У Анатолия Хориноева отнимут немного власти

Президент Бурятии и депутаты Народного Хурала изменяют действующий сейчас Закон «О порядке назначения...представителей общественности в Квалификационной коллегии судей Республики Бурятия».
Политика |

Президент Бурятии и депутаты Народного Хурала изменяют действующий сейчас Закон «О порядке назначения…представителей общественности в Квалификационной коллегии судей Республики Бурятия». В недрах парламента Бурятии подготовлен к второму чтению законопроект, в случае принятия которого председатель Верховного суда РБ лишится возможности единолично влиять на то, кому быть судье в Бурятии, а кому нет.

Как стать судьей

Коротко о том, откуда вообще у нас берутся судьи и кто решает, достоин человек звания судьи или нет. Федеральный закон «О судебной системе» устанавливает принцип «выборности судей по конкурсу», то есть судьи должны выбираться. Это, конечно, радует. Но применить этот «закон прямого действия», к сожалению, невозможно. Исходя из принципа выборности, допускаются как прямые выборы судей всем населением районов, городов, областей, республик, так и выборы не напрямую, то есть, через «коллегию выборщиков». Роль последней может выполнять, например, Народный Хурал РБ, которому жители Бурятии доверили представлять свои интересы.

Этим депутаты-хуральцы частично и занимаются. В сложившейся практике избрания судей Народному Хуралу доверено выбирать напрямую пока только мировых судей. То есть представителей самой низшей касты судебного сообщества Бурятии. Редкая сессия Хурала обходится без представления, обсуждения (иногда) и голосования (обязательно) за разные по величине списки будущих мировых судей. Кандидатов представляет депутатам президент Бурятии (обычно в лице руководителя своей администрации), а самому президенту их кандидатуры предлагает другой выборный – Квалификационная коллегия судей (ККС) Бурятии.

С федеральными же судьями – теми, кто вершит правосудие в судах общей юрисдикции, дело обстоит совершенно по-другому. Здесь Хурал практически отстранен от процесса выбора судей, а роль «коллегии выборщиков» играет Квалификационная коллегия судей (ККС РБ). Она и предлагает кандидатуры будущих федеральных судей самому президенту России. Выборный глава государства лично утверждает своим указом назначение на должность федерального судьи. Нет сомнения в том, что и ранее Путин, и сегодня Медведев о большинстве кандидатов ничего не знают, а сам выбор судей фактически отдан на откуп самому судейскому сообществу.

Так кто же выбирает федеральных судей в Бурятии?

Судья в отставке – представитель общественности?

Сегодня Квалификационная коллегия судей Бурятии состоит из 21 члена и выбирается по следующим нормам представительства:

- от общественности – 7 представителей;

- от судов общей юрисдикции – 5 представителей (Верховный суд РБ – 2 судьи, от районных судов – 3 судьи);

- от Арбитражного суда РБ – 5 представителей (судей);

- от Конституционного суда РБ – 1 представитель (судья);

- от гарнизонного военного суда – 1 представитель (судья);

- от мировых судей – 1 представитель (судья);

- от президента России – 1 представитель (главный федеральный инспектор по РБ).

Логика формирования ККС предполагает, что семеро представителей общественности в этом органе (треть его членов) должны представлять гражданское общество. Они призваны уравновешивать влияние клановых и профессиональных интересов представителей судебной системы. Однако реально в Бурятии этого не происходит. С 2002 года, то есть с самого начала действия республиканского Закона «О порядке назначения и досрочном прекращении полномочий представителей общественности в Квалификационной коллегии судей Республики Бурятия», от общественности в этом органе никогда никого не было. Все так называемые «представители общественности» в ККС – это судьи в отставке, то есть лица, сохраняющие статус судьи. Они получают за этот статус пожизненное вознаграждение и, получается, лично зависимы от судебной системы.

Дело в том, что в упомянутом законе нет процедуры внесения кандидатур представителей общественности. Реально же назначение таких представителей происходит следующим образом. Сначала Верховный суд Бурятии в лице его председателя Анатолия Хориноева, который находится на этом посту более двадцати лет, предлагает кандидатуры президенту республики, представляет их характеристики. Затем президент вносит эти кандидатуры на рассмотрение Народного Хурала. В завершение депутаты, тайно проголосовав за этих же кандидатов, назначают их представителями общественности в Квалификационной коллегии судей. За все это время ни разу ни одна предложенная Хориноевым кандидатура «представителя общественности» не была отклонена главой республики или депутатами.

Таким образом, получается, что минимум 13 человек из 21 члена ККС направляются в этот орган Анатолием Хориноевым и напрямую зависят от него. Это все пять представителей судов общей юрисдикции, 1 представитель от мировых судей и 7 судей в отставке, исполняющих роль «представителей общественности».

– У судей работа каторжная, и они мечтают о том, что будут жить хорошо на пенсии. Дожив без ущерба для карьеры до пенсии и получая большое пожизненное вознаграждение, судьи в отставке продолжают бояться: «Не дай Бог, меня лишат пенсии или председатель Верховного суда на меня косо посмотрит»! – рассказывает юрист Буддийской традиционной сангхи России Биликто Дугаров. – Поэтому все судьи в отставке – это сильно зависимые люди, на них очень просто воздействовать. И в случае с «представителями общественности» в Квалификационной коллегии судей ни о какой независимости речи не может быть! Эти люди имеют статус судьи, относятся к судебной системе и как члены этой системы получают большую пенсию. До сегодняшнего дня ни одна общественная организация не делегировала этих людей в этот орган.

Юрист Биликто Дугаров считает, что среди 21 члена ККС Бурятии лишь представитель президента России Сергей Шилин по-настоящему не зависит от судебной системы.

Общественность и президент Бурятии против Анатолия Хориноева

В начале лета этого года в Улан-Удэ прошел «круглый стол» с участием представителей общественности и религиозных организаций, где обсуждались проблемы, связанные с назначением представителей общественности в этой коллегии. По результатам этого обсуждения Биликто Дугаров направил президенту Бурятии Вячеславу Наговицыну письмо, в котором указывалось на наличие «коррупциогенных факторов» при формировании Квалификационной коллегии судей Бурятии. Глава республики согласился с такими выводами. И после проведения «антикоррупционной экспертизы» действующего Закона «О порядке назначения…» обратился к председателю Народного Хуралу Бурятии Матвею Гершевичу с предложением разработать и принять нормальный закон, в котором была бы подробно прописана процедура внесения кандидатур общественников.

– В 2010 году поступило предложение (от председателя Верховного суда Бурятии о назначении представителей общественности в ККС РБ. – С.Б.), в котором из семи кандидатур шестеро – судьи в отставке. Для сравнения: среди 29 членов Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации (ВККС РФ) 10 представителей общественности – это в основном ученые-юристы, руководители юридических вузов и факультетов. Не выполняется требование ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» о том, что «квалификационные коллегии судей организуются на принципах выборности, сменяемости и подотчетности органам, их избравшим». Представителями общественности в Квалификационную коллегию судей РБ, в основном, назначаются одни и те же лица, – сообщил депутатам президент Наговицын.

Глава республики предложил депутатам Народного Хурала при разработке закона учесть опыт ВККС России и коллегий в других регионах, когда кандидатуры представителей общественности вносятся общественными объединениями, организациями и научными коллективами непосредственно в законодательный орган. Таким образом, Вячеслав Наговицын (нужно отдать ему должное) добровольно отказался от своего права вносить в Хурал эти кандидатуры в пользу общественности.

Депутаты сначала пожадничали

Депутаты-хуральцы, нежданно-негаданно получившие возможность взять себе побольше власти и полномочий, не преминули ей воспользоваться. Они быстро (тоже нужно отдать им должное) разработали проект закона и так же быстро приняли его в первом чтении уже на июньской сессии Народного Хурала. Изменения в закон предполагали, что предложения о кандидатурах общественников в ККС будут вноситься в Хурал не президентом, а, во-первых, фракциями самого парламента Бурятии, и, во-вторых, «общественными объединениями юридической направленности» или правозащитными организациями. В законопроекте прописывались и сама процедура внесения и требования к кандидату. Кроме того, депутаты в эйфории «захвата полномочий» захотели присвоить себе дополнительные контрольные функции – проверять достоверность сведений о кандидатах и принимать ежегодный отчет членов ККС от общественности.

Однако к зиме депутаты немного поостыли. Как сообщили «Новой Бурятии» в комитете Народного Хурала по госустройству (председатель – Анна Скосырская), сегодня, ко второму чтению и окончательному принятию закона, депутаты разработали уже более «сдержанный» законопроект.

Сегодня к «субъектам права внесения кандидатур», помимо общественных организаций юридической направленности и зарегистрированных правозащитных организаций, депутаты предлагают добавить научно-педагогические коллективы образовательных учреждений Бурятии и почему-то отдельно Совет ветеранов судов общей юрисдикции РБ. Из этого видно, что председатель Верховного суда Анатолий Хориноев совсем не хочет полностью терять контроль за назначением семерых «общественников» и будет всеми силами продвигать в ККС своих судей в отставке. Правда, пока не известно, какое количество кандидатур депутаты уступили Хориноеву – одну или более? И уступили ли вообще?

- Каждая общественная организация может выдвинуть только одного кандидата. Это касается и Совета ветеранов судов общей юрисдикции, представляющего судей в отставке, – говорит председатель Комитета по государственному устройству Народного Хурала Бурятии Анна Скосырская.

Кроме того, на разработке закона сказались перипетии отношений между фракциями Народного Хурала. В соответствии с предлагаемыми комитетом Анны Скосырской поправками ко второму чтению малочисленные фракции Хурала (коммунисты, жириновцы и «эсеры») лишаются права самостоятельного внесения кандидатур в члены Квалификационной коллегии судей. Предлагается законодательно закрепить такое право не за «депутатскими объединениями» в Народном Хурале, а за «группами депутатов численностью не менее одной шестой от установленного числа депутатов». Напомним, что всего народных избранников в этом представительном органе насчитывается 66, и ни одна из «оппозиционных» хуральских фракций не имеет в своих рядах требуемых этой поправкой 11 членов. Во фракции КПРФ состоят 5 депутатов, ЛДПР – 3 депутата, «СР» – 9 депутатов. Таким образом, вносить свои кандидатуры оппозиционеры могут, только объединившись все вместе.

По словам Анна Скосырской, отказ от того, чтобы кандидатов в члены ККС выдвигали хуральские фракции, обусловлен тем, что члены рабочей группы «не хотят излишне политизировать вопрос».

По-видимому, депутатам не удастся взять себе право проверять достоверность сведений о кандидате в члены ККС и ежегодно вызывать их к себе на ковер с отчетом. К сожалению депутатов, выяснилось, что такими полномочиями они не обладают.

По последней информации из парламента республики, принять закон, который лишит Анатолия Хориноева права фактически единолично определять состав судейского корпуса Бурятии, депутаты намерены на следующей сессии Народного Хурала 2 декабря. В проекте повестки декабрьской сессии этот вопрос стоит под номером один.

Кол-во просмотров: 1507

Поделиться новостью:


Поделиться: