Художник и его время (И образ мира, в красках явленый, и творчество, и чудотворство...)

Знать и любить свое национальное искусство, понимать его живую душу, хотел бы, наверное, каждый из нас, ведь для каждого человека по-прежнему важно ощущать причастность к своему народу, к его духовному наследию. Сегодня, на наш взгляд, нужно по-новому взглянуть на опыт советской эпохи, когда власть уделяла внимание развитию национального искусства.
Общество |

Знать и любить свое национальное искусство, понимать его живую душу, хотел бы, наверное, каждый из нас, ведь для каждого человека по-прежнему важно ощущать причастность к своему народу, к его духовному наследию. Сегодня, на наш взгляд, нужно по-новому взглянуть на опыт советской эпохи, когда власть уделяла внимание развитию национального искусства.

– Все, что написано мною, – это о бурятах, – говорит сегодня народный художник России и Республики Бурятия Солбон Ринчинов. Применительно к его личности слова «народный художник» – это не только звание, но и признание заслуг человека, сумевшего сохранить и передать в условиях меняющегося времени бесценную информацию, идущую от предков, их опыт художественного освоения мира.

Иногда это происходило вопреки идеологии. Так, Солбон Раднаевич вспоминает историю создания известной сегодня картины «Делегация хори-бурят на приеме у Петра Великого», первый вариант которой он создал в 70-е годы. Тогда секретарю обкома не понравилось, что на ней изображен Петр I: «Решил царя-деспота прославить? Царскую власть восхваляешь?». Художник отвечал, что восхваляет не царскую власть, а конкретно Петра I, который был человеком прогрессивным. «Договора не будет», – сказал идеолог от искусства. Картина потом была куплена директором одного из музеев, где и сейчас находится первый ее вариант.

Второй же вариант был заказан художнику спустя три десятка лет к 300-летию исторической встречи. Солбон Ринчинов повторил картину. Красноречиво характеризует художника и тот факт, что, несмотря на мнение ученых, которые, комментируя сюжет картины, говорили, что посланники народа перед царем должны стоять на коленях, быть распростертыми перед ним, Ринчинов отказался следовать «букве» исторической правды. Художник сказал, что в таком положении бурят показывать не будет, и это была его человеческая и творческая принципиальная позиция.

В настоящее время, в преддверии 350-летия присоединения Бурятии к России, эта картина популярна, печатаются ее репродукции в СМИ. История же ее создания показывает, как важно в искусстве оставаться верным самому себе, своим принципам, культурной памяти своего народа и его традициям.

В альбоме советских художников 70–80-х годов репродукции картин Солбона Ринчинова выделяются при общем пафосе прославления созидательного труда именно своей национальной самобытностью. Так, в его картине «Тоонто» в эпически возвышенном стиле созданы чеканные образы отца, матери и их маленького сына, в самой палитре – их неразрывная связь с родной землей, в сдержанной манере, в четкости жестов зафиксирована высокая поэзия чувств.

Особенности бурятского художественного мышления наглядно проявились в картине Солбона Ринчинова «Жаворонок». Если закрыть название, то зритель называет картину как «Степь», «Утро». То есть говорит о самом очевидном – нежными красками прорисован наступающий рассвет, на заднем плане – степь, холмы, стога, мирно щиплющие траву лошади, на переднем же плане – фигура сидящего подростка, устремившего взгляд в небеса. На картине есть все, кроме жаворонка. Тем не менее она называется «Жаворонок», ибо один из символичных образов исконных кочевников – жаворонок – не очевидно, но существует на этом полотне. Кажется, в самой позе мальчика, в самих красках картины музыкой звучит и разливается над степью песня жаворонка. В этом опосредованном, скрытом характере выражения чувств, неочевидности главного и выявляется склад национального мышления.

Каталог картин художника, названный «Баргуджин-Токум – край родимый», где Бурятия древняя и сегодняшняя представлена в сюжетно-тематических картинах, раскрывающих личностное восприятие Солбона Ринчинова, авторский взгляд на мир родной природы, края, его людей. Так, картины серии «Гэсэриада» поражают теплом человечности, отсутствием надуманного пафоса. В картине «Рождение Гэсэра» – конкретная и узнаваемая жизненная ситуация кормления ребенка матерью, бытовые детали создают атмосферу обыденности, на фоне которой догадываешься о необычности сияющего младенца, причем не только по его крупной стати. Увидеть и показать Гэсэра как живого человека, простого и понятного, пробившись сквозь налет легендарности, смог, конечно, только художник, еще имевший возможность прикоснуться к живой устной эпической традиции бурят.

Солбон Раднаевич, рассказывая о том, как слушал в детстве сказителей, создает удивительно выпуклые, выразительные образы эпических героев. И тогда понимаешь, что в исконной традиции эпическое слово звучало как исторически достоверное, истинное, так, как сегодня мыслится слово научное, документальное. Ценность информации, идущей устным путем – живым, от человека к человеку, сегодня, в эпоху техногенной цивилизации, абсолютного доверия к письменно зафиксированному слову, может быть, немного непонятна, но ее художественная значимость несомненна. Поэтому, создавая образ Гэсэра, Солбон Ринчинов говорит: «Я не иллюстратор книги». Он опирается на живой образ, сохранившийся в памяти народной, в которой воображение и память художника – одно из звеньев общей цепи. Начинаешь ощутимо понимать, что значит жизнь традиции в искусстве, роль личности в ее продолжении и развитии.

Пример жизненного пути Ринчинова знаменателен и поучителен – мальчик-сирота из Баргузинской долины сумел найти свою дорогу в жизни, получить художественное образование в Ленинграде. Солбон Раднаевич вспоминает, как председатель колхоза спрашивал его, подростка, кем он будет, трактористом или комбайнером, смотри, дескать, сколько они получают. Но его талант и одаренность были вовремя замечены и дали ему не просто направление в «буршколу», но и путевку в большую жизнь. Художник рассказывает, как принял участие в XI выставке детских рисунков в СССР, получил диплом выставки и начал понимать, что надо учиться. Сразу поступить в Иркутск не получилось. Проработав год на машзаводе слесарем, Солбон Ринчинов поступил в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В. Мухиной на отделение мастеров-краснодеревщиков. Потом окончил факультет по интерьеру и оборудованию, художественному текстилю (декоративных тканей и гобелена). Так начался его путь в искусстве.

Художественный и жизненный опыт представителей старшего поколения бурятского искусства сегодня бесценен для нас, а творчество Солбона Ринчинова показывает нам, что истоки национального в искусстве – в сохранении самого духа народа, модели его мировидения. Именно об этом надо сегодня думать и рассуждать.

Кол-во просмотров: 881

Поделиться новостью:


Поделиться: