен доцент Маша...

- Доцент Маша в воде. В батистате, - пояснил вахтенный, указывая за борт.

Карин, Джек и Волосов перегнулись через борт. На воде, рядом с «Ангарой» покачивалось странное сооружение, похожее на плот. На перилах его, возле огромного барабана лебедки, сидели три моряка. Один их них был с наушниками, как у радиста, и трубкой микрофона у рта, Он тронул рукоятку лебедки и крикнул в микрофон: «Есть подъем!» Медленно завертелся барабан, наматывая стальной трос. Пока матросы отвертывали болты люка поднятого на поверхность батистата, путешественники успели обойти батистат кругом, потрогать его руками... На белом металле бросалось красное «Б - 1».

Когда тяжелая крышка была подхвачена электромагнитным подъемником, из люка показалась голова женщины с тщательно уложенными на пробор густыми черными волосами. На смуглом привлекательном лице ее блестели молодостью темно карие-карие глаза.

- Мы к доценту Маше, - дипломатично сказал Карин, когда молодая девушка была уже на плоту.

- Значит, ко мне, - улыбалась она полными губами. Из-под расстегнутого воротника ее комбинезона виднелся аккуратно завязанный темный галстук.

Джек едва заметным движением поправил свой сиреневый самовяз. Прочитав письмо профессора, Маша протянула руку.

- На час я в вашем распоряжении...

Путешественники попросили в первую очередь ознакомить их с батистатом.

Построенный с учетом опыта всех ранее существовавших глубинных приборов, батистат состоял из трех частей: надводной части, гондолы и ходовой части. Надводная часть – плоскодонный катер-плот – была снабжена 150-сильным мотором. Механическая лебедка имела две катушки, на которых было намотано 3000 м стального троса, могущего выдержать нагрузку, в 15 раз превышающую вес гондолы батистата и ходовой части. Кронштейн был расположен в центре катера, над отверстием, через которое гондола опускалась в воду. Снизу это отверстие имело направляющие развилины, дающие гондоле подниматься из воды даже при качке. Катер-плот мог двигаться со скоростью до 50 км в час, увлекая при этом опущенную под воду гондолу.

Гондола батистата представляла собою полый шар, диаметром в два с половиной метра. Отлитая целиком из стали, подвергнутой специальной обработке, гондола по своей прочности исключала всякую опасность просачивания воды через поры металла на глубине до 3 км. В трех дугообразных выступах, направленных в разные стороны, были заключены толстые линзы из прозрачнейшего кварца. Наверху гондолы находился литой гребень, к которому прикреплялся трос. Расположенный сбоку входной люк герметически привинчивался 16 болтами.

Нижняя часть гондолы была укреплена на двухлентном гусеничном ходе. Это давало батистату возможность независимо от троса передвигаться по дну. В ходовой части были расположены прожекторы. В выступах помещались приборы для получения образцов грунта, воды, глубоководной фауны и флоры. Между гусеничными лентами находились мощные аккумуляторы, дающие энергию для движения, для прожекторов, для воздухообновляющей установки и для других многочисленных исследовательских приборов. К тросу, поддерживающему батистат, был прикреплен телефонный провод. Кроме того, внутри батистата имелось радиоустановка. В батистате могли свободно работать три человека.

Поднялись на борт «Ангары». Лавируя среди расставленных на палубе ящиков с приборами и материалами, Маша повела своих гостей осмотреть судно. «Ангара», с водоизмещением в 2000 тонн, была специально приспособлена для экспедиции. Каюты были превращены в походные лаборатории, поделенные между представителями лимнологии, гидрологии, геологии, зоологии и ихтиологии. В одной из кают был устроен глубоководный аквариум из толстого стекла. Сюда должны были попадать выловленные на больших глубинах животные и растения.

- Обычно глубоководные организмы не переносят перемены давления при подъеме наверх, объяснила Маша. - Они разрываются. Здесь вы видите приборы, которые позволят захватить животное или растение и доставить его на поверхность, сохраняя постоянное давление, соответствующее той глубине, на которой оно было поймано. Таким образом, мы здесь сможем наблюдать глубоководную флору и фауну в условиях, близких к естественным.

Научные сотрудники, в основном молодежь, охотно показали гостям оборудование «Ангары».

- А вы какой специальности? - спросил Джек Машу.

- Я лимнолог. Знаю немного биологию, химию, но основная моя стихия - вода озера. Это по наследству.

- Ваш отец лимнолог?

- Нет, рыбак. С Ольхона. Подошли к трапу. Карин оглянулся.

- А где же Волосов?

Художника на палубе не было. Джек заглянул в люк и крикнул.

- Волосов, где вы? Вылезайте!

Откуда-то снизу еле слышно донесся ответный крик художника:

- Не могу! Выбраться не могу!

Увлекшись зарисовкой глубоководного трала, художник отстал. Ища выхода, забрался в какой-то темный отсек и заблудился. Карин и Джек подождали Волосова у трапа, затем, простившись с Машей, спустились на свой бот. Трижды прозвучал низкий баритон гудка. С капитанского мостика раздалась команда. Трап подняли. «Ангара» медленно развернулась, взяв курс на юг. Бот киноэкспедиции направился на северо-восток. Карин проснулся около полудня и вышел на палубу. Метрах в 15-ти от бота вздымались из воды неприступной стеной отвесные скалы берега. Резкие очертания их были суровы. Местами горы отходили в глубь и взгляду открывались террасы, похожие на ступени грандиозной лестницы.

Дам-Дин вел бот у самого берега, опасаясь горного ветра.

- Горный - плохой ветер, - сказал Дам-Дин. Однако опасения были напрасны. Ярко светило солнце, стоял полный штиль. Словно догоняя бот, позади, по зеленому каменному дну, скользила тень.

Миновав Голоустное, характер берегов не изменился: путешественники по-прежнему любовались отрогами Приморского хребта, этой живописной цепью Байкальских гор. Постепенно повышаясь они достигают у истоков Лены высоты 1800 м. Карин оценивал дикую красоту профессиональным взглядом режиссера. Он старался запомнить величественный колорит озера, чтобы потом наиболее полно использовать его при разработке сценария и съемке.

К бухте «Песчаная» добрались уже вечером. Начальник маяка Иван Матвеевич Тимофеев, высокий бодрый старик, встретил гостей приветливо.

- Давно здесь живете? - спросил Джек, вертя в руках карандаш.

- В 97-м пришел.

- Пришли? Как это?

- Очень просто. Пешком.

- Из Петербурга?

- Да. Около года шел....

Далеко за полночь засиделись гости, слушая рассказы байкальского старожила под тихую песню остывающего самовара.

- Как вы объясняете странные явления на Байкале? - обратился к хозяину Карин. - Вы сами, кажется, наблюдали их?

Иван Матвеевич пожал плечами.

- Живя на Байкале, я убедился, что удивляться здесь ничему нельзя. Может быть, рыбаки и правы, говоря о неизвестном животном, поднявшимся с больших глубин и спугнувшем омуля. На Байкале - все можно.. .Я думаю, мы все-таки этих животных выловим... «Ангара» поможет...

- А где сейчас «Ангара» - заинтересовался Джек.

- Сегодня днем «Ангара» стояла в 19-ти км от берега, напротив станции «Снежная». Они должны были спустить батистат на глубину 1 тыс. м. Через 12 дней «Ангара» подойдет сюда, к Песчанке...

- Через двенадцать дней? - разочарованно протянул Джек и смутился... Было за полночь, когда гости собрались уходить.

Иван Матвеевич уже сидел за радио, Джек не мог устоять, против искушения одеть запасную пару наушников. Долго вместе настраивали приемник. Вдруг Иван Матвеевич торопливым движением пододвинул бумагу.

- Карин! Волосов! - закричал, вскакивая, Джек.

На клочке бумаги неровным почерком Ивана Матвеевича была записана радиограмма:

«SOS!...SOSL. говорит «Ангара»... Шторм... Имею пробоину ниже ватерлинии... Подвести пластырь не удается ... Шторм... «SOS!.. Спасите!.. Спасите!...»

Кол-во просмотров: 3964

Поделиться новостью:


Поделиться: