Музейный брак по расчету бюрократов

Постановлением Правительства Бурятии от 22 октября 2010 г. государственные учреждения культуры «Музей истории Бурятии им. М.Н. Хангалова» и «Республиканский Художественный музей им. Ц.С. Сампилова» реорганизуются в «Национальный музей республики Бурятия».
Общество |

Постановлением Правительства Бурятии от 22 октября 2010 г. государственные учреждения культуры «Музей истории Бурятии им. М.Н. Хангалова» и «Республиканский Художественный музей им. Ц.С. Сампилова» реорганизуются в «Национальный музей республики Бурятия».

Мотивы, которыми руководствовалось правительство РБ, принимая «объединительное» решение вызывают недоумение и сомнение в адекватности действий. Мотив первый – создание единого музея станет основанием для финансирования строительства нового фондохранилища и нового здания музея в соответствии с современными требованиями, обеспечивающими условия сохранения и приумножения культурных ценностей, их доступности и популяризации.

В переводе с протокольного на человеческий, читайте это так – денег на строительство технически грамотно оснащенного фондохранилища, пока музеи не объединены, не дадут, надо полагать, из принципа. А вот на объединенный почему-то дадут. Интересно почему? Тем более, что по информации, исходящей из минкульта, «Национальный музей будет располагаться на базе двух музеев, музея истории им. Хангалова и художественном музее им. Сампилова и пока о строительства нового отдельного здания национального музея речь идет на уровне предложения».

То есть уверенность в том, что деньги на строительство и нового здания музея, и нового фондохранилища есть! Но самого решения о таком строительстве нет. Какая-то прямо-таки девическая порывистость и непоследовательность прослеживается в действиях наших государственных мужей.

И почему для доступности и популяризации культурных ценностей надо непременно объединяться? Для того, чтобы приближать к массам культурные ценности, нужны мозги и энергия. Объединение гарантирует их прибавление?

Мотив второй – объединение музеев на начальном этапе даст возможность решения проблемы экспозиционных площадей, более рационального их использования. Снова перевожу с «птичьего чиновничьего» на язык людей. В музее Хангалова выставочные помещения – ужасны! Это правда. И если, например, выставки исторического музея будут проводиться в музее им. Сампилова, то в этом есть польза и удобство для посетителей. Понятно, что пока музеи юридически разные организации, никакое использование помещений другого музея невозможно. С этим понятно.

Непонятно вот с чем. Министерство культуры клянется, что и художественный и исторический останутся им. Сампилова и им. Хангалова соответственно. Всем известно, что власти дать обещание все сохранить, легче, чем мужчинам – женится. А вот как это будет выглядеть – один Национальный музей с двумя именами и двумя разными профилями музейной деятельности, это представить сложнее, чем поставить подпись в книги регистрации актов гражданского состояния.

Сейчас известно пока только, что министерство культуры Бурятии ждет от директоров двух реорганизованных музеев предложений по сохранению имен. Как хорошо! Мы придумали вас объединить, а вы уж давайте – выкручивайтесь. На языке крутых управленцев, менеджеров, это называется – делегировать полномочия.

Наконец, третий объединительный мотив – будущий национальный музей выступит в качестве ресурса социокультурного развития территории, внесет значительный вклад в формирование позитивного имиджа региона и города. Несомненно, такой музей будет «визитной карточкой» нашей малой Родины, хранителем культурного наследия многонациональной Бурятии.

И снова требуется перевод – что нам хотят сказать сим эвфемизмом. А то, что пока музеи не объединены, никакого вклада, ни значительного, ни незначительного в формирование позитивного имиджа региона и города они, конечно, не вносили, и не внесут и никакой «визитной карточкой» быть не могут. Только священный статус «объединенного» даст музеям эту почетную возможность. Но, перл про то, что национальный музей «выступит в качестве ресурса…» хочется сказать следующее – уважаемые господа, руководящие культурой, знайте, что музей ресурсом быть не может!!! Тем более ресурсом развития территории, даже социокультурным. Когда хранилище культурных ценностей, каковым на самом деле является музей, начинает считаться ресурсом, дело обычно заканчивается следствием.

Понятно, что бумага, она все стерпит, но всякое словоблудие должно иметь свои пределы. Если только за этим словоблудием не стоит сознательное желание заморочить всем головы. Тогда как причина объединения только одна – так велит государственная политика в области в культуры, основанная просто-напросто на сокращении финансирования культуры. Как на федеральном, так и на региональном уровнях. Всё.

Кол-во просмотров: 988

Поделиться новостью:


Поделиться: