Малышка Юмжана

Свою младшую дочь она родила, будучи «за сорок», имея двух почти взрослых детей. Не для того чтобы «было кому скрасить старость», а потому что, по ее убеждению, счастливая женщина та, у которой есть дети, и неважно, в каком возрасте ей их дарует Бог.
Общество |

Свою младшую дочь она родила, будучи «за сорок», имея двух почти взрослых детей. Не для того чтобы «было кому скрасить старость», а потому что, по ее убеждению, счастливая женщина та, у которой есть дети, и неважно, в каком возрасте ей их дарует Бог. Моя собеседница – Эржена Жамбалова – народная артистка Бурятии, директор Бурятской государственной филармонии, солистка ансамбля «Урагшаа» и мама троих детей, старшей из которых 22, а младшей еще нет и четырех.

– Это не первый ребенок в вашей семье. И ребенок, что называется, поздний. Это была запланированная беременность?

– Да вы что! Разве в 42 года можно планировать ребенка?! Конечно, нет. Но и сомнений никаких, рожать или нет, не возникло. С одной стороны, вроде бы дети подросли, и живи не хочу в свое удовольствие. Возможно, так и жили бы. Но знаете, в нашей небольшой квартире с некоторых пор стало тоскливо: сын ушел-пришел, сам по себе, мы оба на работе пропадаем. Я думаю, Бог нам вовремя послал Юмжану.

– Что было сильнее во время беременности: страх, связанный с физиологией, или психологический?

– Не было абсолютно никаких страхов. А чего бояться, если я знаю, что я в профессии, что у меня стабильная семья, которая, кстати, восприняла новость с радостью. Да и беременность, и роды протекали легко. Моя врач, а по совместительству подруга, частенько смеется: «Твой бы портрет вывесить и показывать молодым, как надо рожать».

– Первое чувство, охватившее маму Эржену при виде малышки?

– Знаете, смешанное. Говорят, что бабушки любят больше, чем мамы. Я испытала именно такое чувство: более глубокое, нежное, чем к старшим детям. И это прекрасно.

– Что изменилось в семье Жамбаловых с появлением малышки?

– Изменились, прежде всего, взгляды на себя как родителей. Я сейчас со стороны анализирую, как мы воспитывали старших, и с содроганием сердца вспоминаю, что мы делали. Дочь таскали с собой по гастролям: на «газиках» и «пазиках», ночевки в деревенских гостиницах, без каких-либо удобств… С сыном была уже другая ситуация, но тоже сложноватая. Его мы начали оставлять с полутора лет. Сами раз в три месяца уезжали работать в Нью-Йорк по контракту, были 90-е годы, заработать артисту на родине было нереально. Но при этом мы были очень требовательны к детям. А что можно требовать от ребенка? Существует восточная мудрость воспитания: до 7 лет относись к ребенку, как к Богу, с 7 до 17 – как к рабу, а после 17 – как к другу. На мой взгляд, это правильно. И тут уж, извините, что дали, то и получите. А перевоспитывать бесполезно.

– Какая она, поздняя дочь?

– В свои три с лишним года очень рассудительная. С ней всегда можно договориться, причем по-взрослому. А еще она нас учит: это надо делать так, а это так. Если начать ей подыгрывать, вообще не остановишь! Удивляет своей коммуникабельностью, открытостью. В сад пошла без всякой адаптации. Рано заговорила, сейчас уже пишет буквы, знает наизусть длинные стихи. Хотя, говорят, современные дети все такие.

– Тяжело ли совмещать роль мамы и артистки?

– А вот тут стоит сказать отдельное слово о моей маме. Без нее просто невозможно было бы родить троих и при этом добиться того, чего добились в профессиональном плане мы с Саяном. Знаете, старшая дочь нас, родителей, звала по именам, а когда ее спрашивали, где мы, отвечала: живут, работают, отдыхают. При этом сейчас, будучи взрослой, она уверяет меня, что «любви получила сполна». Конечно же, благодаря бабушке. Эту малышку я стараюсь растить в ласке, чаще нежить ее. Для девочки это важно. Со временем она уйдет в другую семью, и даже если там она будет счастлива, необходимую порцию любви должна получить дома.

– Что вы можете посоветовать женщинам, решившим родить малыша, скажем, после 35-ти?

– Мне кажется, рожать надо в любом возрасте. Однажды, еще в подростковом возрасте, я посмотрела фильм «Клеопатра» с Элизабет Тейлор. На всю жизнь запомнилась фраза оттуда: для того чтобы стать царицей, я должна стать женщиной; для того чтобы стать женщиной, я должна стать матерью. Вот простой, но самый верный код женского счастья.

P.S. 12 октября президент России Дмитрий Медведев подписал указ о присвоении Эржене Зугдаровне Жамбаловой звания заслуженного работника культуры России. От всей души поздравляем и желаем не остудить костер творчества, при этом поддерживая семейный очаг!

Кол-во просмотров: 1574

Поделиться новостью:


Поделиться: