А вот кому Госпремия

В начале декабря станут известны имена лауреатов Государственной премии Республики Бурятия в области литературы и искусства. Однако интрига здесь в том, что давать ее, похоже, некому.
Общество |

В начале декабря станут известны имена лауреатов Государственной премии Республики Бурятия в области литературы и искусства. Однако интрига здесь в том, что давать ее, похоже, некому. По крайней мере, по литературе. Госпремия выявила кризис. И кто же станет лауреатом Госпремии 2008-2009 годов и получит 100 тыс. рублей, решит комиссия во главе с Наговицыным.

Только два писателя и один поэт представлены в этой номинации. «Байкальский писательский союз» выдвинул кандидатуру бурятского писателя Владимира Митыпова, «Союз писателей Бурятии», в свою очередь, предложил писателя Бадму Шойдокова, а Национальная библиотека – поэта Галину Раднаеву. Как водится, все авторы «народные» и увенчанные разными другими званиями. Но проблема сложившейся ситуации в том, что премия дается за литературно-художественное произведение, а авторы, за исключением, наверно, Шойдокова, предоставили не совсем форматные работы. И если подходить формально, то все произведения можно было бы отклонить.

Исторические сто тысяч

Самое интересное, что все три работы посвящены истории. Бадма Шойдоков написал повесть о Великой отечественной войне, Владимир Митыпов литературно-историческое эссе об известном походе хоринских бурят к Петру Первому, а Галина Раднаева выпустила сборник преданий Джидинского района. Два произведения, Митыпова и Шойдокова вышли в журналах «Байкал» и «Байгал». Книга же Галины Раднаевой «Зэдэ голой домогууд» вышла отдельной книгой в издательстве БГСХА.

Эссе Владимира Митыпова «Петр Первый и Бурятия», опубликованное в первом номере журнала «Байкал» представляет собой своеобразное «исследование» знаменитого факта. Начнем с главного. Это публицистическое произведение, не имеющее отношение к художественной литературе, в то время как премия дается за художественное произведение. Работы написанные на стыке наук, жанров всегда вызывают большие вопросы. Читая эссе нетрудно убедиться, что это всего лишь интерпретация выдающегося события. Из аннотации на сайте Бурятского Государственного университета: «С логической неизбежностью представляется, что в составе приехавшей к царю бурятской делегации было несколько таких персон, каких сегодня мы называем «сотрудниками секретных служб». Отсюда, видимо, и зародилась традиция прибегать к помощи уроженцев Бурятии при «изучении Востока», − традиция, которая была успешно продолжена и в дальнейшем». Насчет спецслужб, конечно, интересно, учитывая современное конспирологическое сознание. Вообще, эссе Митыпова это такой микс из обильных цитат, громких дат и идей самого автора. Чтение увлекательное, но не более. Вообще, можно предположить, что версии этого похода могут, как в случае с Чингисханом, появляться бесчисленное множество раз.

Повесть же писателя-фронтовика Бадмы Шойдокова «Воспоминания о войне» это война глазами новобранца, фронтовые будни. Сюжет довольно прост, закаменский бурят неожиданно встречает на фронте своего земляка, радость встречи и т.д. Тем не менее, редактор журнала «Байгал» Виктор Жапов отмечает, что повесть интересна личными переживаниями автора и лаконичным бытописанием.

Таких произведений «с личными переживаниями» и «лаконичным бытописанием» в российской литературе достаточно, если же говорить о значении для бурятской литературы, то трудно рассматривать «Воспоминания...» в качестве «выдающегося» труда. Стандартный набор ходов, это как раз тот случай, когда простота хуже воровства.

Народный поэт Бурятии Галина Раднаева уже много лет занимается сохранением фольклора Джидинского района. Выпустила книгу. Издательство, допустило ошибку, почему-то представив ее как «фольклорное издание». Нет такого понятия «фольклорное издание», есть «литературно-художественное» или «научно-популярное» и т.п. издания.

С одной стороны сбором фольклора занимаются студенты филфака на ежегодной практике, а с другой – не каждый посвятит этому часть своей жизни. Если остальные авторы занимались практически самим собой: кто-то вспоминал, кто-то интерпретировал, то Галина Раднаева на протяжении многих лет сохраняет наше будущее. Нелегко оценивать, действительно, труд Галины Раднаевой в рамках госпремии по художественной литературе. Формально это тоже не художественное произведение, а литературно обработанные переложения народных преданий.

Самиздат, как книжная могила

Вообще, эту проблему, конечно, надо рассматривать гораздо шире. Госпремия выявила кризис. Как бы это ни банально бы звучало, но кризис темы. Обращение к истории в наше безвременье дело, конечно, актуальное, но в литературе оно превратилось в топтание на месте. За последние десять не написано ни одного нового хорошего, ну, или на худой конец, просто большого произведения. Если не считать Владимира Бараева с «Гонцом Чингисхана», Владимира Гармаева с «Джамухой» и Алексея Гатапова, издавшего наконец в этом месяце своего «Тэмуджина».

Есть еще драматург Геннадий Башкуев, пьесы, которого ставятся во многих театрах России и получивший ту же госпремию за «Записки пожилого мальчика». Вещь, конечно, профессионально написанная, но скучноватая, и, самое главное, роман в рассказах наполовину состоит из старых произведений. Опять-таки исторический роман Владимира Корнакова «Дикое поле», старейшего бурятского писателя, лауреата Государственной премии Бурятии вышел в 2005 году, но известен только в литературных кругах. Довольно активно выпускает свои книги литературно-музыкальное объединение «ОЛИМП». Почти каждый год. Сборники стихотворений, сказки, воспоминания о своих родственниках друзьях, книжки, в которых чуть ли не каждое произведение обязательно посвящено другу олимпийцу. Но их сказки зачастую не выдерживают никакой критики. Такое ощущение, что многие олимпийцы, готовясь к творческому порыву основательно штудируют труды Владимира Проппа по фольклору. Вообще, авторы начавшие писать еще при советском периоде для многих читателей, так и остались в СССР, некоторые люди удивляются, узнав, что кто-то не только жив, но еще и пишет.

При всем этом есть новые современные авторы, например, писатели Андрей Игумнов, Булат Молонов, или поэты Аркадий Перенов, Булат Аюшеев, Юрий Извеков и другие.

В чем же здесь проблема? Ответ традиционен – нет книгоиздания в республике, начиная от выбора автора заканчивая продвижением книги на книжный рынок. А самиздат, который сейчас стал единственным выходом, как могила уравнивает всех. Местный читатель не знает, кого читать, на кого тратить свои деньги. Вся эта невообразимая каша из хороших, талантливых авторов и откровенных графоманов естественно отпугивает человека. Книгоиздание решило бы, как минимум две проблемы. Первая, появился бы хоть какой-то порядок в нашем литературном бардаке. Читатель, покупая книгу, выпущенную в издательстве, уже бы знал, что рукопись прочитана, отредактирована и утверждена к печати, или наоборот, отброшена за ненадобностью. Появился бы водораздел между хорошей литературой и хламом. Отчасти, этим занимается журнал «Байкал», но ИД «Буряад Yнэн», куда входит и журнал, традиционно находится в депрессивном состоянии.

Вторая проблема, это ценовая политика. Например, книга «На переломе» драматурга Геннадия Башкуева, продается в магазинах по цене 1 190 рублей. И это не подарочное издание, в кожаном переплете, с золотым тиснением и прочими изысками, нет, обычная книга. А книга «ОЛИМПа» «Радуга. Стихи и сказки» – 70 рублей. И дело не в том, что Башкуев такой жадный, просто издатель так решил. Понятно, что книга Башкуева простоит до скончания времен. Издательство, хочется верить, систематизировало бы все эти абсурдные цены.

Кол-во просмотров: 2009

Поделиться новостью:


Поделиться: