Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

В Улан-Удэ торгово-развлекательные центры (ТРЦ) заняли прочные позиции. В то время как рынок специализированных торговых центров (ТЦ) только оформляется. Первопроходцами на рынке узконаправленной продукции стали строительные торговые центры компаний «Вегос-М» и «Смит».

Ставка на специализацию

Специализированные ТЦ ориентированы на конкретную товарную группу, целевую аудиторию или услугу. Специализация может быть как по типу товаров, так и по их уровню, например, люксовые товары. В нашем городе специализированных торговых центров не так много, в основном отдельные сегменты электроники и бытовой техники, спорттоваров, обуви, книг и т.д. представлены магазинами или торговыми помещениями в ТЦ. Наиболее широко развиты торговые центры, специализирующиеся на стройматериалах, такие как «Смит», «Вегос-М», «Колорит», «Мастер Дом» и другие.

ТРЦ и СТЦ: в чем разница

С точки зрения покупателей, концепция специализированных ТЦ очень привлекательна и удобна, когда под одной крышей сконцентрирована одна товарная группа, покупателю проще выбирать и делать покупки. Он не утомляется, переходя с этажа на этаж в поисках нужного товара, а делает покупки в зоне свободного торгового пространства, не затрачивая при этом много времени. Так, компания «Вегос-М» создала отдельные центры напольных покрытий, керамической плитки, сантехники, стройматериалов, центр декора и света «Ольхон». При этом расположены эти торговые точки поблизости, что позволяет покупателю быстро переходить из одного центра в другой.

В отличие от компании «Вегос-М» торговая группа «Смит» не соблюдает такого четкого разделения товарных групп. В их центрах сосредоточены различные отделы и по строительным, и отделочным материалам.

Целевая покупка

По мнению специалистов, отличие специализированных ТЦ в том, что они являются центрами целевой покупки. Как правило, люди идут в строительный центр не стихийно, а целенаправленно, чтобы приобрести на большие суммы стройматериалы и все необходимое для ремонта. Поэтому средний размер покупки в специализированных центрах существенно выше, чем в обычном торговом центре, однако посетителей бывает меньше. В этом случае специализированные ТЦ существуют за счет целевых клиентов, а обычные ТЦ живут за счет арендаторов.

За важной и долгосрочной покупкой клиент готов поехать в любой район города. Поэтому в отличие от ТРЦ, для которых важно выгодное месторасположение, специализированные ТЦ могут располагаться и на окраине города. В этом случае первостепенным фактором является численность и социально-демографическая структура населения, проживающего в зоне ТЦ. Компания «Вегос-М» имеет разветвленную сеть торговых центров, один из строймаркетов находится в поселке Восточный.

Как подчеркивают специалисты, объем инвестиций в строительство специализированных торговых центров не отличается от вложений в стандартный ТРЦ, а срок окупаемости таких проектов несколько выше. Так, по данным «БайкалБанка», в топ-рейтинге 50-ти магазинов по оборотам за II квартал 2010 года торговая группа «Смит» опережает многие торгово-развлекательные комплексы и занимает 4-ю строчку, ТК «Ольхон» компании «Вегос-М» занимает 9-е место, остальные торговые центры «Вегос-М» – на 14-й позиции.

Развлечения не предусмотрены

Развлекательная зона в формат тематических торговых центров чаще всего не вписывается. Посетитель при выборе стройматериалов вряд ли по пути зайдет в кинотеатр. Необходимость создавать развлекательные зоны зависит от специфики комплекса: например, в детском или спортивном специализированном ТЦ целесообразно разместить игровую зону.

Для наших центров развлекательный контент еще в новинку. Так, например, в мебельных центрах не предусмотрены специальные зоны для отдыха покупателей. А в книжных магазинах нет комнат для чтения, где человек за небольшую плату мог бы ознакомиться с книгой, как принято в развитых странах и в некоторых регионах страны.

Таким образом, торговыми центрами компаний «Вегос-М» и «Смит» представлена целостная картина рынка стройматериалов Улан-Удэ. Однако многие сегменты потребительского рынка остаются неохваченными специализированными ТЦ. Аналитики рынка коммерческой недвижимости считают, что век традиционных ТЦ клонится к закату, на смену им идет эпоха тематических ТЦ, где специализация является той изюминкой, которая обеспечивает успех проекта.