Сложный подъем. Непарадный обзор состояния экономики и инвестиций Бурятии в 2010 году

В начале 2010 года правительство Вячеслава Наговицына обещало резкий подъем экономики республики уже в этом году. Однако из-за засухи подъем был отложен на 2011 год.
Общество |

В начале 2010 года правительство Вячеслава Наговицына обещало резкий подъем экономики республики уже в этом году. Однако из-за засухи подъем был отложен на 2011 год. Кроме того, вследствие непрекращающихся скандалов вокруг экономических программ правительства Бурятии в светлом экономическом будущем стали сомневаться депутаты Народного Хурала. Приняв бюджет Бурятии на три года, они вернули «на доработку» программу социально-экономического развития (СЭР) Бурятии на 2011–2015 годы и программу СЭР до 2020 года.

Тем не менее, президент Бурятии Вячеслав Наговицын полон оптимизма. Он заявлял, что по экономическим показателям республика – один из лучших регионов Сибири. Например, в начале декабря президент Бурятии сообщил, что по росту индекса промышленного производства (163,5 %!) Бурятия вышла «на первые позиции в Сибирском федеральном округе» и что в целом экономика Бурятии хорошо «разогрелась».

«Подогрели, обобрали…»

В начале 2010 года большой прорыв ожидался в сельском хозяйстве Бурятии, получившем еще в 2009 году безвозмездную финансовую помощь из Москвы. Беспрецедентная для Бурятии почти миллиардная сумма субсидий на выполнение значимых экономических программ должна была прийти в хозяйства Бурятии. Сельхозпроизводители надеялись использовать их на развитие производства молока и мяса, картофеля и овощей. Эффект от этой помощи в виде увеличения урожая, роста производства кормов и продуктов животноводства ожидался уже в этом году. По результатам выполнения заложенных в «регионально значимые программы» индикаторов на 2010 год Минсельхоз России обещал безвозмездно субсидировать сельское хозяйство Бурятии и в дальнейшем. Если Бурятия выполнит эти индикаторы, то в следующие три года получит еще более 3 млрд рублей без необходимости их возвращать!

Однако не случилось. Из 835 млн рублей бюджетной помощи (из них 138 млн из бюджета Бурятии) только 29 млн рублей агрофирмы Бурятии получили в виде помощи. На эту сумму им были компенсированы 30% стоимости техники, приобретенной хозяйствами в 2009 году по договорам лизинга с фирмой с государственным участием ОАО «Республиканская государственная инвестиционная лизинговая компания (РГИЛК) «Агролизинг». Остальная же сумма в 805 млн рублей пошла на поддержку аналогичной фирмы ОАО «Республиканская аграрная лизинговая инвестиционная компания» (РАЛИК), владельцем 100% акций которой является та же РГИЛК.

СМИ Бурятии в течение года подробно освещали скандал с РАЛИКом. Прокуратура и Счетная палата Бурятии в это же время давали свои заключения о нецелевом использовании средств, допущенном правительством Бурятии. Полученные РАЛИКом 805 млн рублей оказались «прибылью коммерческой фирмы». И она должна была еще в 2009 году заплатить 160 млн рублей налога на прибыль. На директора РАЛИКа Перевалова Управление по налоговым преступлениям МВД Бурятии завело уголовное дело.

Скандал вышел за пределы Бурятии. Депутат Госдумы России и личный тренер Владимира Путина по дзюдо Василий Шестаков обратился в Генпрокуратуру и Счетную палату России с просьбой проверить законность того, как правительство Бурятии распорядилось средствами целевой федеральной поддержки. В октябре-ноябре в Минсельхозе Бурятии работали специалисты Счетной палаты РФ. Результаты проверки ожидались в начале декабря, однако о них пока ничего не известно.

Тем временем депутаты НХ узнали о сложном положении учредителя РАЛИКа – фирмы ОАО «РГИЛК «Агролизинг». Оказалось, что ОАО «Росагроснаб» (кредитор РГИЛКа), которому РГИЛК задолжала 18 млн рублей, подало иск в Арбитражный суд, признавший РГИЛК банкротом. Гендиректора фирмы Перевалова сменил конкурсный управляющий Олег Кондрусов. Возникла угроза потерять компанию РАЛИК, которая со сменой учредителя и владельца ее акций может перейти в частные руки. И все деньги, которые крестьяне по лизинговым договорам с РАЛИКом будут выплачивать по этим договорам, уйдут не правительству Бурятии как нынешнему владельцу акций РГИЛКа, а неизвестно кому.

И, можно сказать, республиканская программа агролизинга на 2009 год потерпела фиаско. Крестьяне не получили обещанной финансовой поддержки, усугубив свое положение обязательствами по выплатам за дорогую импортную технику. Бюджет Бурятии не получил пока ни копейки от «бухлерных» денег, а наоборот, выплачивает крестьянам компенсации за технику, приобретенную по лизингу у РАЛИКа.

Индикаторы региональных экономически значимых программ по производству мяса, молока, картофеля и овощей оказались под вопросом, как и будущие 3 млрд рублей федеральной помощи. Из-за стихийных бедствий урожай хлеба и кормов не увеличился, а скорее (окончательные итоги Бурятстата станут известны в 2011 году) даже уменьшился.

Гарантии без инвестиций

Безрадостная картина сложилась и по другой программе правительства Бурятии по предоставлению государственных гарантий на 2010 год. В начале года Вячеслав Наговицын лично убедил депутатов Народного Хурала дать согласие на то, чтобы республика выдала госгарантии в размере 623 млн рублей ЗАО «Свинокомплекс «Восточно-Сибирский», дочерней компании томской фирмы «Сибирская аграрная группа» (САГ). Всего в течение 4-х лет САГ хочет получить в банках России 2,5 млрд рублей кредитов под гарантии Бурятии, 600 млн рублей сама обещает вложить в развитие гигантской свинофермы в Заиграевском районе.

Несмотря на большую закредитованность компании (2,5 млрд срочных долгов, 4 млрд долгосрочных займов и кредитов), отсутствие собственной прибыли и наличие проблемного «незавершенного строительства» (на 4 млрд рублей) в виде свинокомплекса «Уральский» в Свердловской области, томские свиноводы все же получили вожделенные госгарантии. Однако ни один российский банк не предоставил им кредита в 623 млн рублей. Долги САГа за год почти не уменьшились и составляют те же 6,1 млрд рублей. Проект свинофермы завис, поскольку 600 млн обещанных собственных рублей САГ тоже не спешит инвестировать в экономику Бурятии.

Этот скандал сыграл злую шутку и с другим инвестором – ЗАО «АПК «Великое озеро» («дочка» челябинской фирмы – ЗАО «Группа развития управления»). «ГРУшники» намереваются построить в Кабанске большую птицефабрику стоимостью в 2,7 млрд рублей. Из них 550 млн предполагаются собственные средства компании.

Сумма госгарантий на 2010 год по запросу челябинцев составляла 491 млн рублей. Они планировали получить кредит под эти госгарантии весной этого года и начать строительство модульного цеха «яичного направления». Однако депутаты, которых «переломили через колено» в случае с САГом, проявили характер и дали согласие на выдачу госгарантий ГРУ только в конце сентября. И стройка в Кабанском районе начнется не раньше весны следующего года.

Местные же сельхозпроизводители (частные компании «Тогтурри», «Гарантия-2» и «Байкальская инвестиционная группа «Вайт») в общей сложности получили госгарантий на сумму чуть более 100 млн рублей. Причем самый крупный их них получатель, ООО «БИГ «Вайт», к строительству своей молочной фермы тоже не приступил.

Таким образом, ожидаемых в этом году инвестиций в сельское хозяйство в размере 1 млрд 225 млн рублей не случилось. Гарантии на эту сумму выданы, а инвестиций нет. Сегодня нельзя со стопроцентной уверенностью сказать, что и в следующем году эти инвестиции будут вложены.

Хорошо это или плохо? С одной стороны, конечно, плохо. В том смысле, что крупные проекты сельхозпроизводства в Бурятии не двигаются с места. С другой стороны, банки, не выдавая кредиты сомнительным партнерам, оберегают бюджет Бурятии от рисков значительных кредитных обязательств. Ведь будущие инвесторы могут «испариться» вместе с полученными в банке деньгами и приобретенным на них имуществом. Такое было в недавнем прошлом со злосчастным ООО «Транссибирская грузовая компания». Напомним, что тогда республика выдала госгарантии фирме Елгина, а потом выплатила за нее 56 млн рублей по обязательствам перед «Росбанком».

Что «ввели в строй» в Турке?

К концу этого года правительство республики и филиал ОАО «Особые экономические зоны» в Бурятии планировали построить в Турке (оз. Байкал) первую очередь туристско-рекреационной зоны (ТРЗ) «Байкальская гавань». Под этим имелась в виду инфраструктура двух первых участков турзоны – «Турка» и «Пески». Всего на строительство инфраструктуры планировалось истратить 1 млрд 347 млн рублей из федерального бюджета (из них 800 млн на системы канализации и снабжения водой и теплом). Всего из 19 объектов первой очереди планировалось до конца 2010 года сдать 17 объектов. Оставшиеся два объекта должны были ввести в эксплуатацию в феврале 2011 года. Однако этого не произошло.

Большим событием конца октября 2010 года стал торжественный «ввод в эксплуатацию первой очереди» инфраструктуры ТРЗ. В октябре 2010 были введены в строй первые семь объектов турзоны – электросети, сети водопровода и бытовой канализации (общей протяженностью 25 км, все это под землей и не видно глазу), две подстанции, вертикальная планировка на участке «Турка» (засыпанная и выровненная под строительство площадка) и, наконец, бетонная «набережная с прогулочными зонами». Фирма «Запсибгазпром» («дочка» ИФК «Метрополь») освоила на объектах 410 млн рублей из запланированных на инфраструктуру 800 млн рублей.

Большую часть объектов инфраструктуры, самую затратную в плане времени и ресурсов, строителям из «Метрополя» только предстоит сдать. Это еще 12 объектов, включая две газовые котельные, всю систему теплоснабжения, внушительные по площади очистные сооружения.

В соответствии с проектом первой очереди турзоны (инфраструктуры участков «Турка» и «Пески»), разработанным архитекторами ОАО «Бурятгражданпроект», все инфраструктурные объекты строятся как для обычного города или поселка. Критики технического решения строительства систем канализации и водоснабжения утверждали, что эти системы могут замерзнуть уже в первую зиму. Однако пока нет туристических и объектов, на которых могли бы быть опробованы сети, и проверить надежность построенных объектов не представляется возможным.

Миллион туристов

Сенсацией конца 2010 года стало заявление президента Бурятии, который заявил ИТАР-ТАСС о том, что в этом году до конца лета Байкал посетили почти в три раза больше туристов, чем в прошлом году!

– По данным мониторингового эксперимента, в 2010 году республику и Байкал посетили не 350 тыс. туристов, как, по официальным данным, было в прошлом году, а уже около одного миллиона, – сказал Вячеслав Наговицын.

Напомним, вожделенная цифра в 2 млн туристов в год предполагается при условии, что здесь уже на полную мощность будет работать весь туристический потенциал Бурятии. Это все объекты турзоны «Байкальская гавань», все сезонные фешенебельные курорты и сафари-парк на севере Байкала, горнолыжный курорт мирового значения для богатых азиатов на горе Бычья, международный аэропорт, принимающий иностранные рейсы не только из Монголии, а также «зоны экономического благоприятствования туристско-рекреационного типа» во всех районах республики.

Даже при таких условиях цифра в 2 млн туристов звучала очень смело. Но, оказывается, без всего этого можно иметь по миллиону туристов в год в результате «мониторингового эксперимента».

Депутаты не поверили

Завершился год неприятным «инцидентом» – депутаты НХ не приняли два важных для Бурятии законодательных документа – программы социально-экономического развития (СЭР) на 2011–2015 годы и такой же программы до 2020 года. Подобного раньше не случалось. В итоге год почти закончился, а программа СЭР, где были бы показаны те индикаторы, достижения которых экономисты в правительстве Бурятии будут добиваться в 2011 году, не утверждены Народным Хуралом.

Пойти на столь демонстративное выражение негативного отношения к работе «экономического блока» правительства депутатам позволило не только недоверие, но и объективное заключение информационно-аналитического управления. В этом заключении говорится о том, что в предлагаемой правительством программе экономические индикаторы есть, а описания того, как их достичь, нет. То есть не указаны конкретные инвестпроекты, нет перечня программных мероприятий правительства, в частности, предлагаемых для финансирования за счет средств федерального бюджета, и, наконец, отсутствует указание на объемы и источники финансирования.

Счетная палата Бурятии тоже посчитала, что дать заключение об обоснованности того, почему такие индикаторы были установлены, и о том, насколько реально достижение таких индикаторов, не представляется возможным.

На своих комитетах депутаты тоже отвели душу на критике проекта программы СЭР. В частности, члены аграрного комитета указали на то, что заявленный на 2011 год индикатор валовой продукции сельского хозяйства в 16,7 млрд рублей просто не выполним. В своем заключении депутаты-аграрники сообщили о том, что в 2009 году такой индикатор (13,6 млрд рублей) не был выполнен. В 2009 году продукции сельского хозяйства было произведено на сумму 12,1 млрд рублей (89% от плана). Депутаты уверены, что и в 2010 году указанный показатель не будет выполнен, и «сказочный» скачок сразу на 40% всего за два года нереален.

В результате депутаты добились отправки проекта программы СЭР «на доработку». Это стало поводом для критики президента Наговицына в адрес председателя комитета по экономической политике Хурала Вячеслава Ирильдеева, озвучившего решение депутатов. Ирильдеева президент обвинил в том, что тот «плохо работает и ни за что получает большие деньги».

О хорошем, или Кто выиграл битву за нефрит…

Приятным известием для многих жителей Бурятии стало заключение в 2010 году соглашения с госкорпорацией «Газпром», для чего этой осенью в Улан-Удэ и приезжал глава «Газпрома» Алексей Миллер. В плане первоочередных мероприятий по газификации Бурятии – строительство в Улан-Удэ газонаполнительной станции и перевод на сжиженный газ шести котельных в районах республики.

В этом году Бурятия как никогда ярко была представлена на различных международных выставках и конференциях. Информацию о Бурятии и Байкале получили многие бизнесмены и чиновники в разных частях света. «Прорывным» в плане пиара было участие Бурятии во Всемирной выставке ЭКСПО-2010 в Шанхае.

После того как генерал милиции Сюсюра с его желанием проверять бизнесменов, занимающихся добычей нефрита в северных районах Бурятии, сам оказался в СИЗО, в этой области экономики тоже наметился своеобразный «прорыв». В начале декабря этого года стало известно, что в федеральный бюджет (жалко, что не в республиканский!) по итогам торгов на аукционе по разработке всего лишь одного участка месторождения нефрита в Муйском районе был зачислен разовый платеж за пользование недрами в 38 млн рублей. Это больше, чем за самое крупное в России месторождение цинка и свинца – Холоднинское. В ближайшее время состоятся еще 9 аукционов, доходы от проведения которых могут составить еще 100 млн рублей.

Кол-во просмотров: 817

Поделиться новостью:


Поделиться: