Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

В сложный 1999 год обычная семья из Улан-Удэ решила переехать в Израиль. В этой жаркой стране их ждали родственники по материнской линии.

К переезду готовились, однако принять решение об окончательном переселении было трудно. Ведь оба родителя нашего главного героя – Дмитрия Сандакова родились и выросли в Улан-Удэ. Они познакомились в 25-й школе, и после окончания институтов решили пожениться. На момент переезда в семье был один ребенок: 13-летний Дима. Израиль сыграл в его жизни огромную роль.

Корзина абсорбции

Активную помощь в переселении семьи оказала организация «Сохнут», которая занимается вопросами репатриации евреев. Со дня создания Израиля 14 мая 1948 года ворота этой страны распахнулись для репатриантов со всех концов мира. Правом возвращения обладают евреи, родившиеся от еврейки или прошедшие процедуру «гиюр», при условии, что он не исповедует другой религии. Для разрешения на репатриацию еврей обязан обосноваться в Израиле. Невозможно на основании своего еврейства получить разрешение на репатриацию, израильское гражданство, продолжая жить в другой стране. По закону правами евреев наделяются также их супруги, дети и внуки, а также супруги детей и внуков.

В Израиле существует такое понятие, как корзина Алима, или корзина абсорбции – денежная помощь, предназначенная для помощи репатриантам на первоначальных этапах их обустройства в Израиле. Полгода всем членам вновь прибывших семей евреев выплачивают денежную компенсацию, соразмерную с полноценной зарплатой, а также пособие на аренду жилья на первые 12 месяцев.

Итак, в 1999 году семью Сандаковых из Улан-Удэ в аэропорту Моцкен города Кирьят встретили и вручили паспорта репатриантов, а также денежные средства. Паспорт репатрианта предполагает всевозможные скидки и льготы. Также для переселившихся евреев обустроены центры приема и общежития. Но там, в основном, живут евреи из Эфиопии. Семья из Бурятии сняла квартиру в центре города за 500 долларов в месяц. Отец семейства сначала подрабатывал на черновых работах. Однако через некоторое время он получил должность в институте. Матери было сложно изучать иврит, поэтому она занималась домашним хозяйством.

Система образования Израиля

Дмитрий из-за проблем с языком повторно пошел в 8 класс. По его словам, по сравнению со старой школой новая школа показалась ему очень шумной. «В первый день, когда я пришел в школу, там стоял невообразимый гвалт и столпотворение. Вообще в Израиле все говорят на полтора тона громче. Обычно у нас в школах после звонка все сидят и ждут учителя. Тут же они постоянно опаздывают, врываются на урок, перебивают учителей, – рассказал Дмитрий.– Все ученики постоянно ходили простывшими из-за работающих кондиционеров. Это меня немного напрягало. На каждой парте стоял рулон бумаги. Школьники поднимали руку и отвечали, несмотря на то, что в этот момент говорили еще трое, сморкались и продолжали отвечать дальше».

В школе имени военного летчика Ионатана Нетаньяху, где учился Дмитрий, было очень много русскоговорящих учеников из Украины, Молдовы и других стран СНГ. В каждом классе насчитывалось более 30 учеников.

– Сначала было трудно с изучением языка. Но в 9 классе одна преподавательница заставили меня читать на иврите. Для меня это было шоком, – вспоминал Дмитрий. – Я читал, запинался, волновался. Думал, что сейчас раздастся шквал смеха. Но ничего не произошло, после этого я уже смело начал разговаривать на иврите.

Обязательными предметами изучения в школе были иврит, танах (изучение трех святых книг) и спорт. В основном они изучают историю Израиля. По словам Дмитрия, многие не знают о существовании таких стран как Казахстан, Узбекистан и т.д. Наиболее запоминающимся событием в жизни учеников были еженедельные выезды всей школой (три дня в неделю) на экскурсии по различным достопримечательностям. Таким образом, преподаватели знакомили школьников с историей своей страны, что очень сближало школьников.

По израильской системе образования в 10 классе все ученики должны выбрать свою специализацию. Дмитрий выбрал компьютерные технологии и физику. И в 12 классе ученики сдают экзамены. Для того чтобы получить аттестат зрелости, ученики должны набрать определенное количество баллов (27). К примеру, если ты знаешь какой-либо предмет на 5, то тебе начисляются 5 баллов.

Однодневные войны

В то время ученики в курсе отечественной истории изучали шесть войн. Позже Дмитрий участвовал в 7-й ливанской войне. «В нашем представлении война это что-то грандиозное. Здесь же это слово приобретает некий другой смысл. Один раз Ливан напал на нас в Судный день – особый день, когда нельзя есть, пить и работать. Эту войну назвали войной Судного дня, и она длилась ровно один день», – рассказал Дмитрий.

Дети Израиля не представляют жизнь без обстрелов. Из города Азу палестинцы постоянно запускают ракеты «Кассам» на территорию Израиля. И как только звучит сигнал тревоги, люди бегут в бомбоубежище. На принятие решения по самозащите выделено около 30 секунд. В детских садах и школах оповещение срабатывает даже раньше. Водители для того, чтобы не пропустить сигнал, ездят в автомобилях с открытыми окнами, несмотря на жару.

– Сначала тяжело, а потом привыкаешь. Люди идут на работу, слышат сирену и привычно прячутся в бомбоубежище. После прогремевшего взрыва идут дальше, как ни в чем не бывало, – отметил Дмитрий. – Вечером смотришь в новостях, куда попала ракета. Некоторые ракеты падали на соседние дома. Было жалко моих родных в Бурятии, которые сильно переживали. Ведь по федеральным каналам постоянно освещали эти перестрелки.

В Израиле молодежь проводит свободное время так, как будто это их последний день

Прицельная стрельба этими снарядами невозможна, поэтому арабские боевики стреляют наугад. Ракета «Кассам» представляет собой трубу, которую в полет отправляет смесь селитры и сахара. Боеголовка для усиления поражающей способности начинена мелкими металлическими предметами. Порой доходило до того, что боевики сначала стреляли наугад, а потом по информации, полученной от израильских СМИ, координировали полет ракеты. Со временем СМИ запретили давать такую информацию.

Жители страны живут в ситуации постоянной боевой готовности, в довольно напряженной обстановке, когда в порядке вещей постоянные обыски, досмотры на блок-постах, проверки документов и т.д. «Если нас было более 10 человек, то мы были обязаны передвигаться по городу с охранником. У нас был друг, который работал в этой сфере, и когда мы гуляли, то звали его с собой. Он надевал жилет, но также с нами и гулял, и пил», – рассказал Дима.

До переезда в Израиль Дмитрий учился в 25-й школе. Его класс считался элитным. В Улан-Удэ Дима до 8 класса не пропустил ни одного урока. Однако в Израиле он начал частенько прогуливать занятия. У него появились друзья растаманы, байкеры.

– С Интернетом я познакомился еще в Бурятии, поэтому по информационным технологиям у меня не было никаких проблем. Всему классу иногда помогал составлять различные программки, – рассказал Дмитрий. – Иной раз доходило до того, что мне звонили учителя и просили прийти на зачет. А я им говорил, что у меня нет желания, и продолжал спать.

Несмотря на прогулы, Дмитрий без проблем окончил в школу. Все ученики, в том числе и девушки, после окончания школы через два месяца идут служить в армию. Для того чтобы «откосить», нужно к тому времени завести двоих детей. Впрочем, в Израиле служба в армии является по-настоящему почетной и уважаемой. В обществе не принято отказываться от военной службы. Служат все, и все с гордостью носят военную форму. Для парней срок службы составляет три года, а для девушек два.

Пошел в армию и Дмитрий. О его службе в израильской армии и участии в боевых действиях читайте в следующем номере.